Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Общая характеристика личности младшего школьника 4
1.2. Особенности эмоций младшего школьника 10
1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте и их коррекция 17
1.4 Понятие и причины сиротства 25
1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СИРОТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 (ver 1.3).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

Детство - это период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного  рода. Ни для кого не секрет, что большинство  воспитанников детских домов  не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

    Проблема: свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции (Закаблук, 1985, 1986). 

В настоящее  время данная проблема недостаточно освещена, как со стороны педагогов  и социальных работников, так со стороны психологов.

 В  связи с этим, исследование особенностей  эмоциональной сферы детей сирот  является актуальным для современной психологии.

Объект исследования: дети сироты и дети, воспитанные в семье.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей сирот.

Основная  цель исследования: изучение особенностей эмоциональной сферы детей - сирот 7 - 10 лет, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитываемых в семье.

Гипотеза эмоциональная сфера детей – сирот менее развита и менее разнообразна, чем у детей имеющих родителей.

Задачи  исследования были определены с учетом цели, объекта и предмета

  1. Изучить понятие и причины сиротства в научной литературе;
  2. Описать эмоционально - психологические особенности детей - сирот;
  3. Экспериментально исследовать особенности эмоциональной сферы детей – сирот.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Общая  характеристика  личности младшего  школьника

           Младший  школьный  возраст наиболее  глубоко и  содержательно  представлен  в  работах Д.Б.Эльконина,  В.В.Давыдова, а также их  сотрудников  и  последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкий, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянов, В.В.Рубцов,  Г.А.Цукерман).

           В  младшем  школьном  возрасте  ребенок  соединяет  в  себе  черты дошкольного  детства  с особенностями  школьника, происходит перестройка  всей системы отношений ребенка  с  окружающей его  действительностью.

     С  поступлением  ребенка  в  школу,  возникает  новая  система  отношений, т.е.  система «ребенок - взрослый» дифференцируется  и образует   две  системы  отношений: «ребенок - родитель»  и  «ребенок - учитель». Система «ребенок -родитель» определяет  отношение ребенка к родителям. Система «ребенок - учитель»  начинает  определять  отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям.  В   учителе воплощены требования  общества. В  школе  существует  система  одинаковых  эталонов,  одинаковых  мер  для  оценки.

          Д.Б.Эльконин   отмечал,  что  ребенок  очень  чуток  к тому,  как  учитель относится к детям: если  ребенок замечает, что у учителя есть  «любимчики», то ореол  учителя  падает. В  первое  время  дети стараются  строго  следовать указаниям  учителя. Если  учитель  по  отношению  к  правилу  допускает лояльность, то правило  разрушается  изнутри.  Ребенок  начинает относиться  к  другому  ребенку с  позиции  того, как  этот  ребенок  относится  к эталону, который  вводит  учитель.  Появляются «ябеды» [20].

         Новая  социальная  ситуация  вводит  ребенка  в  нормированный мир отношений и требует от  него  организованной  произвольности, ответственной  за  дисциплину, за  развитие  исполнительских  действий, связанных  с  обретением  навыков  учебной  деятельности,  а  также  за  умственное  развитие. Таким  образом,  новая  социальная  ситуация  ужесточает  условия  жизни  ребенка.  Новое положение в  обществе  состоит  в  том, что  ребенок  переходит  к обязательной  общественно  значимой  деятельности: он  обязан  учиться.

          Вместе с  новыми  обязанностями   школьник  получает  и  новые   права.  Он  может  претендовать  на  серьезное  отношение  со  стороны  взрослых  к  своему  учебному  труду.  Он  имеет  право  на своё  рабочее  место,  на необходимое  для  его  занятий время,  на  учебные  пособия  и др. Получая  хорошую  оценку  за  свой  труд, он  может  ждать  похвалы и уважения.

           Психологические  новообразования  возраста. В  младшем  школьном  возрасте  большие  изменения  происходят  в  познавательной  сфере  ребенкаПамять приобретает ярко выраженный познавательный  характер. Изменения в области памяти связаны  с тем, что ребенок  начинает  осознавать  особую  мнемическую  задачу. Он  отделяет  эту  задачу  от всякой  другой. Эта  задача  в  дошкольном  возрасте  либо  вовсе  не  выделяется, либо выделяется  с  большим  трудом. Кроме, того, в школьном  возрасте идет  интенсивное  формирование  приемов  запоминания. От  наиболее  примитивных  приемов (повторение, внимательное  длительное  рассмотрение материала) ребенок переходит к группировке, осмыслению связей   разных частей  материала.

           В  области  восприятия происходит  переход от  непроизвольного восприятия  ребенка-дошкольника к  целенаправленному  произвольному  наблюдению за  объектом, подчиняющемуся  определенной  задаче. Следует помнить, что нужно  учить  детей рассматривать  объект, нужно  руководить  восприятием. Для  этого у  ребенка  необходимо  создавать  предварительное  представление,  поисковый  образ,  чтобы  он мог увидеть то, что нужно.

           Учебная  деятельность  предъявляет очень большие требования  и к другим  сторонам  психики  ребенка. Она способствует  развитию  воли.  В дошкольном  возрасте  произвольность  выступает лишь в отдельных случаях. В школе практически вся  деятельность по  своему  характеру  является  произвольной.  Любая  попытка  превратить  учёбу только в развлекательное дело  является  ложной.  Учение  всегда требует внутренней  дисциплины.

         В  этом  возрасте  формируется   способность сосредотачивать  внимание  на  мало   интересных вещах. Эмоциональные  переживания  приобретают  более обобщенный  характер.

        Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области  мышления,  которое  приобретает  абстрактный  и   обобщённый  характер.

        Младший  школьный  возраст – возраст интенсивного  интеллектуального  развития, что опосредует  развитие  всех  остальных  функций, происходит интеллектуализация психических процессов,  их  осознание и произвольность.

      Особенности личности  младшего  школьника. В 7-11 лет ребенок  начинает  понимать,  что он  представляет  некую  индивидуальность, которая  подвергается социальным  воздействиям. Он  знает,  что  он  обязан  учиться  и  в  процессе  учения  изменять  себя, присваивая коллективные  знаки (речь, цифры, ноты и др.), понятия, знания  и  идеи, которые  существуют  в обществе,  систему  социальных ожиданий  в  отношении  поведения  и  ценностных  ориентаций. В то же  время  он  понимает, что отличается  от  других, и  стремится  утвердить  себя  среди  взрослых  и  сверстников.

           Мотивационная  сфера,  как считает А.Н.Леонтьев, - ядро  личности. Особое  место  начинают  приобретать  учебные  мотивы и  мотивы  установления  отношений  со  взрослыми и  сверстниками по  поводу  учебной  деятельности.  Среди  разнообразных   социальных  мотивов  учения, пожалуй, главное место занимает  мотив получения высоких отметок.  Высокие отметки для маленького  ученика – источник  других  поощрений, залог  его  эмоционального  благополучия,  предмет  гордости.

     Важно отметить, что оценка  успеваемости  в  начале  школьного  обучения,  по  существу,  является  оценкой  личности  в  целом,  и  определяет  социальный  статус  ребенка.   От  оценки  зависит  развитие  учебной  мотивации, именно на  этой  почве  в  отдельных  случаях  возникают  тяжелые  переживания  и  школьная  дезадаптация.  Непосредственно   влияет  школьная  оценка  и  на становление  самооценки. Дети,  ориентируясь  на  оценку  учителя, сами  считают себя  и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими  и  средними  учениками,  наделяя  представителей  каждой  группы  набором соответствующих  качеств. У  отличников  и  некоторых хорошо  успевающих  детей  складывается  завышенная  самооценка.   У  неуспевающих  и  крайне  слабых  учеников систематические  неудачи  и  низкие оценки снижают их  уверенность в себе,  в своих возможностях.

     Развитие  личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением  мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится  в других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой  высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развития и развитие его личности.

     Итак, мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, является ядром личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Но практически всегда высокая отметка радует ребёнка.

     Один  из мотивов – социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Кроме этого, когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Таким образом,  высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. А ещё высокие отметки для маленького ученика – залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений. Его особенно значительные успехи дома  отмечаются сладостями или подарком – в зависимости от семейных традиций.

         Способностиэто индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению [40, с. 622].

      Очень часто учителя считают, что способные дети это те, кто схватывают всё на лету, быстро соображают, кто может лучше всех учиться.

          Школьники, которые, если захотят, могут быстрее всех решить трудную задачу, которые могут блеснуть эрудицией, которых можно послать на олимпиаду с надежной на победу; именно на этих школьников «ставят» учителя. А если к таким способностям добавить трудолюбие и добросовестность, тогда эти ученики – немеркнущая слава учителей, их надежда и гордость. А как же быть с детьми «другого образца», с теми, кого учитель, как правило, не считает способными?

      Можно вспомнить классические примеры, усомниться в которых невозможно. Например, Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии. Чарльза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее. Маленький Саша Пушкин совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком, он всех раздражал своей неуклюжестью. И только потом, уже в лицейские годы, у Александра изредка попадались высокие баллы только по французскому языку.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье