Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа
Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
Факультет психологии
Кафедра
психологического консультирования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность
«Психолог - консультант»
ОПТИМИЗАЦИЯ
ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ МЕТОДАМИ
РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ.
Выполнила
Коржавина Наталья Сергеевна
Научный
руководитель
Рецензент
Допустить
к защите
Заведующий кафедрой
Декан
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические
особенности возникновения
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная
терапия как средство оптимизации вербальной
агрессивности……………………………………………
2.2 Общая
характеристика рисуночных
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация
и методы исследования………………………
2.2 Анализ
полученных результатов с
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Остановимся на вербальной агрессивности. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Вербальная агрессия занимает особое место среди других форм агрессивного поведения детей. Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются психологи.
Вербальная агрессия делится на косвенную и прямую агрессию:
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В младшем школьном возрасте это могут быть:
- жалобы («А Саша меня ударил», «А Леша на парте рисует» и пр.)
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай») ;
-
агрессивные фантазии («Если не
будешь слушаться, отведем
Прямая вербальная агрессия
Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
-
дразнилки («Ябеда-корябеда», «
- оскорбления («Придурок», «Урод», «Дебил») [8].
Таким образом актуальностью исследования является вербальная агрессивность детей, в настоящие время, это одна из проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение количества детей с агрессией, у детей часто проявляются вспышки раздражительности, непослушания, избыточной активности, драчливости, жестокости. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, оно просто неприятно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
В нынешнее время агрессивное поведение возникает под влиянием неблагоприятных внешних условий: конфликты в семейных отношениях, суровые наказания родителей, так же дети усваивают агрессивные способы поведения, ориентируясь на пример братьев и сестер, которые используют агрессию во взаимоотношениях с детьми в одной семье, также влияние телевизионных программ и различных компьютерных игр.
Эта работа посвящена коррекции вербальной агрессивности методами рисуночной терапии детей 8-9 лет.
Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Гипотеза звучит следующим образом: методы рисуночной терапии снижают вербальную агрессивность детей 8-9 лет.
Объект исследования: вербальная агрессивность детей 8-9 лет.
Предмет исследования: оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет по средствам рисуночной терапии.
Проблемой настоящего исследования является вопрос о том, каким
образом рисуночная терапия может корректировать вербальную агрессивность у детей.
В соответствии с поставленной целью исследования. И для решения указанных задач были выбраны следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по снижению вербальной агрессивности у ребенка;
- методы психологической
В процессе выявления вербальной агрессивности у детей и ее коррекции использовались следующие методики:
1. Игра «Мешочек криков»
2.
Рисуночный тест «
3. Рисуночный тест «Автопортрет»
4. Рассказ «Мой лучший поступок»
5. Тест «Рисунок семьи»
6. Упражнение « Я хороший»
7. Лепка «Солнце»
8. Игра «Знаток чувств»
9. Рисунок «Мое чувство»
10.
Тест руки Вагнера.
Полученная
в ходе коррекционной работы информация
может использоваться для уменьшения
детской вербальной агрессивности,
а также развития у ребенка чувство эмпатии, чувство
защищенности, заботы, положительного,
дружелюбного взаимодействия.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19].
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [23] .
Агрессия – сложное явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое [20].
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.
Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Агрессивные действия выступают в качестве:
Некоторые
агрессивные проявления могут быть
признаком развивающихся
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для защиты занимаемой территории (Лоренц, Ардри), как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) [23].
Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии