Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).
Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:
•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.
Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5
1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5
1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………....20
Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21
Выводы по главе 2……………………………………………………...33
Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34
3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью
теста-опросника Шмишека……………………………………….34
3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера
Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41
Выводы по главе 3……………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………………50
Литература……………………………………………………………………….51
КАРТОЧКА Ж
Основные
черты моего характера –
КАРТОЧКА З
По
характеру я замкнутый, круг моих
знакомых мал. В компаниях не могу
найти себе места. В обществе людей
чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут,
но иногда не известно, почему могу поделиться
своими переживаниями, раскрыться даже
случайно попавшемуся мне человеку. Мне
бывает трудно понять близких, их горе
или радости, а им в свою очередь еще труднее
понять меня. От знакомых приходилось
слышать, что от меня веет холодом, что
общаться со мной трудно. Подчас иногда
мои поступки выглядят странными, вызывают
удивление окружающих. Люблю настоять
на своем, не терплю чужих советов, поступаю
по своему. Мой внутренний мир, переживания,
идеи не понятны окружающим.
КАРТОЧКА И
Я
– человек идеи, всю жизнь борюсь то
за претворение своего изобретения, то
за внедрение какой-либо реформы, круг
моих знакомых состоит из людей, которые
разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям
ни равнодушия к себе, ни несогласия со
мной. У меня нет причин быть недовольным
с собой; чувствую себя хорошо, всегда
бодр, активен. Если я ставлю перед собой
какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь
ее. Считаю, что людям особенно нельзя
доверять, у меня много завистников, недоброжелателей.
Из-за их козней мне трудно осуществлять
свои идеи, но, несмотря на это, ничто не
может меня остановить ни просьба, ни угрозы.
Жизнь убеждает меня в том, что я всегда
оказываюсь прав, и ради этого стоит вести
борьбу.
КАРТОЧКА К
Для
меня нет других интересов, кроме
интересов работ и моих собственных.
Меня считают вспыльчивым. Обидчив, нанесенную
обиду помню долго, не упуская случая посчитаться
за нее. Поскольку мне присущи аккуратности
и пунктуальности в исполнении работы,
то и от других я требую того же. Если говорю,
объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно,
медленно, чтобы как можно убедительнее
высказаться: терпеть не могу, когда меня
прерываю, не дают договорить, торопят.
Порой у меня бывает беспричинно тоскливое
настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым
и раздражительным. Гибкость в общении
с людьми мне не свойственна. Привык идти
на пролом, говорить то, что думаю, хотя
сознаю, что из-за этого могут быть неприятности.
КАРТОЧКА Л
Не
выношу равнодушного отношения окружающих
к себе. Предпочитаю быть в центре
внимания, когда с меня берут пример,
подражают. Люблю вызывать удивление и
восхищение у других. Люблю рассказывать
истории и тем охотнее, чем с большим интересом
меня слушают. Люблю фантазировать, в моих
фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю
такого положения, что мне все завидуют
и мною все восхищаются. Я сразу чувствую
отношение людей ко мне. Если я захочу,
то со мной охотно дружат. К сожалению,
мне не удалось найти настоящего друга.
Я ценю такого приятеля, который всегда
внимателен ко мне. Одеваться люблю так,
чтобы мною любовались окружающие.
КАРТОЧКА М
Я – человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. Не всегда заканчиваю начатое дело, особенно, если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения. Всегда хочу повеселиться. Вообще, мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, но меня эти упреки мало трогают. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть.
КАРТОЧКА Н
Я
считаю, что надо жить так, как живут
все, не отрываться от коллектива, не отставать
от окружающих, но и не забегать вперед.
Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы
у меня все было как у людей: дома – хорошая
обстановка и все необходимое. Стараюсь
жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать
ничего плохого: ни товарищи, ни соседи,
ни близкие. Развлекаться люблю как все.
Каких-нибудь особенных развлечений не
ищу. Считаю, что мнение большинства всегда
правильное и противопоставлять себя
большинству плохо и вредно.
Интерпретация
результатов методики проводится в
соответствии с теми типами характера,
которые заняли два первых места. Результаты
аутодентификации необходимо сопоставлять
с данными наблюдения, беседы, обобщения
независимых характеристик и другими
методами научного психологического исследования.
Словесные портреты характерологических
типов зашифрованы буквенными обозначениями.
А – мелонхолический.
Б – гипертимный.
В – циклоидный.
Г – эмоционально-лабильный.
Д – неврастенический.
Е – сензитивный.
Ж – психостенический.
З – шизоидный.
И – паранойяльный.
К – эпилептоидный.
Л – истерический.
М – неустойчивый.
Н – конформный.
В
третьей главе мы выявили акцентуации
характера у подростков с помощью
теста-опросника Шмишека, а также
провели тест по методике аутодентификации
акцентуаций характера Э.П. Эйдемиллера.
В результате этого исследования
мы пришли к выводу, что 35% учащихся
8 «Г» класса являются педантическими
личностями (добросовестными) личностями;
25% гипертимическими (оптимисты, в общении
всегда веселы, активны, остроумны); 20%
- дистимическими (пессимисты, преобладает
серьезная настроенность и ответственное
отношение к своим поступкам; 10% - эмотивными
(чувствительные и мягкосердечные личности);
10%- демонстративными (очень контактны,
стремяться к лидерству).
Заключение.
В нашей работе мы проанализировали особенности характера и акцентуаций у старших школьников, а также их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы решили следующие задачи - выделили основные стороны, типы и черты характера, а также рассмотрели содержание характера (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму внешнего проявления отношений в виде поступков, действий, походки, речи, позы и т.д. Отразили акцентуацию свойств характера и провели классификацию типов акцентуаций характера; на основе трудов известного немецкого психолога К. Леонгарда рассмотрели точную характеристику заострений черт характера в старшем школьном возрасте и привели примеры из жизни школьников. Воспользовавшись тестом-опросником Шмишека и Эйдемиллера провели исследование своеобразия характера в подростковом возрасте. В результате этого мы пришли к выводу, что своеобразие характера подростков в его «заострении».\, акцентуации, которая обусловлена социальными факторами, усложнением взаимоотношений с окружающими людьми и биологическими сдвигами – нейроэндокринной перестройки, лежащей в основе полового созревания.
Изучение подростка приводит к убеждению об уникальности каждой личности. По-настоящему познать личность другого можно только любя его, если любовь к тому же вооружена строго объективным знанием.
Мы
думаем, что эта теоретическая работа
поможет нам в будущей практике и педагогической
деятельности.
Литература.