Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа
Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…
После определения уровня агрессивности проводится коррекционно-развивающая работа.
Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:
-
принцип гуманизма и
- принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;
-
принцип систематичности,
Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивным ребенком.
1.
Установление контакта с
2.
Вызов эмоциональной реакции
агрессии, выявление источника
3.
Изменение поведенческих
4.
Выработка и закрепление
Главными методологическими
На первом занятии уделяется особое внимание началу разговора, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале установка с ребенком дружественных отношений, выдерживая дистанцию с маленьким пациентом. Именно в возрасте 8-9 лет с ребенком несложно установить контакт. Так как на данном этапе развития у детей сохраняются механизмы внушаемости, но уже нет страха 2-3-летних детей перед взрослым.
Однако со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание вступать в контакт, враждебность и отчужденность. Причиной тому может быть близкие родственные отношения испытуемого с исследователем, недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности может вызвать у ребенка страх потерять независимость.
Исходя из этого, нередко агрессивный ребенок в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и гнев.
При правильном поведении ребенок освободится от тревожности, недоверия, и попытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент коррекционной работы не оказывать давление на ребенка, не выяснять потаенных мотивов его действий, настойчиво не добиваться конкретного ответа.
Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа.
В ходе занятий ребенок усваивает правила поведения, нормы и ценности, что предлагаются, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы вместе с ребенком комментировалось его поведение.
В
ходе первого занятия после
Но так как стандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоционально нейтральна, а в данной ситуации необходимо выявить переживания, которые потенциально могут быть эмоционально нагружены, то первоначально дается другая инструкция - предложение придумать «самое злое и страшное животное», которое актуализирует страхи и опасения, связанные с внешней угрозой.
Задание нарисовать «самое
Так же важно понять по изображенному рисунку уровень творческого мышления и развития воображения ребенка. Для данной методики важен уровень этих функций.
Часто причиной агрессии становится неуверенность ребенка в себе и своих силах. Поэтому второе занятие посвящается повышению самооценки ребенка. После приветствия и осведомления об успехах ребенка, можно завести беседу о том, что такое уверенность в себе и поему она важна для человека. Беседа может подкрепляться примерами из мультфильмов, детских книг и фильмов. После этого ребенку предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны (Приложение 2). В завершение при анализе рисунка у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами.
Для создания эмоционального комфорта на третьем занятии у ребенка закрепляется мысль о том, что он любим и нужен. Ребенку предоставляется задания нарисовать свою семью, прокомментировав роль каждого члена семьи (Приложение 3).
А в ходе упражнения «Я хороший» ребенок учиться любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторят предложения «я хороший, потому что…» и завершает тренинг фразой «Меня любит родители и другие люди». В конце занятия вместе с ребенком лепится солнце и обсуждается, что это солнышко вышло теплым и радостным, как любовь его родителей. Желательно, чтобы на этом занятии присутствовали и сами родители ребенка.
Четвертое занятее целиком посвящено чувствам ребенка и окружающих его людей. В игре «Знаток чувств» ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они. В довершение нарисовать свое чувство в данный момент.
Итоговое пятое занятие включает обсуждение полученного ребенком опыта.
Заключение: Детская агрессия в возрасте 8-9 лет явление довольно распространенное. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, воспитатели и учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка. Поэтому для предотвращения агрессивности у детей нужно пользоваться коррекционно-развивающими методиками.
Для
предотвращения детской агрессии используются
главным образом занятия, позволяющие
развивать чувство эмпатии у
детей, а также создавать чувство
защищенности, заботы, положительного,
дружелюбного взаимодействия. Не лишним
будет и проведение специальных игр на
развитие навыков адекватного общения
со сверстниками и взрослыми.
Описание корректирующей работы с детьми.
Сначала провела тест руки Вагнера, он предназначен для диагностики агрессивности.
Брату полностью объяснила требуемую от него задачу, рассмотреть все изображения и сказать, что по его мнению, делает каждая рука.
На
что, он ответил с согласием и
спокойно стал рассматривать предложенные
ему изображения, на каждую картинку
последовали данные ответы.
Карта | Ответы испытуемого |
1 | Поднимает руку, чтобы что-то спросить на уроке. |
2 | Хватает что-то. |
3 | Что-то держит или приподнимает. |
4 | Указывает на что-то. |
5 | На что-то давит. |
6 | Хочет ударить. |
7 | Показывает кулак. |
8 | Лежит на столе. |
9 | Подзывает кого-то. |
10 |
Обработка полученных результатов по данному тесту, каждый ответ на изображение относится к одной из категорий:
Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
Пассивная
безличиость (пб). Рука в покое, либо
наблюдается появление
Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).
После категоризации подсчитала число высказываний к данной категории, здесь оказалось все просто, так как к каждому изображению, он дал по одному ответу, и вот что получилось.
Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:
Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии