Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Общая характеристика личности младшего школьника 4
1.2. Особенности эмоций младшего школьника 10
1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте и их коррекция 17
1.4 Понятие и причины сиротства 25
1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СИРОТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 (ver 1.3).doc

— 372.50 Кб (Скачать)
="justify">    Первая  серия. В ней интонация голоса максимально соответствует содержанию текста.

    На  носителе записано 24 речевых высказываний примерно одинаковых по объему. В них содержится информация о положительном, индифферентном и отрицательном эмоциональном состоянии говорящего. На каждое из этих состояний записано 8 высказываний. Предполагается и более тонкая дифференцировка этих состояний, в связи с чем среди положительных эмоциональных состояний нужно определить состояния облегчения, радости, восхищения; среди индифферентных - состояние любопытства, безразличия, удивления; среди отрицательных - обиду, тревогу, тоску. На каждое из этих частных состояний приходится по 3 высказывания. Тексты взяты из произведений отечественных классиков поэзии.

    Всей  группе детей даётся прослушать поочерёдно эти тексты, необходимо за короткий промежуток времени найти на вспомогательной карточке соответствующее эмоциональное состояние и записать номер в протокол. (Приложение № 2). Вспомогательные карточки выдаются детям для облегчения задачи, более точного определения эмоционального состояния соответствующего тексту (Приложение №3). На них записаны эмоции и эмоциональные состояния, каждый обозначен номером, который и записывается в протокол исследования. Таким образом, мы выясним, насколько разнообразные эмоции могут испытывать младшие школьники и определить умение правильно распознавать эмоциональное настроение по интонации. Время проведения теста не ограничено, но детям поясняется, что действовать необходимо быстро.

    Приведём примеры из текстов проводимой методики.

    Положительные эмоциональные состояния

    1. В углу горит лампадка, на сердце  отлегло (облегчение).

    2. Опять увенчаны мы славой, опять  кичливый враг сражен (радость).

    3. Она из сказки, кистью создана! (восхищение).

    Индифферентные  эмоциональные состояния

    1. Зачем надевают кольцо золотое  на палец, когда обручаются двое? (любопытство).

    2. Он их искал без упоенья,  а оставлял без сожаленья (безразличие).

    3. Неужто ты влюблен в меньшую? (удивление).

    Отрицательные эмоциональные состояния

    1. Я мало жил и жил в плену (обида).

    2. Об этой девушке босой я  позабыть никак не мог (тоска).

    3. Вдруг впереди мелькнули двое. И больше - выстрел! (тревога).

    После проведения теста проводится интерпретация  данных.

    Вторая  серия. Вся информация содержится в  интонационном рисунке говорящего. На носителе записано 4 коротких высказывания. Каждое из них произнесено с разными интонационными оттенками профессиональным актером. Для группы испытуемых поочерёдно даётся прослушать высказывание в определённой интонации, детям предлагается определить настроение и эмоциональное состояние говорящего, найти соответствие на вспомогательной карточке (Приложение №3) и записать номер в протокол. (Приложение №2) Требуется по возможности быстрее и правильнее определить эмоциональное состояние и интонационный оттенок говорящего, затраченное на них время фиксируются экспериментатором. (Высказывания и интонационные оттенки см. в Приложении №4)

    2.2. Анализ результатов

    Ниже  приведены результаты и анализ по каждой методике.

    1. У воспитанников детских домов  младшего школьного возраста отмечаются существенные качественные и количественные различия в развитии эмоциональной сферы по сравнению с нормой развития, что проявляется в увеличении показателей негативного характера (агрессивности, замкнутости, тревожности, обидчивости и др.) и, несомненно, оказывает влияние на их личностное развитие.

    2. Избранный комплекс диагностических методик, направленный на изучение индивидуальных особенностей эмоциональной сферы испытуемых, позволил получить объём фактических данных, позволяющий выявить существенные отклонения в развитии эмоциональной сферы детей-сирот, проявление которых обусловлено педагогической запущенностью, различными видами депривации - материнской, социальной и другими.

    У мальчиков в большей степени выражены состояния физической агрессии, враждебности, конфликтности, раздражительности, негативизма; у девочек - тревожности, страха, незащищённости, вербальной агрессии, депрессивности; у обеих половозрастных групп снижен уровень эмоционального восприятия, межличностного общения;

    Получены данные по возрастным изменениям у мальчиков и девочек.

    - Как у мальчиков, так и у девочек, воспитанников детских домов, степень школьной тревожности существенно возрастает от 7-8 к 9-10 годам. Абсолютное число показателей общей агрессивности, как у мальчиков, так и у девочек имеет отрицательную динамику;

    - показатели агрессии, как у воспитанников детских домов, так и у нормально развивающихся детей имеют отрицательную динамику с увеличением возраста, однако по абсолютным цифрам у детей-сирот отмечаются более глубокие негативные показатели; 

    Интерпретация цветового теста  отношений.

    Интерпретация данных: на основании доминирования цвета можно выявить как положительный, так и отрицательный эмоциональный настрой. Точкой отсчета могут служить данные отношений к любимому учителю. Как видно из таблицы №1, доминирующими являются синий и красный цвета, соответственно означающие покой и активность; в следующей позиции находятся желтый и фиолетовый, означающие соответственно «ожидание счастья» и «доверительность». Наличие серого и коричневого в таблице №2 может свидетельствовать об отсутствии любимого учителя у некоторых учеников.

    Цветовая  гамма «класса, в котором я  учусь» в целом выглядит положительной, поскольку темные цвета (черный, серый  и коричневый) представлены низкими  процентами.

    Значительно хуже выглядит цветовой портрет социальной ситуации, который явно неблагополучен, поскольку в подавляющем большинстве  это серый и черный цвета и  лишь очень незначительно представлены синий и красный. 

Таблица №1 Результат теста детей воспитанных в семье (%)

С кем или с чем цвет

 ассоциировался

Номера  цветных карточек
0 1 2 3 4 5 6 7
Любимый учитель 3,6 43 3,6 32 7 7 3,6 0
Класс, в котором я учусь 8 27 3 35 12 3 3 12
Социальная  ситуация 60 4 0 4 0 0 0 32
 

    Таблица №2 Результат теста детей сирот (%)

    С кем или с чем цвет

      ассоциировался

    Номера  цветных карточек     
    0     1     2     3     4     5     6     7
    Любимый учитель     27     12     8     12     2     12     21     6
    Класс, в котором я учусь     12     14     9     21     6     3     3     32
    Социальная  ситуация     39     4     6     6     0     6     4     35
 

    Интерпретация теста «Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса»

    Результаты  в процентном отношении и в  сравнении приведены в таблице №3. На диаграмме хорошо видна разница в правильности ответов между детьми сиротами и детьми, воспитанными в семье. У детей-сирот при определении эмоциональных оттенков наблюдается менее разнообразный репертуар эмоциональных понятий. У них меньше эмоций по количеству, качеству, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Помимо уплощённости эмоциональной сферы у воспитанников детского дома наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцирования положительных и отрицательных эмоциональных воздействий, неточность понимания значения слов написанных в карточке.

    Среди детей воспитанных в семье  правильно определили эмоциональный тон и различили эмоции 80% тестируемых, кроме того у них обнаружился более широкий словарный запас, определяющий эмоциональное настроение. В то время как у детей сирот этот процент равен 28, многие значения указанные во вспомогательной карточке им не известны и не совсем понятны. 

    Таблица №3 Результаты теста (%)

    

    Вывод.

    Анализ  результатов исследования особенностей эмоциональной сферы детей-сирот  воспитывающихся в детских домах  выявил следующие позиции:

    - наиболее неблагополучен статус у детей – сирот  от 8 - 9 лет. Это объясняется длительностью сиротского стажа и большая доля отказников в их составе. Для детей характерны выраженные расстройства привязанности, которые проявляются в не дифференцированных контактах со взрослыми и детьми, нарушениях поведения, склонности к различному роду деликтам, дезинтеграции прошлого опыта и т.д.. Крайне неблагоприятен их соматический и психический статус.

    - наиболее благополучными являются  дети, воспитанные в семьях. У  детей не наблюдается активное формирование депривационных нарушений в развитии, которые распространяются на  эмоциональную и когнитивную сферы психики;

    - условия воспитания в детском  доме способствуют формированию  иждивенческой позиции у ребенка,  осознанию внешней управляемости собственной жизнью. Дети независимо от возраста редко привлекаются к решению важных для них и детского дома проблем, обсуждению собственных прав;

    - дети слабо интегрируются в  отношения за пределами учреждения;

    - педагоги ориентированы на внешние  проявления поведения детей, а не на их внутренние переживания, плохо информированы о состоянии, медицинском и социальном анамнезе детей;

    В рамках данного исследования сделан сравнительный анализ развития детей  сирот и детей, воспитанных в  семье. Как показали результаты исследования, в  семьях в 2-3 раза возрастают показатели эмоционального благополучия детей, их когнитивного и социального развития.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Эмоции  и чувства представляют собой  отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

    Эмоции  играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, сердит или огорчает его.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье