Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования данной дипломной работы являются учащиеся 8 класса, предметом – характер и его акцентуация у старших школьников (подростков).

Итак, целью написания нашей работы является раскрытие особенностей формирования характера и его акцентуаций в старшем (подростковом) школьном возрасте, и их влияние на поведение в школе. Для достижения намеченной цели, мы должны решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие характера и раскрыть его структуру;
•определить понятие акцентуаций характера и изложить их характеристику;
•проанализировать типы заострения черт характера;
•провести эксперимент по выявлению акцентуаций характера у подростков.
В данной работе мы предполагаем, что своеобразие характера в подростковом возрасте проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами и биологическими сдвигами. Для этого мы проведем исследование, воспользовавшись приемами Шмишека и Эйдемиллера.

Данный метод мы будем использовать в исследовательской работе. Эта работа будет проводиться в 8 классе. Главный метод исследования – тест. С помощью этого метода мы выявим акцентуацию характера у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Сущность и характеристика понятий характера и акцентуаций характера .....................................................................................................................5

1.1. Характер и его структура…………..………………………………..5

1.2. Акцентуации характера и их характеристика…………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………....20


Глава 2. Особенности формирования характера в старшем школьном (подростковом) возрасте и акцентуаций характера в старшем (среднем) школьном возрасте…………………………………………………………………………...21

2.1. Типы заострения черт характера………………………………….21

Выводы по главе 2……………………………………………………...33


Глава 3. Исследование акцентуаций характера………………………………..34

3.1. Выявление акцентуаций у подростков с помощью

теста-опросника Шмишека……………………………………….34

3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера………………………………………………….41

Выводы по главе 3……………………………………………………...49

Заключение………………………………………………………………………50

Литература……………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Основные особенности характера. (дипломная).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

      Интровертированные  личности. Ими принято считать лица, которые больше чем другие люди обращены на свой внутренний мир, на свои собственные мысли и переживания. Эту направленность не трудно у них заметить. Так, подобные люди не просто выполняют порученную им работу, а постоянно мысленно ее анализируют, обдумывают, нередко пытаются усовершенствовать. Свободное время они предпочитают проводить наедине, когда можно заняться углубленным самоанализом или делом, требующим размышлений. Направленность на внутренний мир у этих людей подчас способствует продуманности, правильности и точности высказываемых или мыслей и мнений. Многое из этих лиц испытывают затруднение в установке контактов с другими людьми.

      Пример.

      Борис Я., 16 лет. В подростковом возрасте стал заметно проявляться у него интерес  к самоанализу собственных мыслей и переживаний. Сверстники уважали Бориса за эрудицию, оригинальность и глубину высказываний, но особенно задушевных отношений между ними не было, так как юноша держался дружелюбно, но несколько отстранено. Контакты удавались лишь тогда, когда обнаруживалась общность познавательных интересов. Свободное время Борис предпочитает проводить один. Литературу, особенно художественную, нередко читает запоем особенно по ночам. 
Выводы по  главе 2.

      Итак, на основе трудов немецкого ученого  К. Леонгарда мы рассмотрели точную характеристику заострений черт характера в старшем школьном возрасте и привели примеры из жизни школьников.

      В результате этого мы пришли к выводу, что наиболее устойчивы особенности  существенных свойств личности подростка, выражаются в его характере. Формирование характера подростка начинается с раннего детства, определяется общественными закономерностями, что и обуславливает типичные черты национального, классового характера. Однако формирование характера зависит также и от индивидуальных потребностей, интересов, склонностей, склада ума подростка и т.д.

      Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена  социальными факторами, усложнением  взаимоотношений с окружающими  людьми и биологическими сдвигами, лежащими в основе полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатный период способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и в школе. 
Глава 3. Исследование акцентуации характера.
 

3.1. Выявление акцентуаций  у подростков теста-опросника Шмишека. 

      Основной  целью теста-опросника Шмишека  является концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой  акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.

      Тест  содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответа: «да» или «нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером вопроса испытуемый заносит знаки «+» ли «–» в соответствии с вариантом ответа.

Список  вопросов с ключами.

