Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

     КАРТОЧКА  Ж

     Основные  черты моего характера – крайняя  нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое сложное для меня принять решение. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Я – педант, формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности часто боюсь сделать то, что хотел бы. Не люблю заниматься физическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю обсуждать и рассуждать общие проблемы, которые не имеют ко мне никакого отношения. 

     КАРТОЧКА  З

     По  характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей  чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда не известно, почему могу поделиться своими переживаниями, раскрыться даже случайно попавшемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им в свою очередь еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас иногда мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. Люблю настоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю по своему. Мой внутренний мир, переживания, идеи не понятны окружающим.  

     КАРТОЧКА  И

     Я – человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы, круг моих знакомых состоит из людей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. У меня нет причин быть недовольным с собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее. Считаю, что людям особенно нельзя доверять, у меня много завистников, недоброжелателей. Из-за их козней мне трудно осуществлять свои идеи, но, несмотря на это, ничто не может меня остановить ни просьба, ни угрозы. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав, и ради этого стоит вести борьбу. 

     КАРТОЧКА  К

     Для меня нет других интересов, кроме  интересов работ и моих собственных. Меня считают вспыльчивым. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упуская случая посчитаться за нее. Поскольку мне присущи аккуратности и пунктуальности в исполнении работы, то и от других я требую того же. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться: терпеть не могу, когда меня прерываю, не дают договорить, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна. Привык идти на пролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности. 

     КАРТОЧКА  Л

     Не  выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление и восхищение у других. Люблю рассказывать истории и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною все восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегда внимателен ко мне. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие. 

     КАРТОЧКА  М

     Я – человек компанейский, очень  скучаю, когда остаюсь один. Не всегда заканчиваю начатое дело, особенно, если меня никто не проверяет и  не помогает. Очень люблю всякие развлечения. Всегда хочу повеселиться. Вообще, мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, но меня эти упреки мало трогают. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть.

     КАРТОЧКА  Н

     Я считаю, что надо жить так, как живут  все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было как у людей: дома – хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Считаю, что мнение большинства всегда правильное и противопоставлять себя большинству плохо и вредно. 

     Интерпретация результатов методики проводится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутодентификации необходимо сопоставлять с данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и другими методами научного психологического исследования. Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями. 

     А – мелонхолический.

     Б – гипертимный.

     В – циклоидный.

     Г – эмоционально-лабильный.

     Д – неврастенический.

     Е – сензитивный.

     Ж – психостенический.

     З – шизоидный.

     И – паранойяльный.

     К – эпилептоидный.

     Л – истерический.

     М – неустойчивый.

     Н – конформный.

       
 
 

     

      Из таблицы видно, что з5 % 8 «Г» класса имеют эпилептоидный характер ( этот тип характера выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, занудливостью как в учебе, так и в быту); 25% - гипертимный (характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием повышенного многословия, приподнятого настроения); 20% - меланхолический (характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением) 10% - эмоционально – лабильный (характеризуется стремлением общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают); 10% - истерический (люди с таким характером очень контактны, стремятся к лидерству). 
Выводы по главе 3.
 

     В третьей главе мы выявили акцентуации  характера у подростков с помощью  теста-опросника Шмишека, а также  провели тест по методике аутодентификации акцентуаций характера Э.П. Эйдемиллера. В результате этого исследования мы пришли к выводу, что 35% учащихся 8 «Г» класса являются педантическими личностями (добросовестными) личностями; 25% гипертимическими (оптимисты, в общении всегда веселы, активны, остроумны); 20% - дистимическими (пессимисты, преобладает серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам; 10% - эмотивными (чувствительные и мягкосердечные личности); 10%- демонстративными (очень контактны, стремяться к лидерству). 
Заключение.
 

     В нашей работе мы проанализировали особенности  характера и акцентуаций у  старших школьников, а также их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы решили следующие задачи - выделили основные стороны, типы и черты характера, а также рассмотрели содержание характера (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму внешнего проявления отношений в виде поступков, действий, походки, речи, позы и т.д. Отразили акцентуацию свойств характера и провели классификацию типов акцентуаций характера; на основе трудов известного немецкого психолога К. Леонгарда рассмотрели точную характеристику заострений черт характера в старшем школьном возрасте и привели примеры из жизни школьников. Воспользовавшись тестом-опросником Шмишека и Эйдемиллера провели исследование своеобразия характера в подростковом возрасте. В результате этого мы пришли к выводу, что своеобразие характера подростков в его «заострении».\, акцентуации, которая обусловлена социальными факторами, усложнением взаимоотношений с окружающими людьми и биологическими сдвигами – нейроэндокринной перестройки, лежащей в основе полового созревания.

     Изучение  подростка приводит к убеждению  об уникальности каждой личности. По-настоящему познать личность другого можно  только любя его, если любовь к тому же вооружена строго объективным  знанием.

     Мы  думаем, что эта теоретическая работа поможет нам в будущей практике и педагогической деятельности. 
Литература.
 

  1. Варламова А.Я. Взаимосвязь между акцентуацией характера и предрасположенностью к дезадаптации//Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. – Волгоград, 2001. – С.30-46
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Характер// Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1996. – С.267-291.
  3. Колесов Д.В. Характер и его акцентуации у подростков// Колесов Д.В, и др. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986. – С.46-55.
  4. Методики изучения темперамента и характера//Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина. В 2т. Т.1. – М.:ВЛАДОС, 2003. С.46-92
  5. Нагаев В.В. и др. Основы направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков – девиантов//Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – №3. – С.40-46
  6. Немов Р.С. Познание темперамента, характера, интересов и потребностей людей//Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей – М. ВЛАДОС, 2003. – С. 78-138
  7. Немов Р.С. Совершенствуем характер//Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей. – М. ВЛАДОС, 2003. – С. 211-219.
  8. Немов Р.С. Характер//Немов Р.С. Психология. В. 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1995. С. 341-357.
  9. Рогов И.Е. Определение характера акцентуаций у подростков//Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 138 – 166.
  10. Рождественская Н.А. развитие характера// Рождественская Н.А. Как понять подростка: Практическая психология. – М.: Академия, 2002. – С. 457-475.
  11. Слободчиков В.И. Способности и характер как образования субъектности человека//Слободчиков В.И. и др. Психология человека. – М.: Школа – Пресс, 1995. – С.317-328.
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Характер//Петровский А.В., Ярошевский М.Г. психология. – М.: Академия, 2002. – С.457-475.
  13. Степанов В.Г. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера// Степанов В.Г. Психология «трудных» школьников. – М.: Академия, 1996 – С.205-255.
  14. Степанов В.Г. Учет особенностей темперамента и характера «трудных» учащихся// Степанов В.Г. Психология «трудных» школьников. – М.: Академия, 1996 – С.135-204.
  15. Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера// Воспитание школьников. – 2003. – №3. – С. 26-32.
  16. Характер//Психология и педагогика/ ред. В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА – М, 2000. – С 94-104.
  17. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера// Вопросы психологии. – 2001. - №5. – С.128-135
  18. Чулкова А.В. Акцентуация характера//Чулкова А.В. Курс лекций по детской патопсихологии. – Михайловка, 2002. – С. 69-71.
  19. Норакидзе В.Г. Понятие характера// Метода исследования характера. – Тбилиси, 1994 – С.6-18
  20. Добрович А.Б. Характер человека// Психология о личности – М., 1997 – С. 35-65.
  21. Личко А.Е. Понятие «акцентуации характера»// Психопатии и акцентуации характера у подростков – Л, 1995. С- 257 – 280.
  22. Собчик Л.Н. Характер// Характер и судьба. – М.: Академия, 1996 – С. 201-204
  23. Цылев В.Р. Тайна характера// Чтения характера по лицу. – Харьков, 1994 – С. 24-29.
  24. Леонгард К. Характер и его акцентуации// Акцентуации личности. – Киев., 1998. – С. 43-49.
  25. Абрамова Г.С. Формирование характера// Возрастная психология. М., 1997 – С. 243-261.
  26. Ковалев А.Г. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. М., 1996. – С. 301 – 320.
  27. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1994 – С 230-259.
  28. Ананьев Б.Г. Строение харакетра//Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1997. С. – 23-80.
  29. Столяренко М.А. «Характер»// Основы общей психологии – Киев, 1998, С – 306.

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе