Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).
Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:
•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.
Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5
1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5
1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………....20
Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21
2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21
Выводы по главе 2……………………………………………………...33
Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34
3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью
теста-опросника Шмишека……………………………………….34
3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера
Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41
Выводы по главе 3……………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………………50
Литература……………………………………………………………………….51
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО «Михайловский педагогический колледж»
Специальность
«Иностранный язык»
ПЦК педагогики
и психологии
Основные особенности характера (акцентуаций) старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе.
Выпускная
квалификационная работа.
Михайловка,
2006 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Сущность и характеристика понятий
характера и акцентуаций
1.1. Характер и его структура…………..………………………………..
1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………....20
Глава
2. Особенности формирования характера
в старшем школьном (подростковом) возрасте
и акцентуаций характера в старшем (среднем)
школьном возрасте…………………………………………………………
2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21
Выводы по главе 2……………………………………………………...33
Глава
3. Исследование акцентуаций характера………………………
3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью
теста-опросника Шмишека……………………………………….34
3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера
Э.Г. Эйдемиллера…………………………………………………
Выводы по главе 3……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение.
Характер – целостный устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а так же в его манерах, привычке, складе ума и свойственным человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения…1
Поэтому
для своей работы мы выбрали тему:
«Основные особенности
С самых первых времен развития психологии, наряду с частыми проблемами человеческого поведения, выдвигались проблемы характера, охватывающие все поведение человека в целом. Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий характер поведения в целом, и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам.
Чрезвычайно
существенное значение имеет этот вопрос
для педагога, потому что ему на
деле приходиться сталкиваться не с
определенными реакциями
Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).
Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:
В
данной работе мы предполагаем, что
своеобразие характера в
Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.
Данная
работа состоит из трех частей. В
первой главе мы выделили основные
стороны, типы и черты характера, а также
рассмотрели содержание характера (свойства,
выражающие отношение к другим людям,
самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму
внешнего проявления отношений в виде
поступков, действий, мимики, позы, походки,
речи и т.д.; отразили акцентуацию свойств
характера и провели классификацию типов
акцентуаций характера. Во второй главе
на основе трудов известного немецкого
ученого К. Леонгарда мы дали точную
характеристику заострений черт характера
в старшем школьном возрасте и привели
примеры из жизни школьников. В третьей
главе, воспользовавшись тестом - опросником
Шмишека и Э.Г. Эйдемиллера выявили акцентуацию
характера у подростков. Теоретически
определив параметры индивидуальных различий,
мы можем теперь перейти к их детальному
и систематическому рассмотрению.
Глава 1. Сущность и
характеристика понятий
характера
и
акцентуаций характера.
1.1.
Характер и его
структура.
В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности внимания, памяти и т.д.).
В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
«Характер – это приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.»2.
В переводе с греческого слова «характер» означает «чеканка», «примета», «признак», «особенность». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях неодинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности , образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле ( например, решительность и неуверенность, боязливость) но и в известной мере к уму (легкомыслие, вдумчивость). Впрочем, проявление характера является комплексным образованием, в ряде случаев практически не поддается разнесению по разрядам волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятство).
Итак, своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности – волевыми качествами.
Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить определенные стороны и черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя цельную структуру характера. Структурность характера прослеживается в закономерной зависимости между отдельными сторонами.
Большинство последователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего две стороны: содержание (свойства, выражающие, отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форма внешнего проявления в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д. Содержание и форма неотделимы друг от друга и составляют единство, характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по учебе и др. людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности ее моральную направленность: чуткость, гуманность, эгоизм, или же, устойчивую или неустойчивую привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость.
Во-вторых, в отношении к делу трудолюбие или леность, ответственность или недобросовестность, а также настойчивость, целеустремленность, способность к преодолению трудностей в работе, инициативность. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.
В-третьих, в отношении к себе – его самосознание. Самосознание является высшим проявлением сознания человека как члена общества. Самосознание имеет свою структуру – систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. В процессе самопознания личность определяет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, оценивает свои возможности. На этой основе формируются такие качества, как скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость – смирение, самоуважение и т.д.
И в-четвертых, в отношении к собственности – щедрость или жадность, бережность или расточительность, аккуратность или неряшливость.
Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.
Различаются следующие свойства отношения личности.
Таким образом, опыт личности, система ее знаний является важнейшей подструктурой характера. Другой подструктурой является многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.
Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными – выраженные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.