Эмоции
проявляются во всех жизненных ситуациях
ребёнка, в том числе и в
учебной деятельности, тем самым,
накладывая на неё отпечаток. В данном
психологическом исследовании определилась
взаимосвязь эмоционального состояния
школьника на его успеваемость, адаптацию
вне детского учреждения.
Повышенная
эмоциональная чувствительность, эмоциональная
неустойчивость настроения, главным
образом в сторону его снижения
являются одним из факторов, усугубляющим
школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность,
тревожность, боязнь общения, замкнутость,
являясь особенностями психики, сформированными
под воздействием экзогенных и эндогенных
факторов, являются причинами социальной
дезадаптации и конфликтности, девиантного
(отклоняющегося) поведения.
Основным
результатом является анализ экспериментального
исследования особенностей эмоциональной
сферы детей – сирот и детей,
воспитанных в семьях.
Общие
результаты проведенных методик, показали
значительную разницу эмоциональной сферы
детей – сирот и детей, воспитанных
с родителями.
Тем
самым, мы доказали предложенную
гипотезу.
Исходя
из всего вышесказанного, должно обязательно
проводиться исследование эмоциональной
сферы учащихся младшего школьного
возраста. Вместе с тем, следует иметь
в виду, что психодиагностика - не самоцель,
«не руководство к действию», а лишь первый
этап работы с ребёнком, сбор информации
для размышления как основы для последующего
психологического анализа, выделения
«группы риска» детей по эмоциональному
неблагополучию и работы с ними.
Можно
существенно улучшить эмоциональную стабильность
ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие
его, будут соблюдать нужные рекомендации.
ЛИТЕРАТУРА
- Александровская
Э.М. Социально-психологические критерии
адаптации в школе // Школа и психическое
здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха.
–М.: Медицина, 1988.
- Возрастная
психология: Детство, отрочество, юность:
хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений/ сост. и научн. ред. В.С.Мухина,
А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007. -624с.
- Декер-Фойгт
Г.Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.:
Питер, 2003.
- Киселева
М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство
для детских психологов, педагогов, врачей
и специалистов, работающих с детьми. –
СПб.: Речь, 2006. -160с.
- Копылова
М.А. Ситуация успеха как средство формирования
положительного отношения к учению // Начальная
школа. 2007. №6. С.70-72.
- Косачева
И.П. Нравственное развитие младшего школьника
в процессе обучения и воспитания. – М.:
АРКТИ, 2005. -64с.
- Крутецкий
В. А. Психологические особенности
младшего школьника / Хрестоматия
по возрастной психологии. Сост.
Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна.
– М.: Институт практической психологии,
1996.
- Кулагина
И.Ю. Личность школьника от задержки психологического
развития до одаренности. – М.: Сфера, 1999.
-192с.
- Кэмпбелл
Р. Как на самом деле любить детей. Максимов
М. Не только любовь. – М.: Знание, 1992. -188с.
- Лебединский
В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг
М.М. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во
МГУ, 1990.
- Леонтьев
А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология
эмоций: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Максимова
М. В. Психологические условия школьной
адаптации (I – III кл.). – М., 1994.
- Максимова
Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской
патопсихологии: учебное пособие. – Ростов
н/Д.:Феникс, 200. – 576 с.
- Малкина-Пых
И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического
психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
- Монакова
Н.И. «Путешествие с гномом» Развитие эмоциональной
сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008. -128с.
- Никитина
В.П. Саморазвитие и самореализация младших
школьников // Начальная школа. 2007. №5. С.46-48.
- Никольская
И.М., Барднер Г.Л. Уроки психологии в начальной
школе. – СПб.: Речь, 2004. -190с.
- Никольская
И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита
у детей. – СПб.: Речь, 2006. -352с.
- Новикова
Е.В. Диагностика и коррекция школьной
дезадаптации у младших школьников и младших
подростков // Проблемы психодиагностики,
обучения и развития школьников / Под ред.
А.М.Матюшкина. – М., 1985. С.42-56.
- Оклендер
В. Окна в мир ребенка. Руководство
по детской психотерапии / Перев.
с англ . – М.: Класс, 2001.
- Осипова
А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие
для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
– 512с.
- Основы психологии.
Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. –
Ростов н/Д: Феникс, 2000. -576с.
- Петрова
О.О. и др. Возрастная психология. – Ростов
н/Д: Феникс, 2004. -224с.
- Попова М.В.
Психология растущего человека. – М.: Сфера,
2002. -128с.
- Практическая
психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной.
– М.: Сфера, 2006. -528с.
- Психология
развития / под ред. Т.Д.Марцинковской.
– М.: Академия, 2001. -352с.
- Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога
в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС,
1995. -529с.
- Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. –
СПб.: Питер, 1999.
- Самоукина
Н.В. Практический психолог в школе. –
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
-244с.
- Семенака
С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.
– М.: АРКТИ. 2003.
- Симонов
П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.
Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.
- Смирнова
Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой.
– СПб.: Речь, 2007. -216с.
- Сорокина
В.В. Негативные переживания детей в начальной
школе // Вопросы психологии. 2003. №3. С.43-52.
- Сорокоумова
Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер,
2008. -208с.
- Трофимова
Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная
психология. – СПб.: Питер, 2005. -240с.
- Хрестоматия
по возрастной психологии. Сост.
Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна.
– М. : Институт практической психологии,
1996.
- Хухлаева
О.В. Основы психологического консультирования
и психологической коррекции: Учеб. Пособие
для студентов высш. учеб. заведений. -3-е
изд. – М.: Издательский центр «Академия»,
2006. -208с.
- Шадриков
В.Д. Мир внутренней жизни человека. –
М.: Университетская книга, Логос, 2006. -392с.
- Шамигулова
О.А. Педагогические условия воспитания
эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру // Начальная школа. 2007.
№8. С.55-60.
- Шапарь В.Б.
Новейший психологический словарь. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -806 с.
- Шишова Т.Л.
Подсказки для родителей. Чтобы ребенок
не был трудным. –СПб.: Речь, 2008. -384с.
- Шмидт В.В.,
Шмидт В.Р. Диагностико - коррекционная
работа с младшими школьниками. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. -128с.
- Щипицына
Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова
Т.А. Азбука общения: Развитие личности
ребенка, навыков общения со взрослыми
и сверстниками. – М.: Детство-ПРЕСС, 2001.
-384с.
- Эльконин
Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие
для студентов высш. учеб. заведений. Ред.–сост.
Б.Д.Эльконин. – М.: Академия, 2007. -384с.
- Юркевич
В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность
/ Возрастная психология: Детство, отрочество,
юность: Хрестоматия: сост. и научн. ред.
В.С.Мухина, К.А.Хвостов. – М.: Академия,
2007. С.289-296.
- Якобсон
П.М. Эмоциональная жизнь школьника. –
М.: Просвещение, 1986.
-291с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
№ 1
Карточка для
проведения цветового теста соответствия
по А. М. Эткинд
Имя
_____________ Пол ________ Возраст_______________ |
Вопрос
теста |
Цвет соответствия |
Мой
учитель |
|
Класс,
в котором я учусь |
|
Мои
отношения с одноклассниками |
|
Приложение №
2
Протокол проведения
теста по интонации голоса
Имя_______ |
Пол________Возраст________ |
Серия
1 |
№ теста |
№ ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя____________________________
Пол________Возраст______________
Серия 2 |
№
Теста |
№ Ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
вариант |
№ |
вариант |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
|
страх
тревога
удивление
гнев
неудовольствие
решительность
горе
печаль
удовольствие
ненависть
жалость
гордость
презрение
растерянность
нежность
возмущение
безразличие
радость
обида
|
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 |
досада
внимание
облегчение
восхищение
любопытство
тоска
сожаление
раздражение
притворство
неуверенность
предупреждение
утверждение
настойчивость
пытливость
упрямство
просьба
пренебрежение
снисходительность
совет
приказ |
Приложение №
3
Вспомогательная
карточка теста по интонации голоса
Приложение №4
Выражение 1 -
Она цвела.
Интонационные
оттенки:
1. Удивление.
2. Безразличие.
3. Облегчение.
4. Сожаление.
5. Радость.
6. Тревога.
7. Восхищение.
8. Гордость.
Выражение
2 - Перестаньте.
Интонационные
оттенки:
1. Тревога.
2. Безразличие.
3. Обида.
4. Раздражение.
5. Притворство.
Выражение
3 - Я пойду.
Интонационные
оттенки:
1. Неуверенность.
2. Решимость.
3. Предупреждение.
4. Утверждение.
5. Настойчивость.
6. Радость.
7. Пытливость.
8. Удивление.
9. Упрямство.
Выражение
4 - Оставьте их.
Интонационные
оттенки:
1. Просьба.
2. Пренебрежение.
3. Снисходительность.
4. Приказ.
5. Совет.
6. Предупреждение.
7. Безразличие.
8. Досада.