1. Ты обычно спокоен, весел? Ключ - 1
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? Ключ 7
3. Легко ли ты можешь расплакаться? Ключ 6
4. Много ли ты раз проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? Ключ 4
5. Такой ли ты сильный  как твои одноклассники? Ключ – 2
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? Ключ 9
7. Любишь ли ты бывать главным в игре? Ключ 8
8. Бывают ли дни  когда ты без всяких причин сердишься на все? Ключ 5
9. Серьезный ли ты человек? Ключ 6
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять  задания учителей? Ключ 7
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры? Ключ 1
12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел? Ключ – 7
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли ты сочувствовать? Ключ 6
14. Бросив письмо в почтовый ящик проверяешь и рукой  – не застряло ли оно в прорези? Ключ 4
15. Стараешься  ли ты быть лучшем в школе, кружке, секции? Ключ 8
16. Когда ты был маленьким ты боялся грозы, собак? Ключ 2
17. Считают ли тебя ребята через чур старательным и  аккуратным? Ключ 4
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? Ключ 9
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых себя любят? Ключ 8
20. Бывает ли у  тебя неспокойно на душе? Ключ 5
21. Тебе обычно немного грустно? Ключ 3
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? Ключ 10
23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте? Ключ 1
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой  поступают несправедливо? Ключ 7
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогаток  в кошек? Ключ – 6
26. Раздражает  ли тебя, когда занавес или скатерть висят не ровно? Ключ 4
27. Когда ты был  маленьким, ты боялся оставаться один дома? Ключ 2
28. Бывает ли так, что тебе грустно или весело без  причины? Ключ 9
29. Ты – один из лучших учеников в классе? Ключ 8
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься? Ключ – 3
31. Легко ли ты можешь рассердиться? Ключ 5
32. Чувствуешь  ли ты себя иногда очень счастливым? Ключ 10
33. Умеешь ли ты веселить ребят? Ключ 1
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что  ты о нем думаешь? Ключ 7
35. Боишься ли ты крови? Ключ 6
36. Охотно ли ты выполняешь домашние поручения Ключ – 4
37. Заступаешься  ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? Ключ 7
38. Тебе неприятно  войти в пустую темную комнату? Ключ 2
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? Ключ 4
40. Легко ли ты знакомишься  с людьми? Ключ 9
41. Охотно ли ты выступаешь на вечерах, утренниках? Ключ 8
42. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями, настолько, что не мог  пойти в школу? Ключ 3
43. Ты когда-нибудь убегал из дома? Ключ 5
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? Ключ 3
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? Ключ 1
46. Стараешься  ли ты помириться, если ссора произошла  не по твоей вине? Ключ 7
47. Любишь ли ты животных? Ключ 6
48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? Ключ 4
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? Ключ 2
50. Твое настроение зависит от погоды? Ключ 9
51. Трудно ли тебе отвечать классе, если ты знаешь вопрос? Ключ – 8
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь начать драться? Ключ 5
53. Нравиться ли тебе быть среди ребят? Ключ – 3
54. Если тебе что-то не удается, можешь ты прийти в отчаяние? Ключ 10
55. Можешь ли ты организовать работу, игру? Ключ 1
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? Ключ 7
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра  кинофильма, чтения книги? Ключ 6
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? Ключ 4
59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать? Ключ – 7
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темным улицам? Ключ 2
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем  месте? Ключ 4
62. Бывает ли так, что ты ложишься спать с хорошим  настроением, а просыпаешься с плохим? Ключ 9
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? Ключ 8
64. Бывает ли у  тебя головная боль? Ключ 5
65. Часто ли ты смеешься? Ключ -3
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с  ним так, чтобы он этого не замечал? Ключ 8
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? Ключ 1
68. Часто ли с тобой  бывают несправедливы? Ключ 7
69. Любишь ли ты природы? Ключ 6
70. Уходя из дома или  ложась спать, проверяешь ли ты, заперта  ли дверь, выключен ли свет? Ключ 4
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? Ключ 2
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? Ключ 9
73. Участвуешь  ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены? Ключ 8
74. Бывает ли у  тебя без особой причины угрюмое  настроение, когда ты не с кем  не хочешь разговаривать? Ключ 5
75. Бывает ли, что  ты думаешь о будущем с грустью? Ключ 3
76. Бывают ли у  тебя неожиданные переходы от радости  к тоске? Ключ 10
77. Умеешь ли ты развлекать гостей? Ключ 1
78. По долгу  ли ты сердишься, обижаешься? Ключ 7
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у  твоих друзей? Ключ 6
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? Ключ 4
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? Ключ 7
82. Часто ли тебе сняться  страшные сны? Ключ 2
83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? Ключ 4
84. Становится  ли тебе веселее, если вокруг веселятся? Ключ 9
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время  забыть о них, не думать о них постоянно? Ключ 8
86. Совершаете  ли вы внезапные, импульсивные поступки? Ключ 5
87. Обычно ты немногословен, молчалив? Ключ 3
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении  настолько войти в роль, что  при этом забыть кто ты такой? Ключ 8
 

Процедура подсчета тестовых баллов.

      Используя ключи, подсчитывается сумма «сырых» баллов по каждой шкале (знак минус перед ключом означает отрицательный ответ). Произведение «сырого» балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превышает 12 баллов. Сочетание акцентуированных черт требует специального анализа на основе теории К. Леонгарда.  

п\п

Тип акцентуации Коэф-фициент «Сырые» баллы

(число  ответов,

совпавших с ключом)

Показатель  акцентуации 

(произведение  «сырых» баллов на коэффициент)

1 Гипертимическая 3    
2 Тревожная 3    
3 Дистимическая 3    
4 Педантическая 2    
5 Возбудимая 3    
6 Эмотивная 3    
7 Застревающая 2    
8 Демонстративная 2    
9 Циклотемическая 3    
10 Экзальтированная 6    
 
 

п\п

ФИО гипертимическая Тревожная Дистимическая Педантическая Возбудимая Эмотивная Застревающая Демонстративная Циклотимическая Экзальтированная
1 Акимов В.       +            
2 Беляева А.     +              
3 Белов Н. +                  
4 Голова А.           +        
5 Давыдов М.       +            
6 Егоров В.           +        
7 Жуков Ю. +                  
8 Игнатова М.       +            
9 Кравцова А.       +            
10 Минаева Е.     +              
11 Лиманов А. +                  
12 Назарова Н.               +    
13 Ольхов Д.       +            
14 Попов И. +                  
15 Санеева А.               +    
16 Сухова Е.     +              
17 Усов М. +                  
18 Ускова А.       +            
19 Фирсов П.     +              
20 Якунин М.       +            
 

 

Из таблицы  видно, что 35% 8 Г класса являются педантическими (добросовестными) личностями; 25% -гипертимическими (оптимисты, в общении всегда веселы, активны, остроумны); 20% - дистимическими (пессимисты, преобладает серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам; 10% - эмотивными (чувствительные и мягкосердечные личности); 10%- демонстративными (очень контактны, стремяться к лидерству). 

  
3.2. Методика аутодентификации акцентуаций характера

Э.Г. Эйдемиллера.

     Основной  целью исследования по методике Э.Г. Эйдемиллера является выявление  акцентуаций характера у подростка.

Инструкция  испытуемому? «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выбираете несколько карточек сразу, то разложите их в порядке важности».

      Для проведения исследования потребуются 13 карточек с описанием характерологических  типов. 

КАРТОЧКА  А.

Я –  прирожденный пессимист, настроение у  меня понижено. Жизнь мне кажется  бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные  стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случиться  плохое. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. 

КАРТОЧКА  Б.

У меня всегда хорошее настроение. Обо мне  можно смело сказать, что характер у меня приветливый, открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я –  не молчун и с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. Замечая, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься претворением их в жизнь. Не люблю, когда мне противоречат – это начинает меня раздражать, а когда разойдусь, то веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги.         

                                                   

КАРТОЧКА  В

     Пожалуй, главное в моем характере -  беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино и на танцы. Если же случается со мной какая-либо неприятность, то в этот период переношу их легко, однако совершенно непонятным для меня образом настроение у меня портится, подчас на продолжительное время – на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот период времени больным, унылым. Мне не хочется встречаться с людьми. Я заметил, что такие периоды хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью. 

     КАРТОЧКА  Г

     По  характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако, малейшая неприятность омрачает меня, приводит в глубокое уныние, но ненадолго. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Даже самому себе не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя так хорошо, был весел. Очень внушаем и робок. Моим чувствам не особенно верят, считают их слишком поверхностными, хотя это конечно не так.  Различные даже мелкие неприятности переношу тяжело.  
 

     КАРТОЧКА  Д

     Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Мне очень трудно выполнять работу, связанную с длительным усилием, напряжением, в таких случаях  появляется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит собственное здоровье. Аппетит у меня плохой. Сплю плохо, долго не могу заснуть. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается – расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу раздражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. 

     КАРТОЧКА  Е

     Я человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, предпочитаю одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. 

Информация о работе Основные особенности характера старших школьников (подростков) и их влияние на поведение в школе