Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Общая характеристика личности младшего школьника 4
1.2. Особенности эмоций младшего школьника 10
1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте и их коррекция 17
1.4 Понятие и причины сиротства 25
1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СИРОТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 (ver 1.3).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    Эмоции  проявляются во всех жизненных ситуациях  ребёнка, в том числе и в  учебной деятельности, тем самым, накладывая на неё отпечаток. В данном психологическом исследовании определилась взаимосвязь эмоционального состояния школьника на его успеваемость, адаптацию вне детского учреждения.

    Повышенная  эмоциональная чувствительность, эмоциональная  неустойчивость настроения, главным  образом в сторону его снижения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, являются причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного (отклоняющегося) поведения.

    Основным  результатом является анализ экспериментального исследования особенностей эмоциональной  сферы детей – сирот и детей, воспитанных в семьях.

    Общие  результаты проведенных методик, показали значительную разницу эмоциональной сферы детей – сирот и детей, воспитанных  с родителями.

    Тем самым, мы  доказали  предложенную гипотезу.

    Исходя  из всего вышесказанного, должно обязательно  проводиться исследование эмоциональной  сферы учащихся младшего школьного возраста. Вместе с тем, следует иметь в виду, что психодиагностика - не самоцель, «не руководство к действию», а лишь первый этап работы с ребёнком, сбор информации для размышления как основы для последующего психологического анализа, выделения «группы риска» детей по эмоциональному неблагополучию и работы с ними.

    Можно существенно улучшить эмоциональную стабильность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. –М.: Медицина, 1988.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. и научн. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007. -624с.
  3. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. -160с.
  5. Копылова М.А. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению // Начальная школа. 2007. №6. С.70-72.
  6. Косачева И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: АРКТИ, 2005. -64с.
  7. Крутецкий В. А. Психологические  особенности  младшего  школьника / Хрестоматия  по  возрастной  психологии. Сост.  Л.М.Семенюк. Под  ред.  Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт  практической  психологии, 1996.
  8. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. – М.: Сфера, 1999. -192с.
  9. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М.: Знание, 1992. -188с.
  10. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.  – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М.: Изд-во МГУ,  1984.
  12. Максимова М. В. Психологические условия школьной адаптации (I – III кл.). – М., 1994.
  13. Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: учебное пособие. – Ростов н/Д.:Феникс, 200. – 576 с.
  14. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
  15. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом» Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008. -128с.
  16. Никитина В.П. Саморазвитие и самореализация младших школьников // Начальная школа. 2007. №5. С.46-48.
  17. Никольская И.М., Барднер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: Речь, 2004. -190с.
  18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.  – СПб.: Речь, 2006. -352с.
  19. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1985. С.42-56.
  20. Оклендер  В.  Окна  в  мир  ребенка. Руководство  по  детской  психотерапии / Перев. с  англ .  – М.: Класс, 2001.
  21. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512с.
  22. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. -576с.
  23. Петрова О.О. и др. Возрастная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -224с.
  24. Попова М.В. Психология растущего человека. – М.: Сфера, 2002. -128с.
  25. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной.  – М.: Сфера, 2006. -528с.
  26. Психология развития / под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001. -352с.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. -529с.
  28. Рубинштейн  С.Л. Основы  общей  психологии. – СПб.:  Питер, 1999.
  29. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -244с.
  30. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: АРКТИ. 2003.
  31. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.
  32. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. – СПб.: Речь, 2007. -216с.
  33. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. 2003. №3. С.43-52.
  34. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2008. -208с.
  35. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. -240с.
  36. Хрестоматия по  возрастной  психологии. Сост.  Л.М.Семенюк. Под ред.  Д.И.Фельдштейна. – М. : Институт  практической  психологии, 1996.
  37. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. -208с.
  38. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. -392с.
  39. Шамигулова О.А. Педагогические условия воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру // Начальная школа. 2007. №8. С.55-60.
  40. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -806 с.
  41. Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным. –СПб.: Речь, 2008. -384с.
  42. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико - коррекционная работа с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -128с.
  43. Щипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-ПРЕСС, 2001. -384с.
  44. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Ред.–сост. Б.Д.Эльконин. – М.: Академия, 2007. -384с.
  45. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: сост. и научн. ред. В.С.Мухина, К.А.Хвостов.  – М.: Академия, 2007. С.289-296.
  46. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение,   1986.  

    -291с. 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

      Приложение  № 1

Карточка для  проведения цветового теста соответствия по А. М. Эткинд 

Имя _____________ Пол ________ Возраст_______________
Вопрос  теста Цвет соответствия
Мой учитель  
Класс, в котором я учусь  
Мои отношения с одноклассниками  
 

Приложение № 2

Протокол проведения теста по интонации голоса

Имя_______ Пол________Возраст________
Серия 1
№ теста № ответа
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Имя____________________________ Пол________Возраст______________

Серия 2

№ Теста № Ответа
                                 
                                 
                                 
                                 
 
вариант вариант
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

страх

тревога

удивление

гнев

неудовольствие

решительность

горе

печаль

удовольствие

ненависть

жалость

гордость

презрение

растерянность

нежность

возмущение

безразличие

радость

обида

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

досада 

внимание

облегчение

восхищение

любопытство

тоска

сожаление

раздражение

притворство

неуверенность

предупреждение

утверждение

настойчивость

пытливость

упрямство

просьба

пренебрежение

снисходительность

совет

приказ

Приложение № 3 

Вспомогательная карточка теста по интонации голоса  

Приложение №4

Выражение 1 - Она цвела.

Интонационные оттенки:

1. Удивление.

2. Безразличие.

3. Облегчение.

4. Сожаление.

5. Радость.

6. Тревога.

7. Восхищение.

8. Гордость.

Выражение 2 - Перестаньте.

Интонационные оттенки:

1. Тревога.

2. Безразличие.

3. Обида.

4. Раздражение.

5. Притворство.

Выражение 3 - Я пойду.

Интонационные оттенки:

1. Неуверенность.

2. Решимость.

3. Предупреждение.

4. Утверждение.

5. Настойчивость.

6. Радость.

7. Пытливость.

8. Удивление.

9. Упрямство.

Выражение 4 - Оставьте их.

Интонационные оттенки:

1. Просьба.

2. Пренебрежение.

3. Снисходительность.

4. Приказ.

5. Совет.

6. Предупреждение.

7. Безразличие.

8. Досада.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье