Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

     «Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми».

     Чулкова А.В. считает, что акцентуация, как  правило, проявляется в подростковом возрасте в период становления характера, и несколько сглаживаются во время взросления. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходиться задумываться, нет ли болезни – психопатии.

     В отличие от психопатий акцентуации  не являются заболеваниями. Они относятся к вариантам нормы. Акцентуацию можно отличить по таким признакам:

    • акцентуации выявляются в основном в подростковом возрасте;
    • проявления особенностей характера при акцентуациях бывают в определенных ситуациях;
    • при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможно возвращение к норме.
    • при акцентуации нарушения поведения (декомпенсация) возникают как ответ на определенный тип психотравмирующей ситуации.

     По  наблюдениям известного психиатра  К. Леонгарда у 20 – 50% людей некоторые  черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при отдельных обстоятельствах это приводит к конфликтам и нервным срывам.

     Слабые  места каждого характера надо знать, чтобы избегать направленных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе.

     Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгарда, А. Личко). Однако, описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных схем и при этом намеренно избегая прямых аналогий с психиатрической терминологией («шизоидные» черты, «эпилептоидные» черты), ввиду того что рассмотрение акцентуации характера предполагает привлечение внимания педагога, а не психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневралгии.

     «Акцентуации  характера проявляются не постоянно, а с годами могут существенно  сгладиться, приблизиться к норме.»6

     Немецкий  ученый К. Леонгард выделяет двенадцать акцентуаций характера, каждой из которых  предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам  при повышенной чувствительности к  другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

     Классификация Леонгарда основана на оценке стиля  общения человека с окружающими  людьми. Типы акцентуаций характера  разбиваются Леонгардом на две группы:

     1. Акцентуации свойств характера  – демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы.

     2. Акцентуации темперамента – гипертимный,  дистимный, циклоидный, тревожный,  эмотивный, экзальтированный, экстравертированный  и интровертированный типы.

     Классификация К. Леонгарда представляет следующие  типы акцентуаций характера:

     Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственен оптимизм и жажда деятельности. Этому типу людей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.

     Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, Домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

     Отталкивающие черты этого психологического типа в общении - медлительность, пассивность, индивидуализм.

     Циклоидный  тип характеризуется довольно частой периодической сменой настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

     Возбудимый  тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционально возбуждения склонны к конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе из-за низкой коммуникабельной компетенции.

     Застревающий  тип человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди типа обидчивы, подозрительны, конфликтны. Для них характерно стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинированность.

     Педантичный тип этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, занудливостью, как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

     Тревожный тип этому типу свойственны низкая контактность. неуверенность в себе, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

     Эмотивный тип характеризуется стремлением общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, состоятельность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.

     Демонстративный тип люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, склонны к интригам, хвастовству, лицемерию и эгоизму, легко приспосабливаются к людям. Притягательные черты этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести за собой.

     Экзальтированный  тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутными настроениями.

     Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, комфортностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливости, уступчивости и исполнительности. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

     Интровертированный  тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.

     Как уже сказано, рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности. 
Выводы по  главе 1.

     В этой главе мы выделили основные стороны, типы и черты характера (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму внешнего проявления отношений в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д.; отразили акцентуацию свойств характера и провели классификацию типов акцентуаций характера на основе трудов известного учёного К. Леонгарда. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

     В результате этого мы пришли к выводу, что характер – это приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, а своеобразие характера обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами. 
Глава 2.

Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте. 

2.1. Типы заострения  черт характера. 

      Как известно, наиболее устойчивые особенности  существенных свойств личности подростка выражаются в характере. В структуре характера выделяются содержание (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форма внешнего проявления отношения в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д. Формирование характера подростка начинается с раннего детства, определяется общественными закономерностями, что обуславливает типичные черты национального, классового характера. Однако, формирование характера зависит так же и от индивидуальных потребностей, интересов, склонностей, склада ума подростка и т.д.

      Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена  социальными фактами, усложнением  взаимоотношений с окружающими  людьми и биологическими сдвигами – нейроэндокринной перестройкой, лежащей в основе полого созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатный период способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и в школе. Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно. У подростка могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность и т.д., по существу, все признаки, которые имеют место у взрослых.7

      В своих трудах К. Леонгард дает точную характеристику типов заострения черт характера в старшем школьном (подростковом) возрасте.

      К. Леонгард выделяет, что педантичные школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство чрезмерно повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно не редко вызывают у этих людей известную неуверенность в себе и побуждают их без особой необходимости прибегать к частым проверкам сделанного. Слабое звено их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий.  Длительное действие неблагоприятных обстоятельств может еще больше обострить присущие этим личностям черты: у них затрудняется умение принимать своевременные решения по делу, развивается наклонность к длительным бесплодным рассуждениям, возникают частые сомнения в правильности своих действий, появляются навязчивые мысли. Особенности личности педантов в неблагоприятных условиях могут приводить к трудностям общения.

      Приведем  пример.

      Петя  Ш. 16 лет. Характер его начинаешь  постигать, подходя к письменному  столу дома. На нем всегда образцовый порядок, ничего лишнего: несколько  книжек, сложенных в аккуратную стопку; тщательно отточенные карандаши  и т.д. Особенно раскрывается характер юноши в учебе, к которой он относится с очень большой ответственностью. Все учебные задание он стремится выполнить с особой тщательностью и предельно точно, подробно все перепроверяя ( и обращая внимание не только на существо, но и на форму выполнения задания, стремится к четкости формулировок, не только к разборчивости, но и к красоте почерка и т.д.). Жить старается, придерживаясь разработанного плана. В общем спокойный, он становится раздражительным и грубым, если ему мешают следовать твердому распорядку дня. Эти отрицательные черты стали проявляться все чаще и все с большей силой в средних классах, когда, с одной стороны, увеличились трудность и объем учебного материала, а, с другой стороны, стали все более настойчивыми требования родителей к получению им только хороших и отличных оценок. Это привело к состоянию постоянного перенапряжения, появился нервный тик.

      Обратимся к описанию демонстративной личности. Люди этого типа часто говорят не правду, а то, что выгодно им для достижения своих целей. Они театральны, склонны к преувеличенному выражению своих чувств, за которыми не обнаруживается искренности и глубины, при неудачах и затруднениях « бегут в болезнь». Эти люди верят в свою ложь. Им ничего не стоит при необходимости сочинить какую-нибудь историю. Что их толкаект на обман? Причины следующие: стремление добиться успеха, получить материальные блага, преодолеть затруднение, увильнуть от напряженной работы. Многие из этих людей испытывают большое желание постоянно быть в центре внимания окружающих, они страстно жаждут признания, восторгов, умиления, сочувствия. Кроме того, они неплохо разбираются в человеческих душах: свое поведение строят с учетом индивидуальных особенностей людей, с которыми общаются. Это позволяет им умело приспосабливаться к окружающим, вызывать у нужных людей чувство симпатии и искреннего расположения, активно влиять на членов своего коллектива. Эгоцентризм - уязвимое звено их характера. Характерные черты демонстративных личностей можно выявить в беседе с ними. Но держаться надо осторожно, не слишком доверяясь. Перепроверяя рассказ таких людей дополнительными вопросами. Надо обратить внимание и на манеру держать себя во время беседы: у них все преувеличено – тон, манеры, жесты. В прочем, с воспитателем они могут быть выдержанными и спокойными. Такие личности могут легко выйти из затруднительного положения с помощью выдумки. Себя они самовосхваляют и жалеют. Рассказывая о своей жизни, не редко бессознательно лгут и хитрят. Воспитатели часто считают учеников этого типа примерными учениками и относятся к их поступкам снисходительно. Однако, такой «паинька», будучи вежливым и послушным с учителем, со сверстником ведет себя эгоистически, подчас враждебно, не останавливается перед тем, чтобы очернить своих товарищей перед взрослыми любыми способами.

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе