Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Общая характеристика личности младшего школьника 4
1.2. Особенности эмоций младшего школьника 10
1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте и их коррекция 17
1.4 Понятие и причины сиротства 25
1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СИРОТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 (ver 1.3).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

3) помогает развить коммуникативные и творческие возможности детей;

4) повышает самооценку на основе самоактуализации;

5) способствует отреагированию чувств;

6) развивает эмпатические способности;

7) способствует установлению и развитию межличностных отношений:

8) формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах;

9) помогает занять детей увлекательным делом – пением, движением под музыку, музыкальными играми, импровизацией на музыкальных инструментах;

10) музицирование хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;

11) увлекает  и оказывает  успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

12) замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими детьми.

      Следует отметить, что контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Часто уроки заканчиваются "спонтанным рисованием под музыку", т.е. детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются на бумаге. Музыка используется яркая, эмоционально богатая. Многим детям нравится дирижировать под звучащую музыку.

      Иногда  учитель музыки устраивает "свободные танцы", на выражение эмоциональных состояний: "Мой самый хороший день", "Что я больше всего люблю делать", "Мой самый тяжелый день", "Я и мои родители", "Я и мои друзья" и т.д.

      Уроки музыки идут поочередно с основными, что помогает детям переключаться  и дозирует нагрузку на них. Особенно значимы для эмоционального развития младших школьников являются те музыкальные занятия, на которых дети поют. Пение – важный метод развития эмоциональной сферы и активной терапии детей. Преимущество его заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы – и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу [45, c.176].

     На  уроках используются песни предпочтительно  оптимистические, жизнерадостного  характера, но также такие, которые  побуждают к размышлению и  глубоким переживаниям. Песни подбираются педагогом в соответствии с возрастом и настроением детей.

      Размещение  детей на занятиях – замкнутый  круг. Руководители – включены в  круг и поют вместе с детьми. Целью этих занятий является создание теплой эмоциональной атмосферы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности. Формируются сплоченность классного коллектива, сотрудничество, взаимопонимание между детьми, достигается эмоциональный контакт.

1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном  возрасте и их коррекция

      Проблемы  эмоциональных нарушений в детском  возрасте исследовали В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, Г.М.Бреслав, Р.В.Овчарова,  А.И.Захаров и др. В частности, Р.В.Овчарова  к нарушениям эмоциональной сферы детей относит: состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, противоречивость личности, враждебность, тревожность.

      В младшем школьном возрасте, как и  в других возрастах, кроме указанных  эмоциональных нарушений, к ним  относят замкнутость, страхи, агрессивность.

      Нарушения эмоциональной регуляции являются основой дисгармонического развития личности. К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве проявления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модальности эмоций (страха, гнева, печали и т.д.) – порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

      Дисгармоническое  психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности других структур.

      Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшения возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудностей установления новых отношений.

      Причинами данного нарушения могут быть длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального общения (например, длительные пребывания в больнице, или ситуация, когда ребенок является в семье  нежелательным, родители не проявляют любви к нему и пр.), индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).

      Замкнутый ребенок не «допускает» к себе других людей, он выглядит хмурым, недовольным, всё это вызывает негативное отношение  к нему. Это ещё больше усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить  в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребности в общении, в эмоциональном контакте подавляются, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Замкнутость качественно отличается как от стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция, следовательно, заключается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека и пр. Основные направления работы с замкнутым ребенком следующие:

      1.Устранение  причин, приведших к этому нарушению;

      2.Восстановление  потребности ребенка в общении,  контактах с взрослыми и сверстниками;

      3. Гармонизация отношений ребенка  в семье и группе сверстников  (т.е. не только ребёнка надо  «поворачивать» к другим людям,  но и показать им, что ребенок  не так плох или злобен, как  они о нём могли думать);

      4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.

       Страхи и тревоги

     Страхесть аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей – чувство страха.

      Объединяющее  начало для страха и тревоги –  чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», в животе становится «пусто», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма [4, c.124].

      Страхи  бывают возрастные и невротические.

  Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

1) наличие страхов  у родителей;

2) тревожности  в отношениях с ребенком;

3) избыточное  предохранение от опасностей  и от общения со сверстниками;

4)  большое  количество запретов со стороны  родителя того же пола или  полное предоставление свободы  ребенку родителем другого пола;

5)  многочисленные  нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

6) отсутствие  возможности для ролевой идентификации  с родителем того же пола, преимущественно  у мальчиков;

7) конфликтные  отношения между родителями;

8) психические  травмы типа испуга;

9) психологическое  заражение страхами при общении со сверстниками и взрослыми.

      Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний [там же, c.125].

      Боятся  подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями или конфликтами в семье. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви [44].

      Иногда  страхи трудно устранимы, так как воздействие на состояние ребенка со стороны взрослых оказывается только на внешнюю сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Для лучшего воздействия на страхи необходимо, прежде всего, установить контакт с ребенком, подразумевающий доверительное отношение как условие эффективной психокоррекции негативных и развития позитивных эмоций

        Страхи, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и пр.) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку (и взрослому человеку) ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Страх защищает человека от излишнего риска, уводит от опасностей – в этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивают самосохранение [27, с. 393].

      Помимо  того, что страх помогает строить  поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха (например, рассказывание страшных историй по вечерам, походы на кладбище и пр.).

      Детские страхи – это обычное явление  для детского развития. Они имеют  важное значение для ребенка. Так, В.В.Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития исчезают со временем. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

      Страх может быть как самостоятельным  нарушением (например, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоровительная психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом. Такое неспецифическое воздействие может быть оказано через ряд закаливающих процедур, путем налаживания режима дня и питания ребенка. Полезны прогулки перед сном – это хорошо влияет на организм ребенка и его психику, т.к. устав от прогулки, он будет думать не о страхах, а об отдыхе.

      Поскольку организм и психика  –  составляющие одного целого, то хорошее или плохое состояние одного влияет на состояние  другого.

      Коррекционная работа по устранению страхов может вестись в различных направлениях. Эффективность коррекции и выбор приёмов определяется индивидуальными особенностями ребенка. В частности, здесь может быть успешно задействована коррекция средствами музыкального воздействия.

      Агрессивность. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье