Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;
2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;
3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров.
Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… …2-5
1.Обзорная глава. Роль и функции менеджера
в современной организации……………………………………….. .. 6-9
2.Теоретическая часть …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 10 -27
2.1. Проблема определения личности …. …. …. …. … …. … …. …. . … 10-11
2.2. Личность современного менеджера …. …. …. … …. …. …. … ..…. 12-14
2.3. Черты личности современного менеджера…. …… … …. …. …. …. 15-19
2.4. Пятифакторная модель личности …. …. …. …. ….. …. ….. …. ..…. 20-21
3. Эмпирическое исследование особенностей личностных
черт женщин - менеджеров…. ….. …. …. …. …. …. …. …. …. …. .……22-30
3.1 Актуальность темы, организация исследования. …. …. …. ……..….22-25
3.2 Описание результатов эмпирического исследования…………….…..26-28
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………..….29-30
Заключение…………………………………………………………………..31-32
Список литературы………………………………………………………….33-33
Приложения…………………………………………………………………34-43
Целью практической части работы является эмпирическое исследование и описание личностных характеристик профессионально успешных женщин – менеджеров.
Задачи практической части исследования:
Объект исследования: личностные черты женщин - менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.
Предмет исследования: особенности личностных черт профессионально успешных женщин – менеджеров высшего звена
Выборку составили 30 женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от 27 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.
Гипотеза: у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму и экстраверсии.
В качестве методики для опроса респондентов я использовала сокращенный вариант опросника «NEO-FFI», в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик. Подразумевается, что все многообразие индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).
Выбранный нами опросник содержит 60 утверждений, на которые респондент может дать пять вариантов ответа: абсолютно не согласен, не согласен, не могу решить, согласен с утверждением, полностью согласен. Каждый из предложенных вариантов ответов, получает некое количество баллов (от 1 до 5). Далее, путем сравнения со средними величинами и нормативами можно определить степень выраженности того или иного качества у одного испытуемого или по выборке в целом. Таким образом, определив наиболее ярко выраженные у данной выборки женщин – менеджеров качества, мы сможем определить те качества, которые влияют на профессиональную успешность менеджера.
Инструкция к опроснику звучит следующим образом:
«Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Пишите только на специальном бланке для ответов. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке.
Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).
Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).
Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.
Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).
Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).
Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным (неверным), Вам следует обвести ПНС.
Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам. Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка».
Обработка данный и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.
Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям. В таблице приведены средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал.
Нормативные данные
|
В качестве вспомогательной методики мы использовали опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов». По данным MacCall, руководитель затрачивает, в среднем, три четверти своего рабочего времени на общение, направленное на создание и поддержание профессионально полезных контактов. Поэтому, анализ этого опросника, наряду с оценкой иных факторов профессиональной успешности позволил нам отнести испытуемых к разряду успешных высокопрофессиональных менеджеров.
Инструкция к опроснику звучит так: «Опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу».
Обработка
результатов достаточно проста. Чем
большее количество баллов набрал испытуемый,
тем более его поведение
Организация эмпирического исследования
Как уже было отмечено выше, в исследовании приняли участие тридцать женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от 27 до 60 лет. Все они профессионально успешны, имеют опыт работы свыше пяти лет, эффективно осуществляют руководящую деятельность.
Эмпирическое исследование было проведено в два этапа. На первом этапе мы провели диагностическое исследование. Диагностика была проведена на заседании клуба предпринимателей в индивидуальном режиме без ограничения испытуемых во времени, что позволяет получить максимально достоверные результаты. Средняя продолжительность диагностических процедур для одного испытуемого 45 – 60 минут. На основе результатов опросника «Шкала поведения на создание полезных контактов» мы выделили группу успешных менеджеров, которые затем, приняли участие в дальнейшем исследовании и заполнении опросника по пятифакторной модели личности ( NEO-FFI).
На
втором, аналитическом, этапе мы проанализировали
полученные результаты при помощи исчисления
средних и стандартного отклонения по
выборке и на основе анализа выделили
и описали те личностные черты, которые
наиболее выражены в выборке профессионально
успешных женщин – менеджеров. На втором
же этапе мы предоставили испытуемым
комментарии и консультации по результатам
их диагностики.
3.2Описание результатов
эмпирического исследования.
На
первом этапе эмпирического
Таблица 1
Результаты диагностики «Шкала поведения на создание
полезных контактов»
Шкалы опросника | Поддержание контактов | Общение | Вовлеченность в профессиональ-ную активность | Участие в жизни церкви и общества | Рост кругозора |
Среднее значение | 19.296 | 18.481 | 20.604 | 17.611 | 16.373 |
Стандартное отклонение | 4.312 | 4.445 | 6.643 | 7.906 | 7.653 |
Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора». Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом. Таким образом, в общении женщин – менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на профессию с профессиональную активность.
Далее
мы провели основную диагностику с использованием
опросника по пятифакторной модели личности.
Результаты по экспериментальной выборке
женщин – менеджеров показаны в таблице
№2. В таблице №3 представлены нормативные
данные по опроснику, полученные Люсиным
на выборке студентов. Мы представили
обе таблицы с целью максимально полного
сравнения и характеристики профессионально
значимых личностных черт женщин – менеджеров.
По социальным параметрам две выборки
отличны, во-первых, возрастным статусом
испытуемых, во-вторых, уровнем профессиональной
активности, успешности и уровнем профессиональной
самореализации. Следовательно, превышение
значений нормы по тому или иному
параметру опросника «Пятифакторная модель
личности» может говорить о профессионально
значимых личностных качествах. И, напротив,
сохранение значений в пределах
нормы говорит о их минимальной значимости
с точки зрения профессиональной успешности.
Таблица 2
Результаты
диагностики по опроснику «Пятифакторная
модель личности»
Шкалы опросника | Нейротизм | Экстраверсия | Открытость опыту | Дружелюбие | Добросовест-ность |
Среднее значение | 29.166 | 49.500 | 42.066 | 44.566 | 47.833 |
Стандартное отклонение | 8.416 | 7.309 | 7.272 | 7.004 | 7.227 |
Таблица 3
Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»
(Д. Люсин
219 чел- выборка студентов и
др.)
|
Проанализировав обе таблицы, мы пришли к выводу, что в группе женщин-менеджеров присутствует превышение значений нормы по каждому из параметров пятифакторной модели личности. Следовательно, речь во-первых, идет о ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени превышения значениями определенных черт показателей нормы, мы определили пропорциональную представленность данных черт в структуре личности профессионально успешных женщин-менеджеров.