Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).
Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:
•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.
Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5
1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5
1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………....20
Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21
Выводы по главе 2……………………………………………………...33
Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34
3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью
теста-опросника Шмишека……………………………………….34
3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера
Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41
Выводы по главе 3……………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………………50
Литература……………………………………………………………………….51
«Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми».
Чулкова А.В. считает, что акцентуация, как правило, проявляется в подростковом возрасте в период становления характера, и несколько сглаживаются во время взросления. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходиться задумываться, нет ли болезни – психопатии.
В отличие от психопатий акцентуации не являются заболеваниями. Они относятся к вариантам нормы. Акцентуацию можно отличить по таким признакам:
По наблюдениям известного психиатра К. Леонгарда у 20 – 50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при отдельных обстоятельствах это приводит к конфликтам и нервным срывам.
Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать направленных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе.
Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгарда, А. Личко). Однако, описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных схем и при этом намеренно избегая прямых аналогий с психиатрической терминологией («шизоидные» черты, «эпилептоидные» черты), ввиду того что рассмотрение акцентуации характера предполагает привлечение внимания педагога, а не психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневралгии.
«Акцентуации характера проявляются не постоянно, а с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.»6
Немецкий ученый К. Леонгард выделяет двенадцать акцентуаций характера, каждой из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Классификация Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются Леонгардом на две группы:
1.
Акцентуации свойств характера
– демонстративный,
2.
Акцентуации темперамента –
Классификация К. Леонгарда представляет следующие типы акцентуаций характера:
Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственен оптимизм и жажда деятельности. Этому типу людей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.
Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, Домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.
Отталкивающие черты этого психологического типа в общении - медлительность, пассивность, индивидуализм.
Циклоидный тип характеризуется довольно частой периодической сменой настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.
Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционально возбуждения склонны к конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе из-за низкой коммуникабельной компетенции.
Застревающий тип человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди типа обидчивы, подозрительны, конфликтны. Для них характерно стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинированность.
Педантичный тип этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, занудливостью, как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.
Тревожный тип этому типу свойственны низкая контактность. неуверенность в себе, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Эмотивный тип характеризуется стремлением общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, состоятельность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.
Демонстративный тип люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, склонны к интригам, хвастовству, лицемерию и эгоизму, легко приспосабливаются к людям. Притягательные черты этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести за собой.
Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутными настроениями.
Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, комфортностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливости, уступчивости и исполнительности. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.
Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.
Как
уже сказано, рассмотренные типы акцентуаций
характера проявляются непостоянно. При
воспитании и самовоспитании акцентуации
характера сглаживаются, гармонизируются,
так как структура характера подвижна,
динамична и изменяется на протяжении
жизни человека. В связи с этим необходимо
постоянно изучать условия воспитания
личности, учитывать имеющиеся отклонения
и своевременно проводить их психокоррекцию.
Человек может и должен совершенствовать
свои характерологические особенности.
Выводы по главе 1.
В этой главе мы выделили основные стороны, типы и черты характера (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму внешнего проявления отношений в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д.; отразили акцентуацию свойств характера и провели классификацию типов акцентуаций характера на основе трудов известного учёного К. Леонгарда. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.
В
результате этого мы пришли к выводу,
что характер – это приобретенные
в конкретных социальных условиях общие
способы взаимодействия личности со средой,
составляющие тип ее жизнедеятельности,
а своеобразие характера обычно проявляется
в его «заострении», акцентуации, которая
обусловлена социальными факторами.
Глава 2.
Особенности
формирования характера
в старшем школьном (подростковом)
возрасте и акцентуаций
характера в старшем (среднем)
школьном возрасте.
2.1.
Типы заострения
черт характера.
Как известно, наиболее устойчивые особенности существенных свойств личности подростка выражаются в характере. В структуре характера выделяются содержание (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форма внешнего проявления отношения в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д. Формирование характера подростка начинается с раннего детства, определяется общественными закономерностями, что обуславливает типичные черты национального, классового характера. Однако, формирование характера зависит так же и от индивидуальных потребностей, интересов, склонностей, склада ума подростка и т.д.
Своеобразие
характера в подростковом возрасте
обычно проявляется в его «заострении»
В своих трудах К. Леонгард дает точную характеристику типов заострения черт характера в старшем школьном (подростковом) возрасте.
К. Леонгард выделяет, что педантичные школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство чрезмерно повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно не редко вызывают у этих людей известную неуверенность в себе и побуждают их без особой необходимости прибегать к частым проверкам сделанного. Слабое звено их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий. Длительное действие неблагоприятных обстоятельств может еще больше обострить присущие этим личностям черты: у них затрудняется умение принимать своевременные решения по делу, развивается наклонность к длительным бесплодным рассуждениям, возникают частые сомнения в правильности своих действий, появляются навязчивые мысли. Особенности личности педантов в неблагоприятных условиях могут приводить к трудностям общения.
Приведем пример.
Петя Ш. 16 лет. Характер его начинаешь постигать, подходя к письменному столу дома. На нем всегда образцовый порядок, ничего лишнего: несколько книжек, сложенных в аккуратную стопку; тщательно отточенные карандаши и т.д. Особенно раскрывается характер юноши в учебе, к которой он относится с очень большой ответственностью. Все учебные задание он стремится выполнить с особой тщательностью и предельно точно, подробно все перепроверяя ( и обращая внимание не только на существо, но и на форму выполнения задания, стремится к четкости формулировок, не только к разборчивости, но и к красоте почерка и т.д.). Жить старается, придерживаясь разработанного плана. В общем спокойный, он становится раздражительным и грубым, если ему мешают следовать твердому распорядку дня. Эти отрицательные черты стали проявляться все чаще и все с большей силой в средних классах, когда, с одной стороны, увеличились трудность и объем учебного материала, а, с другой стороны, стали все более настойчивыми требования родителей к получению им только хороших и отличных оценок. Это привело к состоянию постоянного перенапряжения, появился нервный тик.
Обратимся к описанию демонстративной личности. Люди этого типа часто говорят не правду, а то, что выгодно им для достижения своих целей. Они театральны, склонны к преувеличенному выражению своих чувств, за которыми не обнаруживается искренности и глубины, при неудачах и затруднениях « бегут в болезнь». Эти люди верят в свою ложь. Им ничего не стоит при необходимости сочинить какую-нибудь историю. Что их толкаект на обман? Причины следующие: стремление добиться успеха, получить материальные блага, преодолеть затруднение, увильнуть от напряженной работы. Многие из этих людей испытывают большое желание постоянно быть в центре внимания окружающих, они страстно жаждут признания, восторгов, умиления, сочувствия. Кроме того, они неплохо разбираются в человеческих душах: свое поведение строят с учетом индивидуальных особенностей людей, с которыми общаются. Это позволяет им умело приспосабливаться к окружающим, вызывать у нужных людей чувство симпатии и искреннего расположения, активно влиять на членов своего коллектива. Эгоцентризм - уязвимое звено их характера. Характерные черты демонстративных личностей можно выявить в беседе с ними. Но держаться надо осторожно, не слишком доверяясь. Перепроверяя рассказ таких людей дополнительными вопросами. Надо обратить внимание и на манеру держать себя во время беседы: у них все преувеличено – тон, манеры, жесты. В прочем, с воспитателем они могут быть выдержанными и спокойными. Такие личности могут легко выйти из затруднительного положения с помощью выдумки. Себя они самовосхваляют и жалеют. Рассказывая о своей жизни, не редко бессознательно лгут и хитрят. Воспитатели часто считают учеников этого типа примерными учениками и относятся к их поступкам снисходительно. Однако, такой «паинька», будучи вежливым и послушным с учителем, со сверстником ведет себя эгоистически, подчас враждебно, не останавливается перед тем, чтобы очернить своих товарищей перед взрослыми любыми способами.