Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;
2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;
3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров.
Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… …2-5
1.Обзорная глава. Роль и функции менеджера
в современной организации……………………………………….. .. 6-9
2.Теоретическая часть …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 10 -27
2.1. Проблема определения личности …. …. …. …. … …. … …. …. . … 10-11
2.2. Личность современного менеджера …. …. …. … …. …. …. … ..…. 12-14
2.3. Черты личности современного менеджера…. …… … …. …. …. …. 15-19
2.4. Пятифакторная модель личности …. …. …. …. ….. …. ….. …. ..…. 20-21
3. Эмпирическое исследование особенностей личностных
черт женщин - менеджеров…. ….. …. …. …. …. …. …. …. …. …. .……22-30
3.1 Актуальность темы, организация исследования. …. …. …. ……..….22-25
3.2 Описание результатов эмпирического исследования…………….…..26-28
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………..….29-30
Заключение…………………………………………………………………..31-32
Список литературы………………………………………………………….33-33
Приложения…………………………………………………………………34-43
В
порядке убывания личностные качества,
характеризующие успешных женщин-менеджеров
расположены следующим образом:
экстраверсия, добросовестность, открытость
опыту, дружелюбие и нейротизм. Причем,
показатели нейротизма лишь ненамного
превышают показатели нормы (на 7.952
балла). То есть, говорить о значимом
превышении, характеризующем
Стоит отметить, также, превышение
значениями стандартных
Целью эмпирического исследования являлось описание личностных характеристик испытуемых женщин – менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности. В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.
В начале описания необходимо
отметить, что данный портрет
характерен для выборки в
Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии. Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности. Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.
В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе, преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.
Генеральной функциональной обязанностью менеджера является руководство, и руководство людьми в том числе. А оно предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим. Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).
Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем чертам, которые позволяют менеджеру успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.
Еще один значимый показатель,
это низкий уровень нейротизма,
предполагающий высокую
Итак,
психологический портрет
Заключение.
Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих менеджеру достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации.
В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество женщин – менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации, до сих пор не исследованы.
Таким образом, проведенное исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования мы достигли своей цели – выделили и описала профессионально значимые черты женщин – менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует традиционным гендерным ожиданиям, но позволяет женщинам-менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность.
В
общем, сочетание личностных черт
успешных женщин – менеджеров максимально
соответствует требованиям
Полученные
нами данные могут найти свое применение
в профессиональном отборе на позиции
менеджера или менеджера
Список
литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
5.Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич , Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение , структуры , процессы. М., 2000
6. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
7. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. –- СПб., 2001.
8. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А. – Ростов., 1998.
9.Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель» М.: Дело, 1996
10.Кричевский
Р.Л. «Социальная психология
11. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн., 1998.
12.Линда Джуэлл. «Индустриально- организационная психология» С-П., 2001
13.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000
14. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ред. Кудряшов А.Ф. – Петрозаводск, 1992.
15. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. Ростов ., 1999.
16.Хьелл
Л., Зиглер Д., «Теория личности»
СПб: Питер ,2001
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕСТ
NEO-FFI
Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке. Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).
Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).
Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.
Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).
Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).
Например, если
Вы полностью не согласны с утверждением
или считаете утверждение определенно
ложным (неверным), Вам следует
обвести ПНС.
Обводите только
один ответ для каждого утверждения.
Пример
ПНС НС Б
С ПС
Обратите внимание
на то, что в бланке для ответов
утверждения пронумерованы по строкам.
Перед тем как отвечать на утверждения,
напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол
и дату заполнения бланка.