Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

5 - оформление результатов исследования. 

2.1.2. Описание методик. 
 

 1. Для выявления аддиктов, использовался тест на Интернет-аддикцию Т.А.Никитина, А.Ю.Егоров (Приложение №1) . Испытуемые отвечали на вопросы теста.  У набравших 10 баллов и меньше зависимость не выявляется, набравшие от 11 до 15 баллов попадают в группу риска, у испытуемых, набравших больше 15 баллов регистрируется аддикция.

  2. Тест уверенности в себе (В.Г.Ромека) - психологический тест для оценки уверенности в себе как социально-психологической характеристики человека. Тест дает оценку увереннности в себе по трем шкалам: шкале общей уверенности в себе, шкале социальной смелости, шкале инициативы в социальных контактах (Приложение №2).

      Основу для экспериментальной  формы теста составили вопросы  из уже существующих тестов, стабильно  группирующиеся в одни и те  же факторы в разных культурах, на выборках мужчин и женщин. Для идентификации этих вопросов сравнивались данные факторизации разных тестов уверенности на разных выборках, в том числе - на выборках из разных стран. Сопостовлялись факторные структуры теста Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule - RAS), полученные в шести исследованиях на американских и итальянских выборках  и теста Галасси (College Self-Expression Scale – CSES) на трех выборках - американской, израильской и испанской. В результате были выделены несколько групп вопросов (факторов), образующих стабильные комбинации в структуре разных тестов на разных выборках и в разных странах. Обобщение содержательной интерпретации этих факторов разными авторами дает возможность назвать несколько стабильных факторов уверенного поведения и выдвинуть предположение, что существуют стабильные и устойчивые к культурным влияниям факторов уверенности. Это: (1) общая уверенность в себе (вера в себя); (2) робость / застенчивость; и (3) инициатива в социальных контактах.

   В качестве экспериментальной формы теста уверенности использовался опросник, составленный из утверждений поведенческих тестов уверенности, обладающих достаточной устойчивостью к культурным влияниям, собственных формулировок и шкалы самоуверенности С.Р. Пантилеева. Вошедшие в тест утверждения тестов Дж. Галасси, С. Ратуса и Р. и Р. Ульрихов были переведены с английского и немецкого языка на русский. Для всех утверждений были разработаны собственные трехступенчатые альтернативные шкалы. В итоге в экспериментальную форму опросника вошли 50 утверждений, в их числе: шкала самоуверенности теста Пантилеева ; собственные формулировки; вопросы теста Ульрихов; вопросы теста Галасси ; вопросы теста уверенности Ратуса. Для конструкции теста была использована процедура факторного анализа утверждений опросника и анализ надежности полученных в факторном анализе шкал. Два использованных метода – факторный анализ и анализ надежности – в некотором смысле дублировали друг друга, что позволило перепроверить полученные результаты.

     В первую шкалу вошли 4 утверждения шкалы самоуверенности Пантилеева, 5 формулировок В.Г.Ромека и 1 вопрос из шкалы общей уверенности в себе Ульрихов. Шкала характеризуется хорошими показателями надёжности (альфа Кронбаха = 0.87; Split-half = 0.86). Характеристики шкалы остаются достаточно высокими независимо от пола испытуемых. Содержательный анализ утверждений шкалы говорит о том, что в шкалу преимущественно входят утверждения, содержащие общие оценки своих способностей к принятию решений в сложных ситуациях, контроля собственных действий и их результатов.

     Вторая  шкала объединила 10 утверждений,  в их числе 8 из теста Ульрихов (шкала робости и застенчивости), 1 формулировку В.Г.Ромека, одно утверждение  из теста Ратуса. Утверждения  этой шкалы касаются преимущественно эмоциональных процессов, сопровождающих выбор той или иной альтернативы поведения и возникающих при необходимости оценки собственных навыков и способностей. Мы склонны видеть в этих утверждениях индикаторы робости и застенчивости, сопровождающих негативные самооценки.

      Третья шкала объединила утверждения,  характеризующие инициативу в  социальных контактах. Это измерение  также находится в тесной связи  с двумя первыми шкалами и  результируется, предположительно, из  высокой уверенности в себе и социальной смелости, сохраняя, однако, некоторую независимость от них. В шкалу вошли 7 утверждений из теста Ульрихов (преимущественно – шкала «страх обременить другого»), одна наша собственная формулировка и один вопрос из теста Ратуса.

      Результаты оцениваются в стэнах от 1 до 10, чем выше стэн, тем выше у испытуемого уверенность в себе, социальная смелость и инициатива в социальных контактах. 

 3. Диагностика принятия других (по шкале Фейя) – тест оценивает уровень принятия других людей, может быть:

- высокий показатель  принятия других;

- средний показатель  принятия других с тенденцией  к высокому;  
- средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;  
- низкий показатель принятия других (Приложение №3).
 

     Отражает  уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этому тесту означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. 

  4. Тест оценки уровня общительности (В.Ф.Ряховского)- тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека (Приложение №4).

 

        Общительность - черта характера,  выражающая потребность и способность  личности к общению с др. людьми, установлению с ними взаимопонимания.

      Для общительного человека характерны  легкость контактов, умение не  теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе. Общительный человек без излишнего напряжения и внутренней скованности может выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации.

    Общительные люди, как правило, меньше подвержены болезням стресса, лучше справляются с кризисными жизненными ситуациями, имеют большую удовлетворенность жизнью, отношениями с людьми, своим социальным положением.

    Данный  тест оценивает уровень общительности испытуемых. При минимальных

значениях регистрируется гиперобщительность, имеющая  болезненный  характер. При максимальных значениях  регистрируется низкий уровень коммуникабельности, даже замкнутость. 
 
 
 
 

2.2. Описание и анализ  результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью. 

2.2.1. Результаты исследования  на интернет-аддикцию. 

   В тесте  на выявление интернет-зависимости  приняли участие 12 человек. Все  испытуемые мужского пола. Самому  старшему 37 лет, самому младшему 22 года, средний возраст выборки 29,5 лет. Из них 6 человек набрали от 14 баллов и выше, средний балл 16,2. Из них сформировалась группа лиц зависимых от интернет и находящихся в группе риска. Оставшиеся 6 человек набрали 10 баллов и меньше, средний балл составил 9,2 балла. Из них сформировалась группа лиц, не имеющих зависимость от интернет.

 

   Далее  исследования проводились по  группам. Испытуемым в каждой  группе, были присвоены номера  от 1 до 6. Исследование проводилось  в будние дни, в дневное время, во время перерыва на обед. Все испытуемые получали бланки опросников и в течение 5-7 минут на каждый бланк, отвечали на вопросы. После этого, с помощью ключа к каждому опроснику, подводился итог. 

   2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.  

При оценке уверенности  в себе (тест Ромека) по трем шкалам (шкале общей уверенности в  себе, шкале социальной смелости, шкале  инициативы в социальных контактах) в стэнах, были получены следующие результаты: 
 

Название шкалы Лица с Интернет-зависимостью (%) Лица без Интернет-зависимости (%)
Общая уверенность в себе 37 57
Социальная  смелость 33 66
Инициатива  в социальных контактах 30 52

  Уверенность в себе - комплексная психологическая характеристика личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей (Ромек В.Г., 1998).

  Шкала общей уверенности в себе позволяет оценить способность к принятию решений в сложных ситуациях, контроля собственных действий и их результатов. В группе Интернет-зависимых 37%  испытуемых характеризуются уверенностью в себе. Тогда как в группе, где зависимости нет, уверенностью в себе характеризуются 57% испытуемых.

Социальная смелость является противоположностью социальным страхам и выражается в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые, в том числе и новые, социальные контакты. В группе у лиц с Интернет-зависимостью высокие баллы по шкале «социальная смелость» наблюдаются у 33% испытуемых. В группе, где зависимость не зарегистрирована высокие баллы по шкале «социальная смелость» набрали 66% испытуемых.

    Шкала, характеризующая инициативу в социальных контактах, находится в тесной связи с двумя первыми шкалами и результируется, предположительно, из высокой уверенности в себе и социальной смелости. По ней оценивается готовность человека к новым контактам, способность преодоления  страха «обременить другого», страха «быть не принятым» и других страхов, мешающих новому контакту. В группе лиц с Интернет-зависимостью готовность к новым контактам продемонстрировали 30% испытуемых. В группе, где зависимости нет, к новым контактам готовы 52% испытуемых.  
 

2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других. 

   При оценке уровня принятия других людей по шкале Фейя, в баллах, были показаны следующие результаты:

   Данное исследование позволяет оценить уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этому тесту означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. 

Уровень принятия других Лица с Интернет-зависимостью (ср.балл) Лица без  Интернет-зависимости (ср.балл)
60 баллов  и больше – высокий показатель  принятия других    
45-60 баллов  – средний показатель принятия  других с тенденцией к высокому    
30-45 баллов  – средний показатель принятия  других с тенденцией к низкому   38,1
30 баллов  и меньше – низкий показатель  принятия других 29,8  
 

   В группе лиц с Интернет-зависимостью средний показатель принятия других       составил  29,8 баллов, что означает низкий показатель принятия других, критическое    отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания    негативного отношения к себе.

    В группе, где зависимость не была зарегистрирована, средний показатель составил

    38,1 балл, что означает средний показатель принятия других, с тенденцией к низкому,        что может свидетельствовать о том, что испытуемые в данной группе, более настроены на позитивное восприятие окружающих и себя в целом, нежели на негативное. 

   2.2.4. Результаты исследования уровня общительности. 

  При оценке уровня общительности (тест Ряховского) в очках, были получены следующие результаты:

  Общительность - черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с др. людьми, установлению с ними взаимопонимания. 

   В группе лиц с Интернет-зависимостью средний показатель составил 19 очков, что свидетельствует о известной степени общительности, чувстве уверенности в незнакомой обстановке. В то же время присутствует нежелание строить новые контакты, участвовать в каких-либо диспутах.

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью