Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

      Пример.

      Марина  У., 14 лет, живет в семье с отцом  и мачехой. Вечно что-нибудь теряет, например, авторучки. В общении с  одноклассниками постоянно лжет, забирает у соучениц их вещи. Так, в  магазине украла жевательную резинку  и наотрез отрицала этот факт в последствии. Нередко убегала из школы, находя этому всякий раз объяснения. Забрала копилку у младшего брата и купила себе сладости. Взрослые считали ее послушной и ласковой, никто не обвинял ее в воровстве, хитрости, скрытности. Она ладила с братом, но со сверстниками у нее не было контакта.

      Застревающие  личности. У этих лиц сильные эмоциональные переживания, не нашедшие завершения (например, неотомщенная обида), длится дольше, чем у большинства людей. Более того, достаточно бывает одной мысли, одного воспоминания, чтобы прежнее эмоциональное состояние возобновилось с новой силой без дополнительных внешних воздействий. Пережитое оставляет у застревающих личностей прочные следы. Некоторые люди признаются, что они могут простить обиду, но не забыть ее. Повышенную чувствительность они проявляют, прежде всего, к личным обидам, нанесенным их гордости, чести, самолюбию. Честолюбие – еще одна характерная черта застревающих личностей. Часто оно бывает у них двигателем полезного для общества поведения: стремясь к самоутверждению, достижению высокого положения, эти люди могут работать с большей настойчивостью и самоотдачей, добиваться отличных показателей в учебе. Однако, честолюбие может у них обернуться не привлекательной стороной: подчас эти люди становятся не совсем тактичны с окружающими, стремясь оттеснить конкурентов. Такое поведение обычно вызывает осуждение у членов коллектива, что приводит к частым конфликтам с ними. Все это мешает такому человеку проявлять себя с лучшей стороны и утвердиться в коллективе.

      А сейчас речь пойдет о возбудимых личностях. Для них характерно, прежде всего, ослабление сознательного, разумного управления своими действиями и поступками, и наоборот, усиление власти над поведением неосознаваемых побуждений. В трудные минуты жизни они, как корабль в непогоду без руля и без ветрил, влекутся в пучину отрицательных переживаний и эмоциональных взрывов. Но и «под безоблачным небом» такие люди слишком поддаются влиянию своих неутоленных влечений и инстинктов, нередко действуют непроизвольно, импульсивно. Эта импульсивность сказывается у них во всем. Так в подростковом возрасте может появиться неумеренность и неразборчивость в еде и питье. Такие легче, чем другие поддаются тлетворному влиянию алкоголя. Часто у них отмечается повышенная сексуальность. Импульсивность проявляется у импульсивных подростков в том, как они ведут себя в коллективе. Например, возбудимый человек, будучи недоволен кем-то, тотчас сообщает об этом окружающим в раздражительном тоне,  или демонстративно хлопнув дверью. В сердцах он может себе позволить запальчиво разговаривать не только с товарищами,  но и с педагогом. Более того, в состоянии гнева некоторые из возбудимых личностей ругаются и даже рукоприкладствуют. Возбудимым людям часто бывает сложнее, чем другим приспособиться к окружающим, а также они труднее поддаются воспитательным воздействиям.

      Пример.

      Павел Я., 16 лет. В школе вел себя недисциплинированно: нарушал порядок на уроках, пропускал  без уважительной причины учебные  занятия, подделывал подписи родителей в дневнике и т.д. С одиннадцати лет стал надолго убегать из дома. Воровал. Хвастался перед одноклассниками вещами, которые украл. В 15 лет совершил нападение с целью ограбления. Был помещен в специальный интернат, откуда убежал к бабушке. У нее украл несколько сот рублей, на которые купил радиоприемник и туфли. Затем вновь интернат, и снова побег из него с товарищем. Вместе взломали гараж, увели два мопеда. Был подвергнут специальному психотерапевтическому воздействию, после чего серьезных отклонений в поведении в течение ряда лет не отмечается.

      Тревожные личности отличаются пугливостью. Боятся темноты, пустой квартиры, животных. Мальчики компаний сверстников избегают, считая их грубыми, Больше времени проводят среди девочек и младших детей. Такие подростки опасаются попадать в конфликтные ситуации, но, как это ни парадоксально именно они в такие ситуации чаще всего и вовлекаются: окружающие подростки, замечая их боязливость, нередко обижают их и даже бьют. Чтобы исправить это положение у тревожных подростков нужно воспитывать волю и сильный, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Учителю же при появлении повышенной тревожности у таких школьников надо обращаться к ним не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.

      Пример.

      Федя  Н., 14 лет. В детстве отличался  боязливостью. Так, входя в комнату  вечером, зажигал свет и осматривал пустое пространство под кроватью, в шкафу и за шкафом, с опасением еще возможного злоумышленника. В общении явственно проявилась робость, покорность, неуверенность в себе, в какой-то степени даже униженность. К этому следует добавить повышенную возбудимость подростка. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относились к нему плохо, открыто потешались над недостатками характера. Несколько раз вместе с родителями переезжал из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время, ожидая подвоха и оскорблений от одноклассников. Так это и случалось. Боялся также строгих учителей. Чтобы избавиться от страха, подросток стал прыгать с парашютом и закаливать волю другими способами. Однажды дал отпор обидчику, после чего его не трогали. В последствии получил признание и уважение у ребят как хороший рисовальщик.

      А теперь о школьниках с преимущественно  радостным, приподнятым настроением (гипертимических личностях). Печаль и тоска ненадолго омрачают их душу, они легко с ними справляются. Такие люди – несомненные оптимисты. В общении они веселы, активны, остроумны. С ними интересно. Очень хорошее настроение связано с повышенной потребностью в деятельности. Помимо всего прочего, они разговорчивы, причем в беседе часто перескакивают с одной темы на другую, приходя к неожиданным ассоциациям. В общем люди такого типа хорошо приспосабливаются к требованиям окружающих, если только веселость нрава не порождает у них легкомыслия, а повышенное стремление к деятельности не превращается в пустопорожнее разбрасывание на множество неоконченных дел.

      У гипертимических подростков бывают конфликты с некоторыми учителями. Они вызываются чрезмерной требовательностью  педагогов, их стремление жестоко регламентировать поведение учеников. Для разрешения конфликта достаточно либо устранить  причину гнева, либо просто переключить такого школьника на какое-либо интересное для него дело.

      Пример.

      Аня П. 16 лет. По словам родителей, в школе  отличалась веселым нравом, живостью и разговорчивостью. Очень непоседлива, в связи с чем случались  нарушения дисциплины. По этой же причине текущие оценки по дисциплинам были весьма пестрыми: то она получала несколько отличных оценок, то одни двойки и тройки. Среди своих товарищей претендовала на роль лидера. Со строгими учителями были конфликты. Особенно сложны были отношения с преподавателем химии, строившей свои отношения с учениками по авторитарному типу. Эта учительница стремилась «преломить» характер Ани. Лишь, после того как она отказалась от своей цели и увлекла девочку своим предметом, отношения между ними наладились.

      Следующий тип личности – дистимический. Представители этого типа смотрят на мир преимущественно через «черные очки», пессимистически. У них преобладает серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам. Радуются они мало. Жизненная активность их несколько ослаблена, жизни замедлена. Не владеет умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями.

      Пример.

      Вадим А., 16 лет. Учится в 10 классе. Староста класса. К своим обязанностям относится ответственно. С учителями тактичен, ответственен, внимателен, доброжелателен, не эгоист. Ребята к нему относятся хорошо, считая умным и справедливым человеком. Однако, свою выборную должность Вадим не любит, так как надо командовать. Прожитый период своей в общем, благоприятной жизни, считает цепью неприятности и неудач, помнит лучше всего плохое, в будущем не видит какой-либо радостной личной перспективы. Родители считают его нытиком и бирюком, стараются внушить ему оптимизм, втянуть в веселую компанию. Но Вадим всячески сопротивляется хождению в гости, сидит, там молча и отчужденно, делает попытки поскорее уйти домой. В свободное время предпочитает всем одиночество. Иногда он столярничает или читает книгу. Даже в загородную прогулку он может отправиться один. Однако свою замкнутость болезненно переживает, считая ее аномалией. Любит симфоническую музыку, а также художественную литературу с трагическим сюжетом, оперетту и кинокомедию отвергает, считая просмотр их пустым времяпровождением.

      Другой тип – аффективно-лабильный. Радостные события вызывают у этого типа жажду деятельности, подъем энергии, болтливость; печальные – ведут к подавленности, замедленности мышления и двигательных реакций. Смена противоположных психических состояний может происходить и без видимой внешней причины.

      Примером  может служить Катя К., 17 лет. В  детские годы веселая, подвижная, предприимчивая девочка «душа компании сверстников». В школе неплохо училась и  активно участвовала в школьной жизни. В 15 лет у нее стали появляться периоды хандры, когда все воспринималось мрачно и раздражительно, ничего не хотелось делать. В один из таких периодов поссорились с одноклассником – предметом ее первой любви. Ссору посчитала окончательным разрывом отношений, очень остро ее переживала и в момент отчаяния приняла попытку самоубийства (приняла большую дозу снотворного). Уже в больнице при улучшении самочувствия вновь пришла в радостное и деятельное настроение. После выписки из больницы и в течении двух лет у нее отмечалось чередование хорошего и мрачного настроений. Постепенно различия в настроении стали сглаживаться, но известная цикличность в настроении сохранилась.

      Особы тип (аффективно-экзальтированный) составляют люди, бурно отзывающиеся на все происходящее вокруг них: сильные эмоциональные переживания возникают у таких лиц по поводу радостных и печальных событий. Они могут, как впадать в состояние чрезмерной восторженности, счастья, так и испытывать глубокое отчаяние и тревогу. У таких людей нередко отмечаются перепады настроения. Эти перепады могут быть вызваны совершенно пустяковыми причинами: случайно оброненным кем-то словом, мимолетным взглядом знакомого человека, незначительным происшествием на улице и т.д. Такие малообоснованные перемены в настроении у экзальтированных людей могут навести на мысль, что чувства их поверхностны. Однако это не так.

      Многие  экзальтированные личности обладают глубокими  и тонкими чувствами: они сильно привязываются к близким людям, от души сострадают несчастным, готовы бескорыстно помогать другому человеку, бывают безраздельно увлечены искусством, спортом, философскими проблемами. Такие люди могут переживать неприятности другого больше, чем сам пострадавший; они могут вступать в конфликт с жизнью из-за ее «грубости».

      Пример.

      Владимир  Б., 16 лет. В школе учится средне. Учителями характеризуется как порывистый, возбужденный мальчик, поощрения легко воодушевляют и радуют его. Литературой и историей может увлекаться самозабвенно, находясь в чрезвычайно приподнятом настроении, однако случающиеся иногда незначительные трения с товарищами и учителями легко приводят его в состояние безысходности, когда теряется даже вера в будущее. Дни отдыха любит проводить на природе, только чувствуя ее красоты и беспредельно восхищаясь ими. Любит петь. Очень тянется к своим друзьям, глубоко им предан, переживая их радости и неудачи даже более сильно, чем они сами. От близких людей ожидает подсознательно постоянного утешения и поддержки в состоянии тоски и тревоги и сопереживания радости в период душевного подъема.

      Эмотивные люди чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них весьма глубокие неприятные переживания. Но значительно сильны у таких лиц и радостные эмоции. Этими людьми владеют человеколюбивые чувства. Они очень отзывчивы. Эмотивные личности характеризуются как чувствительные и впечатлительные. Чувства эмотивных людей находят заметное проявление вовне, особенно в мимике. У них большая сострадательность и жалостливость.

      Пример.

      Юрий  Т., 16 лет. С детства отличался  впечатлительностью и жалостливостью. Так, например, увидев плавающих в ванне карпов, отказался их есть в жареном виде. Просил мать больше не покупать живую рыбу. В подростковом возрасте Юра дружил с ребятами, предпочитающими прогулки на природе, беседы о книгах. Любит поэзию. Сам мальчик стыдится своих слез, которые могут появиться и во время разговора, взволновавшего его, и при просмотре кинофильма или чтения книги.

      Экстравертированным считается человек, главной особенностью которого является преимущественная направленность его на внешний вид, обращенности вовне. Она проявляется во всем. Такой человек стремится быть в гуще жизни, свидетелем и участником происходящих событий; ему по душе шумное общество. Он обычно занят активным восприятием реальных объектов, и обычно не стремиться подвергать полученные сведения достаточно глубокой внутренней переработке. Отсюда большая зависимость от внешних воздействий и легковерие.  Такие люди склонны поступать под непосредственным влиянием сложившейся обстановки, не занимаясь предварительно тщательным обдумыванием и взвешиванием своих действий. Поэтому их реакции часто импульсивны. Словом, они живут впечатлениями от окружающего мира, внешние стимулы имеют для него решающие значение.

      Пример.

      Татьяна Н., 17 лет. Учится в школе. Учебный  материал быстро схватывает и легко запоминает. Однако, усвоение этого материала, поверхностно, неглубоко. Активно участвует в работе некоторых предметных кружков и художественной самодеятельности. Все происходящее вокруг живо интересует и сильно влияет на поведение Тани. Даже не продуманное, но категорическое высказывание какого-либо знакомого имеет для нее значение несомненной истины. Проблема смысла жизни ее не интересует. Жизнь она воспринимает легко. Таня – внешне активный человек, деятельный. Она постоянно занята делами по учебе, домашнему хозяйству или подготовкой к приему гостей. Таня очень контактна, без труда знакомится и устанавливает отношения с самыми разными людьми.

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе