Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;
2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;
3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров.
Введение …. …. …. …. … …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …… …2-5
1.Обзорная глава. Роль и функции менеджера
в современной организации……………………………………….. .. 6-9
2.Теоретическая часть …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. 10 -27
2.1. Проблема определения личности …. …. …. …. … …. … …. …. . … 10-11
2.2. Личность современного менеджера …. …. …. … …. …. …. … ..…. 12-14
2.3. Черты личности современного менеджера…. …… … …. …. …. …. 15-19
2.4. Пятифакторная модель личности …. …. …. …. ….. …. ….. …. ..…. 20-21
3. Эмпирическое исследование особенностей личностных
черт женщин - менеджеров…. ….. …. …. …. …. …. …. …. …. …. .……22-30
3.1 Актуальность темы, организация исследования. …. …. …. ……..….22-25
3.2 Описание результатов эмпирического исследования…………….…..26-28
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………..….29-30
Заключение…………………………………………………………………..31-32
Список литературы………………………………………………………….33-33
Приложения…………………………………………………………………34-43
По данным исследования Кричевского и Маржине (1991) для руководителя в меньшей степени имеет значение роль эмоционального лидера, более важно быть деловым и мотивационным лидером. Но в принципе важным условием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как реализация им соответствующей лидерской роли, как и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала, применительно к этой роли.
Б.
Басс дополнил содержние справочника
по руководству Р. Стогдилла новыми
данными и распределил
Эффективные руководители превосходят неэффективных по первым пяти факторам4.
Менеджер как руководитель обладает властью, т.е. набором полномочий. Для эффективного достижения задач менеджер должен научиться делегировать и использовать полномочия.
Таким образом, мы видим, что работа менеджера в первую очередь связана с работой с людьми и поэтому требует огромного количества, как профессиональных, так и личностных качеств. Менеджер должен принадлежать к группе своих подчиненных и быть их лидером, причем не просто номинальным руководителем, а настоящим лидером.
Знание
о личности – это часть психологического
знания, которая больше всего отражает
интерес к человеку во всей его
полноте – сложному человеческому
существу и индивидуальности. В зависимости
от того принадлежит ли человек к
высшему или низшему классу, к
классу специализированных рабочих
или высшему звену управленцев,
его проявления личностных черт будет
меняться, так как меняется самовосприятие,
восприятие других людей. Профессия, пол,
возрасте – все эти характеристики
влияют на то как человек себя ощущает,
какие качества он проявляет. В этой
курсовой работе я обратилась к проблеме
определения личностных характеристик
в свете определенного
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- название
2.1.Проблема
определения личности
«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность.
Понятие «личность» можно
В данный момент сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.
Еще
один подход – это так называемые
«описательные» теории, в которых
описываются некие, характерные
для личности, качества. Одной из
таких теорий является пятифакторная
модель личностных черт. В основе формирования
этой модели лежит удаление «избыточных»
описаний при оценивании себя и своих
близких. Процедура исследования заключается
в следующем: люди оценивали себя,
своих друзей и родных по широкому
кругу разнообразных черт, тщательно
отобранных из словаря. Полученные оценки
подвергались факторному анализу, для
определения какие черты
Свое
исследование мы построили с точки
зрения «описательной теории», предполагая,
что все многообразие личностных
черт женщин – руководителей в
итоге может быть также сведено
к перечисленным пяти факторам.
Теоретическая основа исследования
обусловила выбор в качестве методики
исследования опросника NEO-FFI.
2.2. Личность современного
менеджера
Анализ
концепций личности руководителя обнаруживает
разнообразные подходы к
1. «Коллекционный подход» подразумевает, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Причем для каждой конкретной должности может быть выделен отдельный перечень. Иногда выделяются подструктуры в структуре личностных свойств, как например: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.
Ограничениями этого подхода являются следующие пункты:
Также
критикой такого подхода может выступить
и тот факт, что постулируется
неизменность внешней среды, непонятна
связь развития (а подразумевается
оно вообще?) человека с окружающей
его социальной и культурной сферой.
2.
«Рефлексивно-ценностный
подход» (Красовский Ю.Д.; Белозеров
С.М.) изучает личность руководителя через
формирование у него рефлексивно-ценностной
концепции управления. Способность руководителя
к интеграции проявляется в формировании,
осмыслении и самокоррекции его собственной
управленческой концепции. Деятельность
управленца представляется как реализация
стратегических замыслов руководителя.
В качестве элементов управленческой
концепции выделяются: стратегические
замыслы; экономические показатели; проблемы,
возникающие при выполнении показателей;
причины, возникновения проблем; управленческие
средства устранения причин; информация
о состоянии деятельности. Представители
данного подхода считают, что основным
личностным новообразованием, формирующимся
в ходе управленческой деятельности, и
обеспечивающим интеграцию процессов
принятия управленческих решений, является
система стратегических замыслов, выполняющих
в индивидуальной управленческой концепции
смыслообразующую функцию.
3. «Социально-психологический подход»: здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя. В рамках данного подхода изучается влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, прогнозируется профессиональное развитие, управленческое взаимодействие и воздействие. При построении теоретических моделей личности руководителя огромное значение придается изучению закономерностей изменчивости стиля руководства.
Сторонниками
этого подхода также выделяются
несколько групп свойств
4. В факторном подходе исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные факторы. Эти факторы включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размером, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система ценностей организации, система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения и т.д.
Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.
Традиционно, социально-
Согласно
литературным данным, а отдельных
видах деятельности, требующих, в
частности от участвующих в них
людей значительной речевой активности,
женщины в присутствии мужчин
ведут себя довольно робко. В этом
смысле показательны результаты наблюдений
американских психологов Ф. Стродтбека
и Р. Манна за процессом общения
присяжных заседателей. Оказалось,
что мужчины гораздо активнее
участвуют в дискуссии, предшествующей
принятию вердикта. Другая исследовательница
Е. Эриз обнаружила, что при решении
дискуссионных задач в
Таким
образом, в современной научной
литературе представлены несколько
весьма различных подходов к разработке
теоретической модели развития личности
и эффективности управленческой
деятельности руководителя. Одной
из немногих объединяющих их черт является
исследование менеджеров мужчин. Наряду
с данными общепринятыми
При
выборе черт личностей мы руководствуемся
главным образом материалами
справочника Р. Стогдилла. Были отобраны
наиболее часто упоминаемые в
различных исследованиях
Остановимся на каждой из перечисленных черт несколько подробнее.
Первой
в перечне упомянута доминантно