Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность  + Коммуникация +  Зависимость)

          Агрессия-4

     Указания-2

     Зависимость-1

     Коммуникация-1

     Пассивная безличность-1

     По  данной методике ребенок дал только по одному ответу к каждому рисунку, испытуемый дал больше ответов, относящихся  к категориям агрессия и указания и по одному к коммуникации, зависимости и пассивной безличности. Таким образом, большинство ответов относятся к агрессивности, следовательно, можно сказать, что агрессивное поведение доминирует.

     Далее проводилась коррекционно-развивающая  работа по устранению вербальной агрессивности методами рисуночной, игровой терапии, а также беседы.

    «Несуществующие животное».

     Наблюдение  за процедурой рисования.

     После того как предложила брату нарисовать несуществующие животное, он начал  переживать, что совершенно не умеет рисовать и у него это не получится, стал спрашивать как и что делать, говорил, что плохо рисует,  затем он все же  успокоился, продолжил данную работу, но  через минуту швырнул карандаш и сказал, что не может рисовать, потом все таки продолжил и доделал данное задание. Здесь явно наблюдалась вербальная агрессия, мне кажется что агрессия связана с тем, что я для него являюсь не посторонним человеком и  из-за того что он меня хорошо знает,  может себе позволить лишние эмоциональные извержения, а если бы был посторонний человек, он вел бы себя спокойнее.

     Ответы  на поставленные вопросы.

     Как зовут?-

     «Крыллеток, обязательно две Л».

     А почему две Л?-

     «Потому что Крыл и Лет, потому что он летает и у него есть крылья»

     Где живет? -

     «В  гнезде на дереве».

     Чем питается?-

     «Солнечными лучами и водой»

     Есть  ли у него друзья?-

     «Друзья есть, Сокол их даже несколько еще Ястреб и Орел».

     Есть  ли у него враги?-

     «Нет».

     Какие чувства он вызывает?-

     «Хороший  и добрый».

     Какие у него три желания?-

     «Чтобы было много друзей;

     Хочет чтоб у него был детектор, чтобы найти железо и воду;

     Выиграл соревнования по полету».

     При просьбе нарисовать второго Крыллетока, ребенок отказался, сказал, что больше не представляет как рисовать.

     Далее игра «Мешочек криков». Ребенку объяснила  задание, что он может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается.

     Он  с удовольствием взял мешок, ему  показалось это увлекательным занятием, стал туда кричать, сначала тихо, затем крик усилился, после чего успокоился и замолчал, затем я задала ему вопросы.

     Когда ты кричал в мешочек, что или кого ты представлял?-

     «Сашу Васильева и Митю».

     Кто это такие?-

     «Одноклассники».

     Ты  с ними дружишь?-

     «Не очень».

     Что значит не очень?-

     «Смеются  надо мной, а я терплю, на улице  когда задираются, даю сдачи».

           Через два дня проводились  следующие методики на выявление  отношения к себе к своей  личности, своей внешности, отношение  к себе.

     Рисунок «Автопортрет».

     Ребенку дается задание нарисовать свой автопортрет, как он себя представляет, на что  он начал возмущаться, нервничать, волноваться  говорить «Как же это я себя нарисую», затем стал чиркать на листе бумаги, кинул карандаш, зарычал. Сказал, что  сто раз себя рисовал уже, что все ерунда какая-то, что вообще у него не получаются глаза, в итоге нарисовал себя очень маленьким и сказал, что похож на сталкера.

     После разговора можно было понять, что  у брата очень низкая самооценка, когда ему задался вопрос любит  ли он себя, он ответил как себя можно любить, если я неудачен, одни проблемы, мало друзей, но в итоге сказал , что чуть-чуть себя любит, в ответе явно можно понять, что у ребенка конфликтная ситуация в школе, со своими ровесниками. 

     Рассказ «Мой лучший поступок»

     Прежде  далось задания, рассказать о своем  хорошем поступке, за который его  похвалили, Гера сразу стал говорить, что пятерку получить это ерунда,  его за нее все равно не похвалят, только могут поругать за плохую оценку, что во общем-то он не помнит какой совершал хороший поступок, очень долго вспоминал, потом вспомнил и сказал, что только папа его оценил, когда он дал сдачи Саше и Мити и ударил Арсения по лицу.

     Далее последовал вопрос.

     А ты сам считаешь это хороший поступок?-

     «Да, потому что я так защитил свою честь».

     Ты  считаешь драка - это защита чести?-

     «Не очень, иногда с дружбой хорошо».

     А что для тебя лучше дружить  или драться?-

     «Дружить, но они со мной не хотят дружить  и обзываются». 

       «Знаток чувств»

     Брату предлагалось перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они.

     Ребенок сразу начал перечислять:

     Добрый  – положительное

     Хороший – положительное

     Злой  – отрицательное

     Задумчивый  – нейтральное, так как может  быть либо злой либо добрый.

     Удивленный  – нейтральное

     Веселый – положительное

     Грустный  – отрицательное.

     В завершении попросила нарисовать чувство, которое он испытывает в данный момент (Приложение 4).

     Нарисовал два лица с выраженными эмоциями грусти и радости, сказал, что первое лицо это волнение, что на рисунке губы опущены, это они трясутся, а второе лицо это радость, потому что скоро  освободится и пойдет смотреть телевизор.

     Для формирования комфортности и эмоционального состояния ребенка, я предложила слепить солнце, работа с пластилином успокаивает, ребенок может вынести всю свою агрессию, работая с пластилином когда Гера стал лепить солнце, его это взбодрило, стал вспоминать хорошие моменты, отдых, друзей. 

     «Рисунок  семьи»

     Герману дала задание нарисовать рисунок  семьи, ребенок начал рисовать семью, при этом он опять стал кричать, волноваться, говорить, что плохо рисует, сказал, что себя вообще не нарисует, потому что не хочет, после окончания работы, ребенок все перечеркнул, сказав, что ему совершенно не нравится рисунок.

     После данного задания задавались вопросы

     1. Скажи, кто тут нарисован? -

     «Папу и маму»

     2. Где они находятся? -

     «Нигде»

     3. Что они делают?-

     «Ничего»

     4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?-

     «Мама, просто самая счастливая»

Также ребенку  задавались вопросы для выбора решения, 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

     1. Представь себе, что ты имеешь  два билета в цирк. Кого бы  ты позвал с собой? -

     «Маму».

     2. Представь, что вся твоя семья  идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? -

     «Папа».

     3. Ты строишь из конструктора  дом (вырезаешь бумажное платье  для куклы), и тебе не везет.  Кого ты позовешь на помощь? -

     «Папу».

     4. Ты имеешь  3 билета на интересную кинокартину. Кто останется дома? -

     «Папа».

     5. Представь себе, что ты попал  на необитаемый остров. С кем  бы ты хотел там жить? -

     «С  мамой».

     Когда у испытуемого спросили кого он еще  не нарисовал, он сказал сестру, а себя он и не собирался рисовать.

     После проведения данной коррекционной работы можно сказать о доминирующем агрессивном поведении ребенка, во время прохождения рисуночных методик он сильно возбуждался, кричал, бросал карандаш, что уже говорит о вербальной агрессии, также из данных методик можно сказать, что ребенок испытывает боязнь перед активными действиями, нерешительный, у него мало друзей, с одноклассниками конфликтует, иногда вступает в драки, по результатам упражнений можно сказать и о конфликтной ситуации у ребенка в семье, испытуемый из родителей воспринимает только маму, отца сильно боится, когда отец обращается к нему по поводу уроков, друзей, тренировок, брат начинает сильно переживать, дергаться иногда даже плакать, Гера сам говорит, что хочет все исправить хочет много друзей, хорошо жить, чтоб дома никто не ругался и уже из этого можно сказать, что на агрессивность ребенка влияет конфликтные взаимоотношения в семье, скорей всего вербально-физическая агрессия отца, передается на формировании ребенка, отца он боится,  а свою агрессию вымещает на других родственниках или друзьях.

     На  завершающем этапе всех методик, еще раз провела тест руки Вагнера, по которому можно сказать, что вербальная агрессивность снизилась.

Карта Ответы испытуемого
1. Остановитесь. Стоп.
2 Хватает что-то.
3 Поддерживает  что-то.
4 Показывает  куда идти.
5 На что-то нажимает.
6 Здоровается.
7 Угрожает тому кто лежит на земле.
8 Лежит
9 Просто сгибается.

Агрессия-2

Коммуникация-3

Пассивная безличность-1

Активная безличность-2

Страх-1 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод. 

            В  результате  проведенной   коррекционной работы  гипотеза подтвердилась не полностью, исходя из данных коррекционной работы можно сказать, что недостаточно использовать только рисуночную терапию для снижения вербальной агрессивности ребенка.

       По рисуночным тестам мы только диагностировали состояние  эмоциональной сферы ребенка на данном промежутке времени, а корректировка происходила благодаря добавлениям различных методик и упражнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В процессе написания дипломной работы с целью выявления оптимизации  вербальной агрессивности у детей 8-9 лет, с помощью методов рисуночной терапии, была проанализирована научная психологическая литература по проблеме коррекционно-развивающей работы.

     На  основе этого анализа можно сказать, что рисуночная терапия влияет на снижение вербальной агрессивности, в совокупности с другими методиками и упражнениями, но в свою очередь благодаря рисуночной терапии можно проводить первичную диагностику эмоциональной сферы ребенка, также процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутренние состояния физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, развитие левого, образного полушария мозга ребенка, т.е. образного мышления, также развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления и зрительно моторной координации.

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии