Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО  «Михайловский педагогический колледж»

Специальность «Иностранный язык» 

ПЦК педагогики и психологии 

Основные  особенности характера (акцентуаций) старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе.

Выпускная квалификационная работа. 

                                                           Выполнила:

                                                                              студентка группы 42 и

                                                                              Липова В.Б.

                                                           Научный руководитель:

                                                                               К.п.н. 

                                                                               Волик Г.А.

                                                         

                                                           Председатель ПЦК:    

                                                           Дата допуска к защите:                                                                                                                                                                      

                                                                               «__» _________2006г 
 

     Михайловка, 2006 г. 
Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Сущность и характеристика понятий  характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

             1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5  

             1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

             Выводы по главе 1……………………………………………………....20 

Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

              2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

              Выводы по главе 2……………………………………………………...33 

Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

              3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

                      теста-опросника Шмишека……………………………………….34

              3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

                     Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

              Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51 

Приложение 
Введение.
 

     Характер  – целостный устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся  в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а так  же в его манерах, привычке, складе ума и свойственным человеку круге  эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения…1

     Поэтому для своей работы мы выбрали тему: «Основные особенности характера (акцентуаций) старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в  школе».

      С самых первых времен развития психологии, наряду  с частыми проблемами человеческого поведения, выдвигались проблемы характера, охватывающие все поведение человека в целом. Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий характер поведения в целом, и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам.

      Чрезвычайно существенное значение имеет этот вопрос для педагога, потому что ему на деле приходиться сталкиваться не с  определенными реакциями подростка, а с его поведением в целом. Педагог должен внимательно относиться к каждому ребенку и найти свой подход к нему. Задача педагога обнаружить в каждой личности свои индивидуальные особенности, найти свою «изюминку». Именно в подростковом возрасте наиболее ярко выражается его своеобразный характер.

      Объектом  исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
  • определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
  • проанализировать типы заострения черт характера;
  • провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.

      В данной работе мы предполагаем, что  своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

      Данный  метод мы будем использовать в  исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

      Данная  работа состоит из трех частей. В  первой главе мы выделили основные стороны, типы и черты характера, а также рассмотрели содержание характера (свойства, выражающие отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и форму внешнего проявления отношений в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д.; отразили акцентуацию свойств характера и провели классификацию типов акцентуаций характера. Во второй главе на основе трудов известного немецкого ученого  К. Леонгарда мы дали точную характеристику заострений черт характера в старшем школьном возрасте и привели примеры из жизни школьников. В третьей главе, воспользовавшись тестом - опросником Шмишека и Э.Г. Эйдемиллера выявили акцентуацию характера у подростков. Теоретически определив параметры индивидуальных различий, мы можем теперь перейти к их детальному и систематическому рассмотрению. 
Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера

и акцентуаций характера. 

1.1. Характер и его  структура. 

      В поведении и деятельности человека проявляются самые различные  психические особенности. Одни из них  не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности внимания, памяти и т.д.).

      В психике человека существует и такая  совокупность устойчивых существенных  свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

      «Характер – это приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.»2.

      В переводе с греческого слова «характер» означает «чеканка», «примета», «признак», «особенность». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.

      Характер  в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств  индивида, в которых выражаются способы  его поведения и способы эмоционального реагирования.

      Личность  человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как  он это делает. Действуя на основе общих  интересов и разделяемых всеми  убеждений, стремясь в жизни к  общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях неодинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности , образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле ( например, решительность и неуверенность, боязливость) но и в известной мере к уму (легкомыслие, вдумчивость). Впрочем, проявление характера является комплексным образованием, в ряде случаев практически не поддается разнесению по разрядам волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятство).

     Итак, своеобразие характера каждого  человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления  деятельности – волевыми качествами.

      Характер  личности весьма многогранен. В нем можно выделить определенные стороны и черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя цельную структуру характера. Структурность характера прослеживается в закономерной зависимости между отдельными сторонами.

      Большинство последователей выделяют в структуре  сложившегося характера, прежде всего  две стороны: содержание (свойства, выражающие, отношение к другим людям, самому себе, труду, вещам и т.д.) и  форма внешнего проявления в виде поступков, действий, мимики, позы, походки, речи и т.д. Содержание и форма неотделимы друг от друга и составляют единство, характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по учебе и др. людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности ее моральную направленность: чуткость, гуманность, эгоизм, или же, устойчивую или неустойчивую привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность или  замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость.

      Во-вторых, в отношении к делу трудолюбие или леность, ответственность или недобросовестность, а также настойчивость, целеустремленность, способность к преодолению трудностей в работе, инициативность. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.

     В-третьих, в отношении к себе – его самосознание. Самосознание является высшим проявлением сознания человека как члена общества. Самосознание имеет свою структуру – систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. В процессе самопознания личность определяет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, оценивает свои возможности. На этой основе формируются такие качества, как скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость – смирение, самоуважение и т.д.

     И в-четвертых, в отношении к собственности – щедрость или жадность, бережность или расточительность, аккуратность или неряшливость.

     Наряду  с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

     Различаются следующие свойства отношения личности.

    1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения и т.д.
    2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и опознание центральных стержневых интересов , которые определяют целеустремленность личности.
    3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели - цельность характера.

     Таким образом, опыт личности, система ее знаний является важнейшей подструктурой  характера. Другой подструктурой является многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

     Многие  формы поведения личности являются привычными, стереотипными – выраженные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе