Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

друг друга.

      Еще  одним  механизмом  понимания   в  общении  является  межличностная

аттракция.  Аттракция (от англ. —  притягивать,  привлекать)  —  это  процесс

формирования  привлекательности  какого-то  человека  для   воспринимающего,

результатом чего является формирование межличностных  отношений. В  настоящее

время формируется  расширенная трактовка процесса аттракции как  формирования

эмоционально-оценочных  представлений друг о друге и  о  своих  межличностных

взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как  своего  рода

социальной установки  с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

      Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает

друг друга. Более  того, существуют  еще  и  другие  варианты  классификаций.

Это, в свою очередь,  предполагает,  что  феномен  общения  как  многомерное

явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.3. Структурный анализ  общения. 
 

      В  отечественной  социальной  психологии  проблема  структуры   общения

занимает важное место. Методологическая проработка этого  вопроса  на  данный

момент   позволяет    выделить    совокупность    достаточно    общепринятых

представлений о структуре общения [4],   выступающих   общеметодологическим   ориентиром

организации исследований.

      Под структурой объекта в науке  понимается  порядок  устойчивых  связей

между элементами объекта исследования, обеспечивающих  его  целостность  как

явления при  внешних и внутренних изменениях. К  проблеме  структуры  общения

можно  подойти  по-разному,  как  через  выделение  уровней  анализа   этого

явления, так  и через перечисление его основных функций. Обычно  выделяют  по

крайней мере три  уровня анализа [5]:

      1. Макроуровень: общение индивида  с другими людьми рассматривается  как

важнейшая  сторона  его  образа  жизни.  На  этом  уровне  процесс   общения

изучается в  интервалах времени, сопоставимых  с  длительностью  человеческой

жизни, с акцентом на анализ психического развития  индивида.  Общение  здесь

выступает как  сложная развивающаяся сеть  взаимосвязей  индивида  с  другими

людьми и социальными  группами.

      2.  Мезауровень  (средний  уровень):   общение   рассматривается   как

сменяющаяся совокупность целенаправленных  логически  завершаемых  контактов

или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в  процессе  текущей

жизнедеятельности на конкретных  временных  отрезках  своей  жизни.  Главный

акцент  в  изучении  общения  на  этом  уровне  делается  на  содержательных

компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с  какой  целью».  Вокруг

этого  стержня  темы,  предмета  общения  раскрывается   динамика   общения,

анализируются используемые средства (вербальные и  невербальные) и фазы,  или

этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен  представлениями,  идеями,

переживаниями.

      3. Микроуровень: здесь главный акцент  делается на анализе элементарных

единиц общения  как сопряженных актов,  или  трансакций.  Важно  подчеркнуть,

что  элементарная  единица   общения   —   это   не   смена   перемежающихся

поведенческих актов его участников, а их  взаимодействие.  Она  включает  не

только действие одного и партнеров, но и связанное с ним содействие  или

противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение  к  действию  -

действие», «сообщение информации отношение к ней» и  т. п.).1

      Каждый из перечисленных уровней  анализа требует специального теоретико-

методологического  и  методического  обеспечения,  а  также  своего  особого

понятийного аппарата. И поскольку  многие  проблемы  психологии  комплексны,

встает задача  разработки  способов  выявления  взаимосвязей  между  разными

уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

      Получившая широкое признание  аналитическая модель, в соответствии  с которой структура любого  акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.

     Перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст  встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

   Коммуникативная сторона — использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор — это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

    Интерактивная сторона — взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении — один из возможных показателей психологической зрелости личности.

Количественная  характеристика межличностного общения  получила развитие в понятии «круг  общения». Последнее обозначает число  людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении — примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. Отечественный психолог

 Я. Коломинский  предложил в зависимости от  степени психологической близости  и значимости выделять два  круга желаемого общения: первый (наиболее близкий) включает от  одного до четырех человек,  второй — от шести до восьми. Проведенные исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые нам симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40%, а у детей — всего 19-24% [9].

    Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи [10].

•    Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или  самооценки.

•    Во-вторых, это способы, с помощью которых  люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации.

•    В-третьих, это совокупность правил, которых  придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система.

•    В-четвертых, это методы, с помощью которых  семья осуществляет свои связи с  другими социальными институтами, или социальные связи.

При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль [10], всегда характеризуется:

•    низкой самооценкой;

•    ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;

•    ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;

•    социальными  связями, либо обеспечивающими покой  в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

     Для зрелых семей характерны высокая самооценка, непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации: правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие. Члены этих семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

      Таким образом, с учетом, как обыденных представлений, так и суждений специалистов к предметной области межличностного общения можно отнести:

•   психические  процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.);

•   коммуникативные  практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

•   нормы  и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.        Разумеется, реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем, в аналитических целях выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным. 
 
 
 

1.2. Психологические   аспекты виртуального  общения. 

    Общение   охватывает   все   сферы   деятельности   (и   само   является

деятельностью),  а  потому  теорий  общения,  пытающихся  сформировать   его

законы, может  быть бесконечно много  и  все  они  будут  верны.  Виртуальное

общение во многом повторяет  реальное,  здесь  действует  принцип  переноса,

т.к.  все  равно  взаимодействие  протекает  в  системе   «человек-человек».

Создается особое пространство (виртуальная  реальность),  со  специфическими

Образованиями и со  свойственным  ему  видом  общения.  Но  из-за  того,  что

виртуальное  общение  опосредовано,   возникают   новые   правила,   законы,

образования  и  связи  в  среде  межличностных  отношений,  выделяющие   эти

отношения в  отдельную категорию. Виртуальным  общением называют такой  способ

коммуникации, при  котором  контакт  между  людьми  опосредован  компьютером,

включенным  в  сеть  (все  равно,  локальная  она  или  глобальная),  а  все

взаимодействия  осуществляются  в  пространстве  виртуальной  реальности.  В

данном  способе  общения  люди  общаются  с  помощью  письменной  речи,  что

выделяет его  как специфический вид межличностных  отношений.

    Можно  выделить следующие формы общения в  Интернет  :  телеконференция,

чат,  MUDs  (ролевая  игра),  ICQ  (программа,    позволяющая   общаться   с

собеседником  один на один,  в  режиме  диалогового  окна),  форум,  гостевая

книга и переписка  по e-mail (электронная почта).  Исследователи  Интернет  -

общения  обычно  разделяют  способы  общения  в  Интернете  по  степени   их

интерактивности. Наиболее интерактивными средами   общения  считаются  чаты,

ICQ и MUDs, наименее  интерактивными -  e-mail,  гостевые  книги,  форумы   и

телеконференции.  В  форумах  и  при  общении  посредством  e-mail   общение

происходит в  режиме отсроченного ответа (off-line), в  отличие от  чата,  ICQ

и MUDs, где люди  общаются  в  режиме  реального  времени  (on-line).  Формы

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью