Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Общая характеристика личности младшего школьника 4
1.2. Особенности эмоций младшего школьника 10
1.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте и их коррекция 17
1.4 Понятие и причины сиротства 25
1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СИРОТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 (ver 1.3).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

      Гнев, как у животных, так и у человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и она необходима, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стресса в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции [27, с. 408].

      Несмотря  на то, что наличие агрессии в  поведении ребенка всегда создает  большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возникать на фоне повышенной активности ребенка в процессе его аффективного развития. При проведении психокоррекционной работы, ребенок с помощью взрослого приобретает более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью.

      Применение  коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Чаще всего используется включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового, социально приемлемого, социально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими. В частности, в психодраме или под воздействием соответствующей музыки происходит вызывание аффекта с последующим катарсисом  и  снятием эмоционального напряжения.

      Тревожность – комплекс эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вина. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Различают ситуативную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, неблагополучной для человека, и личностную тревожность, являющуюся стабильным свойством человека.

      Личностная  тревожность проявляется в повышении  склонности испытывать беспокойство в  самых различных ситуациях, в  том числе и таких, когда объективных  причин для беспокойства нет.

      Тревожность часто оказывается связанной  с чувствительностью и уязвимостью. На те слова, что обычный ребенок  может не обратить внимания, тревожный  и чувствительный реагирует остро  и, может быть, в большей степени  испытывает чувство вины, чем на это рассчитывал наказывающий его взрослый. Поэтому с чувствительным и тревожным ребенком нужно проводить десенсибилизацию к тем факторам, устранить которые невозможно, но известно, что они особенно влияют на его настроение и поведение. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним, и что люди говорят и действуют иногда без намерения причинить боль.

      Также полезны общеукрепляющие приёмы, развивающие эмоции радости, восхищения, оптимизма, что достигается, например, музыкальными средствами.

      И ещё раз важно упомянуть в  данном разделе о таком нарушении, как  неадекватная самооценка. Даже при наличии определённых навыков, неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения со сверстниками может стать основой для возникновения трудностей при установлении социальных контактов.

      Самооценка  ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Сама адекватная оценка – ещё не залог успеха, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

      Завышенная  самооценка часто бывает связана  с завышенными требованиями к  окружающим, хотя такой ребенок в  первую очередь стремится показать своё превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей или результатов активности. И если не получает этого, то нарушения взаимоотношений с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента, такие как высокая эмоциональность, сензитивность, активность могут способствовать формированию эмоциональной неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реакций. Это, в свою очередь, ухудшает взаимодействие ребенка с окружающими, препятствует совместной деятельности, т.к. эмоционально неуравновешенному ребенку трудно справиться со своими желаниями, даже если те противоречат совместно принятому  правилу.

      Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего  обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутистическими либо агрессивными тенденциями поведения. В последнем случае агрессия является компенсацией на критику, упреки, которые занижают самооценку ребенка. Причем, если ребенок компенсаторно агрессивен, то это не «выравнивает» его самооценку, но лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребенка как самолюбивого, самодовольного, самоуверенного. Тогда, конечно, трудно убедить родителей или учителей в том, что у ребенка не завышенная, а заниженная самооценка, и критиковать и унижать его нельзя.

         Итак, обобщим всё выше сказанное и сделаем выводы.

     Младший школьный возраст – возраст интенсивного анатомо-физиологического, интеллектуального  и эмоционально-волевого развития.

     Новая социальная ситуация развития младшего школьника усложняет его условия  жизни. Он обязан учиться, и учебная деятельность предъявляет всё большие требования ко всем сторонам психики ребёнка. Эмоциональные переживания его разнообразны и приобретают более обобщённый характер. 

     Основными составляющими личности младшего школьника  являются мотивация, самооценка и способности, которые оказывают важнейшее влияние на эмоциональную жизнь, на эмоциональное мироощущение как базисное чувство.

     У младшего школьника, в связи с  большими эмоциональными нагрузками, могут возникать различные эмоциональные  нарушения – замкнутость, низкая самооценка, агрессивность, повышенная тревожность, страхи.

       В целом эмоциональная жизнь  младшего школьника, несмотря  на сложности, - насыщенна, интересна,  разнообразна. Ребенок получает  много позитивных эмоций от  учения, общения в школе и в  семье, от музыки, танцев, различных успехов и приятных событий. 

1.4 Понятие и причины сиротства

    Сиротство - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы  о своих детях. (Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,231 с.)

    Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом  цивилизации.

    Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  с отсутствием родителей или  лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

    Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

    Наиболее  грозным явлением в последние  годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

    В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

    Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин - материнство. (Бреслав Г.М. 1990)

    1.5 Развитие эмоциональной сферы детей сирот

    В настоящее время приходится констатировать, что по психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

    Исследования  показывают, что лишение детей  материнской заботы с последующей  психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

    Большинству брошенных детей не хватает личного  внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

    Сравнение особенностей адаптационных реакций  детей, поступающих в детские  дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

    Ребенок первого года жизни, воспитывающийся  в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует всё вокруг, всё вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно.

    Во  втором полугодии жизни различия между детьми, воспитывающихся в  разных условиях, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый, безразличный к  окружающему, боязливый малыш, воспитывающийся  в доме ребёнка, разительно отличается от активного, радостного, любознательного, лепечущего, требовательного ребёнка из семьи. Не случайно, поэтому общение у младенцев из дома ребёнка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений.

    Потребность в общении у воспитанников  дома ребёнка обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение  протекает более вяло и имеет  смазанную форму. Комплекс оживления  выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные  проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания  развития ситуативно-личностного общения задерживается появление и предметно - манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводит к тому, что ребёнок и во втором полугодии стремится к ласке взрослого в примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Вялое, однообразное манипулирование с предметами протекает отдельно от общения.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот и воспитывающихся в семье