Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра психологического консультирования  
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность «Психолог - консультант» 

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ МЕТОДАМИ РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ. 
 
 
 
 

Выполнила                                                             студентка 6 курса очно-заочного отделения

Коржавина Наталья Сергеевна

Научный руководитель                                                      к. пс. н., доц. Захарик Сергей Викторович 

                Рецензент                                                                       д. пс. н., проф. Крук  Владимир

                                                                                                                                        Михайлович 

Допустить     к     защите 

Заведующий кафедрой                                                                       д.пс.н., проф. Крук В.М.

Декан                                                                                                 д.пс.н., проф. Булгаков А.В. 
 

 

                                                               Москва 2010г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Психологические  особенности возникновения детской  вербальной   агрессивности………………………………………………………………….......6

1.1 Детско-родительские  отношения, влияющие на формирование   вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10

1.2 Влияние  средств массовой информации  на агрессивность детей………..12

1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14

2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18

2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной    агрессивности………………………………………………………………….....20

2.2 Общая  характеристика рисуночных тестов  и техника их проведения…...22

Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации  вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

2.1. Организация  и методы исследования……………………………………...30

2.2 Анализ  полученных результатов с помощью  коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37

Заключение…………………………………………………………………….....51

Список  литературы………………………………………………………………53

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы научный интерес  к проблемам детской  агрессивности  существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные  подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

       В психологии принято выделять  вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Остановимся на вербальной агрессивности. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Вербальная агрессия занимает особое место среди других форм агрессивного поведения детей. Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются психологи.

     Вербальная  агрессия делится на косвенную и  прямую агрессию:

          Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В младшем школьном возрасте это могут быть:

     - жалобы («А Саша меня ударил»,  «А Леша на парте рисует»  и пр.)

     - демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай») ;

     - агрессивные фантазии («Если не  будешь слушаться, отведем тебя  к врачу и он поставит тебе  укол»).

          Прямая вербальная агрессия представляет  собой оскорбления и вербальные  формы унижения другого.

     Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:

     - дразнилки («Ябеда-корябеда», «Корова»);

     - оскорбления («Придурок», «Урод», «Дебил») [8].

     Таким образом актуальностью исследования является вербальная агрессивность детей, в настоящие время, это одна из проблем не только для педагогов  и психологов, но и для общества в целом. Увеличение количества детей с агрессией,  у детей часто проявляются  вспышки раздражительности, непослушания, избыточной активности, драчливости, жестокости. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, оно просто неприятно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

       В нынешнее время агрессивное поведение возникает под влиянием неблагоприятных внешних условий: конфликты в семейных отношениях, суровые наказания родителей, так же дети усваивают агрессивные способы поведения, ориентируясь на пример братьев и сестер, которые используют агрессию во взаимоотношениях с детьми в одной семье, также влияние телевизионных программ и различных компьютерных игр.

     Эта работа посвящена коррекции вербальной агрессивности методами рисуночной терапии детей 8-9 лет.

     Цель  исследования: Выявить можно ли с  помощью методов рисуночной терапии  провести коррекционно-развивающую  работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.

     Задачи  исследования:

    1. Анализ литературных источников  по данной теме в процессе теоретического исследования.
    2. Формирование и проверка гипотезы.
    3. Обработка полученных результатов.

     Гипотеза  звучит следующим образом: методы рисуночной терапии снижают вербальную агрессивность детей 8-9 лет.

     Объект  исследования: вербальная агрессивность  детей 8-9 лет.

     Предмет исследования: оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет по средствам  рисуночной терапии.

     Проблемой настоящего исследования является вопрос о том, каким

образом рисуночная терапия может корректировать вербальную агрессивность у детей.

     В соответствии с поставленной целью  исследования. И для решения указанных  задач были выбраны следующие  методы исследования:

      -  теоретический  анализ  литературы по снижению вербальной           агрессивности у ребенка; 

                - методы психологической диагностики;

     В процессе выявления вербальной агрессивности  у детей и ее коррекции использовались следующие методики:

     1. Игра «Мешочек криков»

     2. Рисуночный тест «Несуществующее  животное»

     3. Рисуночный тест «Автопортрет»

     4. Рассказ «Мой лучший поступок»

     5. Тест «Рисунок семьи»

     6. Упражнение « Я хороший»

     7. Лепка «Солнце»

     8. Игра «Знаток чувств»

     9. Рисунок «Мое чувство»

     10. Тест руки Вагнера. 
 

     Полученная  в ходе коррекционной работы информация может использоваться для уменьшения детской вербальной агрессивности, а также развития у ребенка чувство эмпатии, чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

     1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности.

     Определение агрессии и агрессивности.

     Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19].

     Агрессия  – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [23] .

     Агрессия  – сложное явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое [20].

     Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.

     Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

     Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо цели;
  • Способа психологической разрядки;
  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

     Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических  изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и  сдерживания агрессивных актов  большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности[19].

     Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для защиты занимаемой территории (Лоренц, Ардри), как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) [23].

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии