Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

В группе, где нет зависимости от Интернет, средний показатель составил 12 очков, что говорит о том, что испытуемые в этой группе  весьма общительны, любопытны, разговорчивы, охотно знакомится с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах.  

2.2.5. Результаты оценки достоверности полученных показателей при исследовании особенностей межличностного общения у лиц с Интернет-зависимостью. 

Таблица значений средних показателей в обеих  группах и значений t-критерия Стъюдента: 

Общительность Принятие других Уверенность в себе Социальная  смелость Инициатива  в контактах
Среднее значение в группе зависимых от интернет 19 баллов - избирательная коммуникабельнось 29,8 баллов –  средний показатель принятия  других с тенденцией к низкому 3,7 стэнов  из 10 5 стэнов из 10 3 стэнов  из 10
Среднее значение в группе, где зависимость  от интернет не выявлена 12 баллов –  весьма общителен 38,1 баллов  – средний показатель принятия  других с тенденцией к низкому 5,7 стэнов  из 10 5,3 стэнов  из 10 5,2 стэнов из 10
t-критерий Стъюдента 1,58 0,76 4,0 0,5 4,4
 

   Для проверки гипотез о равенстве генеральных средних мы использовали T-критерий Стъюдента.

   Рассмотрим подробнее особенности использования t-критерия Стьюдента. Наиболее часто t -критерий используется в двух случаях. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и опытная группа, состоящая из разных пациентов, количество которых в группах может быть различно. Во втором же случае используется так называемый парный t-критерий, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних. Поэтому эти выборки называют зависимыми, связанными. В обоих случаях должно выполняться требование нормальности распределения исследуемого признака в каждой из сравниваемых групп. Мы использовали для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок.

   В данном случае, с незначительно отличающимся размером выборки, мы  применили упрощённую формулу приближенных расчётов: 

 

где M1,M2 — средние арифметические, σ1,σ2 — стандартные отклонения, а N1,N2 — размеры выборок.

Количество степеней свободы рассчитывается как 

 

   Значимые различия были зарегистрированы при исследовании следующих показателей:

- уровня общительности. Что свидетельствует о известной степени общительности лиц с Интернет-зависимостью, чувстве уверенности в незнакомой обстановке. В то же время присутствует нежелание строить новые контакты, участвовать в каких-либо диспутах.

Испытуемые, в группе где зависимость от Интернет не выявлена,  весьма общительны, любопытны, разговорчивы, охотно знакомится с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах.

- уровня принятия других. В  группе лиц с Интернет-зависимостью низкий показатель принятия других, критическое    отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания    негативного отношения к себе. В группе, где зависимость не была зарегистрирована, средний показатель принятия других, с тенденцией к низкому,        что может свидетельствовать о том, что испытуемые в данной группе, более настроены на позитивное восприятие окружающих и себя в целом, нежели на негативное.

- по шкале «социальная смелость». Испытуемые, у которых выявлена зависимость от Интернет гораздо менее настроены на создание новых социальных контактов, они более замкнуты и подвержены социальным страхам, чем испытуемые, у которых зависимость от Интернет не была выявлена.

   По шкалам «общая уверенность в себе» и «инициатива в социальных контактах» - значимых различий не было выявлено. 
 
 
 

2.3. Интерпретация результатов. 

   Целью исследования является изучение особенностей межличностного общения у лиц с Интернет-зависимостью. Исходя из цели нашего исследования , были сформулированы задачи, в ходе исследования все поставленные задачи осуществлены.

    Гипотеза данного исследования в том, что у лиц склонных к Интернет-зависимости, по сравнению с лицами не зависимыми, снижен уровень социальной и коммуникативной активности, и как следствие, ухудшается адаптация в коллективе.

    Таким образом, сравнивая результаты исследования двух групп, можно сделать следующие выводы:

 1) общительность в группе, где зарегистрирована интернет-зависимость, ниже, чем в группе, в которой зависимость не выявилась ;

2) средний показатель принятия других, имеет тенденцию к низкому показателю в обеих группах, однако, в первой (зависимой) группе он более низкий, чем во второй (независимой);

3) средний показатель уверенности в себе, в первой (зависимой) группе ниже, чем во второй (независимой);

4) средний показатель социальной смелости практически одинаковый в обеих группах;

5) средний показатель инициативы в контактах в первой (зависимой) группе ниже, чем во второй (независимой);

6) t-критерий Стъюдента достоверен при значении t-эмпирического больше 3,17, следовательно, результаты исследования уверенности в себе и инициативы в социальных контактах можно считать достоверными.  

2.3. Вывод.

  

   Исходя, из поставленных во время исследования задач можно сделать следующие выводы:

1. Интернет в  США и Западной Европе развит  гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть  показателен. В настоящее время  интенсивно обсуждается и исследуется  феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD). Появился очень об разный термин Netaholic, или Интернет-аддикт.

   В самом  общем виде Интернет-зависимость  (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость прояв ляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" .  

2. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих интернет впали в зависимость от него. Выявить зависимость можно различными способами. Например, при общении с человеком, который подозревает у себя данный вид зависимости, можно узнать есть ли у него характерные симптомы.

Предположение о наличии либо отсутствии зависимости  можно сделать при помощи специальных  тестов. Существует множество опросников разной степени сложности, разработанных  с целью выявления зависимости. Эти опросники представляют собой  список вопросов или утверждений, связанных с проявлениями IAD. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым интернет-зависимым, либо его родными или друзьями. В нашей работе мы использовали тест на Интернет-аддикцию Т.А.Никитиной, А.Ю. Егорова. В результате использования этого теста, из 12 прошедших тестирование 6 оказались зависимыми от Интернет. 

3. При изучении и сравнении особенностей межличностного общения у лиц с   Интернет-зависимостью подтвердились предположения о том что:

       - общительность в группе, где зарегистрирована интернет-зависимость, ниже, чем в группе, в которой зависимость не выявилась ;

-  средний  показатель принятия других, имеет  тенденцию к низкому показателю  в обеих группах, однако, в первой (зависимой) группе он более  низкий, чем во второй (независимой);

- средний показатель  уверенности в себе, в первой (зависимой)  группе ниже, чем во второй (независимой);

- средний показатель  социальной смелости практически  одинаковый в обеих группах;

- средний показатель  инициативы в контактах в первой (зависимой) группе ниже, чем во второй (независимой); 

         

        Таким образом, выдвинутая гипотеза, о том, что у  лиц склонных к Интернет-зависимости, по сравнению с лицами не зависимыми от Интернета, снижен уровень социальной и коммуникативной активности, и как следствие, ухудшается адаптация в коллективе, подтверждается результатами данного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

У всего в  этом мире есть свои плюсы и минусы и Интернет не является исключением.

С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед в нашу жизнь.

Конечно, это  не значит, что нужно обязательно  искоренить его, как предмет зла, просто надо относиться к нему, на мой взгляд, не как к средству развлечения и стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мне кажется, мы не будем получать столь негативную реакцию от его использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 
 

  1. [1] Доценко Е. Л., Бессонова Л. В. Обыденные представления о структуре общения // Вестник МГУ, Серия 14: 1999, №2

   2. [2] Леонтьев А.А. Психология общения. Изд. 2. М., 1997

  3. [3] Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания

/Е.И. Головаха, Н.В. Панина. – Киев: Изд-во политической  литературы Украи-

ны, 1989.

   4. [4] Межличностное восприятие и понимание // Современная психология

Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник для вузов. — 1980,1988,2008.:

   5. [5]  Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981

   6. [6] Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994.

   7. [7]  Бодалев А.А. "Восприятие человека человеком", Л., 1965; "Личность и общение", М., 1983;

   8. [8]  Соснин В.А., Пунаев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия человеческого общения М., 1996.

   9. [9]  Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.

   10. [10] Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992

   11. [11]  Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use./Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

  12. [12] Surratt C. (1999). Netaholics? The creation of a pathology. . Commack, NY: Nova Science Publ.

  13. [13] Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология.

  14. Ромек В.Г. Психологические особенности уверенной в себе личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2000. — с.207-225

   15. Диагностика принятия других (по шкале Фейя) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.157-158.

   16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с. (с. 52-55) 

Приложение  №1 

Тест на Интернет-аддикцию  
(Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров)
 
 
 
 

Нужное обвести  или вписать:

1. Пол         м   ж                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2. Возраст: 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22 ________

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью