Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Пермский государственный университет»

Региональный  институт непрерывного образования 
 
 
 
 
 

Центр психологического образования 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности межличностного общения  у лиц с Интернет зависимостью 
 
 
 
 

Курсовая  работа

слушательницы ЦПО программы

профессиональной  переподготовки

«Психология»  по направлению

«Клиническая  психология»

Бунаковой Анны Владленовны 

Научный руководитель:

ст. преподаватель  кафедры общей и

клинической психологии

Яровая  Наталья Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

      Введение. 

1. Теоретическая часть.

   1.1Межличностное  общение как предмет  изучения психологии.

1.1.1 Понятие межличностного  общения.

1.1.2. Виды, уровни, функции  межличностного общения.

      1.1.3. Структурный анализ общения

  1.2. Психологические   аспекты виртуального  общения.

  1.3.Понятие  и критерии  Интернет-зависимости.

   2. Эмпирическая часть.

2.1 Организация и  методы исследования  особенностей межличностного  общения у лиц  с интернет-зависимостью.

2.1.1. Описание выборки.

2.1.2. Описание методик.

2.2. Описание и анализ  результатов исследования  особенностей  межличностного  общения у лиц  с интернет-зависимостью.

2.2.1. Результаты исследования  на интернет-аддикцию.

2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.

2.2.3. Результаты исследования  уровня принятия  других.

2.2.4. Результаты исследования  уровня общительности.

2.3. Интерпретация результатов.

2.3. Вывод.

3. Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Суть аддиктивного  поведения заключается в том,  что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным  путем изменить свое психическое  состояние, что дает им иллюзию  безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного  поведения, как химического, так и не химического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

   Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

    Аддиктивная  личность в своих попытках  ищет свой универсальный, но  односторонний способ выживания  – уход от проблем.

    Привлекательность  аддикции состоит в том, что  она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-либо предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.

    Аддиктивная  реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает  время, силы, энергию и эмоции  до такой степени, что аддикт  оказывается неспособным поддерживать  равновесие в жизни, включаться  в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться.

   Интернет  – зависимость обладает некоторыми  характеристиками уже известных  и изученных аддикций: пренебрежение  важными вещами в жизни; разрушение  отношений со значимыми людьми; скрытность и раздражительность при критике поведения аддикта; безуспешные попытки сокращать это поведение.

    Однако, есть и отличие Интернет аддикции  от других. Это время формирования  зависимости (для Интернет –  аддикции оно резко сокращается).

     Актуальность.

 Актуальность  исследования проблемы Интернет  зависимости становится более  очевидной в связи с ростом  количества Интернет – пользователей,  а так же в связи с кратковременностью  формирования зависимого поведения.

  Первыми,  с подобным поведением, столкнулись врачи-психотерапевты и компании, использующие Интернет в своей деятельности, и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появлялось патологическое влечение к пребыванию «онлайн».

   В середине 90-ых г.г. XX века Goldberg предложил термин  Интернет-аддикция для обозначения этого явления.

   Распространенность  этого расстройства с каждым  годом увеличивается. Например, в России с 1992 по 2004 г.г. удельный вес подростков с возможной Интернет-аддикцией увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции.

  Объект исследования.  Межличностное общение.

   Предмет исследования.  Особенности межличностного общения у лиц с Интернет-аддикцией и людей, имеющих склонность к Интернет-аддикции.

   Цель работы – изучить особенности межличностного общения у лиц с Интернет-зависимостью.

     Задачи.

1. Обобщить теоретический материал по проблеме Интернет-аддикции

2. Выявить Интернет-аддиктов и лиц склонных к Интернет-аддикции

3. Исследовать особенности межличностного общения у лиц, склонных к Интернет-зависимости.

4. Изучить особенности межличностного общения у Интернет-зависимых людей.

5. Сравнить особенности межличностного общения у Интернет-аддиктов с людьми, не подверженными зависимости. 

   Теоретическое значение.

 Обобщить  и по возможности дополнить  уже имеющийся теоретический  материал по проблеме Интернет-аддикции.

   Практическое значение. 

В процессе исследования у лиц склонных к зависимости  будут выявлены, отличающие их от независимых лиц, особенности межличностного общения. В последствие, можно будет говорить о корректировке этих особенностей.

  Кроме того, обратная связь от исследователя  с информацией о  наличие  или отсутствии зависимости, возможно  поможет респондентам критично оценить ситуацию и принять меры по коррекции поведения.

  Гипотеза.

У лиц склонных к Интернет-зависимости, по сравнению  с лицами не зависимыми, снижен уровень  социальной и коммуникативной активности, и как следствие, ухудшается адаптация  в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретическая часть. 

1.1Межличностное  общение как предмет  изучения психологии. 

1.1.1 Понятие межличностного  общения. 

   Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

•   в нем  участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);

•   это  непосредственное взаимодействие: его  участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;

•   это  так называемое личностно-ориентированное  общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

   Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.

   Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событий наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным.

   Межличностное общение - осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

   Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

   Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение (или «трансакция», если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия.     Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому. Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования [1], в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:

1) объединение,  создание общности, целостности  («хорошая компания, друзья»);

2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);

3) встречное  движение, взаимопроникновение, нередко  носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

   Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.

    Так, понятие «межличностный контакт» (от лат. contactus — касание) становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.

   Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.

    Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте  взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью