Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

       В структуре характера (кроме содержания и формы) представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с Петровский А.В. выделяет в структуре характера темперамент, волю, убеждение, потребности, чувства, интеллект.

     Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции. Характер долгое время отождествляли с волей человека. Выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. Ряд исследователей (Ковалев, Богословский, Щербаков) выделяют убеждения как одни из компонентов в структуре характера. Они считают, что убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и др. Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание и на эмоциональные свойства личности. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен – все это определенным образом характеризует его как личность.

     «Характер имеет большое значение как для  самого человека, так и для общества. Для учебного и производительного  коллективов небезразлично, кто  рядом – индивидуалист или коллективист, труженик или лентяй, оптимист или пессимист. Общеизвестно, какие сложности возникают на производстве, в семье (конфликтность, дезорганизация), когда рядом человек с «трудным» характером. Конечно, характер не есть что-то застывшее и неизменное. Одни черты его могут быть более стойкими, другие – более изменчивыми, пластичными.»3

     Характер  является индивидуально-типологическим  сочетанием ценностных ориентаций и  регуляционных особенностей личности.

     Различаются черты характера и типы характера.

     Черты характера выражаются в отдельных  общих особенностях поведения, а  тип характера – в общих  способах взаимодействия со средой. Многообразные  черты характера объединяются в  следующие группы.

     1. Волевые черты характера – устойчивые индивидуально типологические особенности сознательной, понятийно – опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

     Целенаправленность – способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

     Выдвижение  в определенный период жизнедеятельности  основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

     Самостоятельность – способность подчинить поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям. Самостоятельность предполагает активность, инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств в достижение.

     Решительность – способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным качеством является нерешительность, проявляющаяся в излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

     Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

     Настойчивость – способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека – способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

     Смелость – способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность.

     Мужество – способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными качествами являются трусость, малодушие – боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

     Дисциплинированность  – способность подчинять поведение правилам, нормам требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявить большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

     Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

     - цельность характера -  устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

     - сила характера – энергичность и выносливость человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

     -твердость характера – сила характера в сочетании с принципиальностью.

     - уравновешенность – оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность поведения, использование всех своих возможностей в любых условиях. 

     2. Эмоциональные черты характера  – устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

     По  эмоциональным качествам различаются  натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

     Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость.

     3. Интеллектуальные черты характера  – устойчивые индивидуально-типологические  особенности умственных способностей.

     По  интеллектуальным качествам различаются  натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, т.е. общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности – любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

  Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

     Одни  и те же качества характера у различных  людей проявляются своеобразно. У одних людей они очень  выражены, у других – менее выражены, у многих представлены в различных сочетаниях.

     Итак, характер состоит из двух групп свойств  – мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства есть направленность личности, являются показанием уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями, чувствами.

     Исполнительская же сфера личности – особенности  ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные  волевые качества личности могут  быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться в некоторой его неуравновешенности, твердость характера – с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от их требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

     Наряду  с отдельными чертами характера  можно выделить общий способ адаптации  личности к действительности –  тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

     Типы  характера:

     1. Гармонически целостный  тип, хорошо адаптируется в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

     2. Внутренне конфликтный  тип, но внешне  согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

     Человек с таким типом характера  склонен  к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

     3. Конфликтный тип  с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями к социальным обязанностям импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

     4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.

     Итак, характер – это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействия на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

     Характер  не является наследственно приобретенным комплексом свойств личности. Доброта человека, его трудолюбие и др. качества формируются в социальных условиях. Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако, значительные изменения в характере происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.4 
 

     1.2. Акцентуации характера  и их характеристика. 

     Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и во всяком случае превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьирующих черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных вершин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

     «Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт».5 При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессовым факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено характера человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требует активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе