Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

    Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий обнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций. 
 

1.1.2. Виды, уровни, функции  межличностного общения.

    Одна из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей  участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих: в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные — передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого диктального общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием [2]

     Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

•   ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью  общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

•   деловой, или манипулятивиый, уровень; целью  такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;

•   интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности  в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны  психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует  Я-Ты контакт [3]

  В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная  функция — установление контакта  как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная  функция — обмен сообщениями,  мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная  функция — стимуляция активности  партнера для направления его  на выполнение определенных действий;

4)  координационная  функция— взаимное ориентирование  и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания  — адекватное восприятие и  понимание смысла сообщения и  взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная  функция — возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления  отношений — осознание и фиксация  своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8)  функция  оказания влияния — изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера.

      Еще одним основанием для классификации   является  выделение  в

общении трех взаимосвязанных  сторон  или  характеристик  —  информационной,

интерактивной и перцептивной [4]. В соответствии  с этим

выделяются  информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная   и

аффективно-коммуникативная функции [5].

      Информационно-коммуникативная функция  общения заключается в любом  виде

обмена информацией  между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией              в       человеческом общении имеет  свою  специфику.  Во-первых,  мы  имеем  дело  с

отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом  (в

отличие  от   технического   устройства).   Во-вторых,   обмен   информацией

обязательно  предполагает  взаимодействие   мыслей,   чувств   и   поведения

партнеров. В-третьих,  они  должны  обладать  единой  или  сходной  системой

кодификации/декодификации  сообщений.

      Передача любой  информации  возможна  посредством  различных   знаковых

систем.  Обычно  различают   вербальную   (в   качестве   знаковой   системы

используется речь) и невербальную  (различные  неречевые  знаковые  системы)

коммуникацию.

      В свою очередь, невербальная  коммуникация также имеет несколько  форм:

      - кинетику (оптико-кинетическая  система,  включающая  в  себя  жесты,

мимику, пантомиму);

      - паралингвистику (система вокализации  голоса, паузы,  покашливания  и

т. п.);

      - проксемику (нормы организации  пространства и времени в общении);

      - визуальное общение (система  контакта глазами).

      Иногда отдельно рассматривается  как  специфическая  знаковая  система

совокупность  запахов, которыми обладают партнеры по общению.

      Регуляционно-коммуникативная    (интерактивная)    функция     общения

заключается в  регуляции поведения и непосредственной организации  совместной

деятельности  людей в  процессе  их  взаимодействия.  Здесь  следует  сказать

несколько слов о традиции использования понятий  взаимодействия и  общения  в

социальной  психологии.  Понятие  взаимодействия  используется  двояко:  во-

первых,  для  характеристики   действительных   реальных   контактов   людей

(действий, контрдействий,  содействий) в  процессе  совместной  деятельности;

во-вторых, для  описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в  ходе

совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

      В  процессе  общения  как   взаимодействии   (вербальном,   физическом,

невербальном) индивид  может  воздействовать  на  мотивы,  цели,  программы,

принятие  решений,  на  выполнение  и  контроль  действий,  т.  е.  на   все

составляющие деятельности своего партнера,  включая  взаимную  стимуляцию  и

коррекцию поведения.

      Идентификация — мысленный процесс  уподобления себя партнеру по  общению

с целью познать  и понять его мысли и представления.

      Аффективно-коммуникативная  функция  общения  связана   с   регуляцией

эмоциональной   сферы   человека.   Общение   —    важнейшая    детерминанта

эмоциональных состояний  человека.  Весь  спектр  специфически  человеческих

эмоций возникает  и развивается в условиях общения  людей  —  происходит  либо

сближение эмоциональных  состояний, либо их  поляризация,  взаимное  усиление

или ослабление.

      Можно привести  другую  классификационную   схему  функций  общения,  в

которой наряду  с  перечисленными  отдельно  выделяются  и  другие  функции:

организация   совместной   деятельности;   познание   людьми   друг   друга;

формирование   и   развитие   межличностных   отношений.    Отчасти    такая

классификация дана в монографии В.  В.  Знакова  [6];  познавательная  же

функция в целом  входит в перцептивную функцию, выделенную  Г.  М.  Андреевой

[4].  Сопоставление двух  классификационных   схем   позволяет   условно

включить  функции   познания,   формирования   межличностных   отношений   и

аффективно-коммуникативную  в перцептивную функцию общения как более емкую  и

многомерную [4].  При изучении  перцептивной  стороны

общения используется  специальный  концептуально-терминологический  аппарат,

включающий ряд  понятий и  определений  и  позволяющий  анализировать  разные

аспекты социальной перцепции в процессе общения.

      Во-первых, общение невозможно без  определенного уровня взаимопонимания

общающихся субъектов. Понимание —  это  определенная  форма  воспроизведения

объекта в  знании,  возникающая  у  субъекта  в  процессе  взаимодействия  с

познаваемой реальностью  [6].  В случае  общения объектом

познаваемой реальности является другой  человек,  партнер  по  общению.  При

этом  понимание  можно рассматривать с двух сторон: как отражение  в  сознании

взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга;  и

как принятие этих целей, позволяющих устанавливать  взаимоотношения.  Поэтому

в общении целесообразно  говорить не  вообще  о  социальной  перцепции,  а  о

межличностной  перцепции  или   восприятии.   Некоторые   же   исследователи

предпочитают  говорить не о восприятии, а о  познании другого  [7].

      Основными механизмами  взаимопонимания   в  процессе  общения  являются

идентификация,  эмпатия  и  рефлексия.  Термин   «идентификация»   имеет   в

социальной   психологии   несколько   значений.   В   проблематике   общения

идентификация - это мысленный процесс уподобления  себя партнеру  по  общению

с целью познать  и понять его  мысли  и  представления.  Под  эмпатией  также

понимается мысленный  процесс уподобления себя другому человеку, но  с  целью

«понять» переживания  и  чувства  познаваемого  человека.  Слово  «понимание»

здесь используется в  метафорическом  смысле  —  эмпатия  есть  «аффективное

понимание».

      Как видно из определений, идентификация   и  эмпатия  очень близки  по

содержанию и  часто  в  психологической  литературе  термин  «эмпатия»  имеет

расширительное  толкование  —  в  него  включаются  процессы  понимания  как

мыслей, так и  чувств партнера  по  общению.  При  этом,  говоря  о  процессе

эмпатии,  нужно  иметь  в  виду  и  безусловно  положительное  отношение   к

личности. Это  означает два момента:

      а) принятие личности человека  в целостности;

      б)  собственная  эмоциональная   нейтральность,  отсутствие   оценочных

суждений о  воспринимаемом [8].

      Рефлексия в проблеме понимания  друг друга — это  осмысление  индивидом

того, как он воспринимается  и  понимается  партнером  по  общению.  В  ходе

взаимного  отражения  участников  общения  рефлексия  является  своеобразной

обратной связью, которая способствует  формированию  и  стратегии  поведения

субъектов общения, и коррекции их понимания  особенностей  внутреннего  мира

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью