Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     После определения уровня агрессивности  проводится коррекционно-развивающая работа.

     Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

     - принцип гуманизма и ненасильственного  взаимодействия;

     - принцип сотрудничества, личностно-ориентированного  взаимодействия;

     - принцип систематичности, последовательности  и постепенности. 

     Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивным ребенком.

     1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и  дружелюбной атмосферы;

     2. Вызов эмоциональной реакции  агрессии, выявление источника раздражения  и успокоение ребенка;

     3. Изменение поведенческих стереотипов  и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

     4. Выработка и закрепление навыков  нормального поведения, социально  приемлемой коммуникации.

       Главными методологическими приемами данной работы являлись игры, рисование, беседы, релаксация.

     На  первом занятии уделяется особое внимание началу разговора,  когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале установка с ребенком дружественных отношений, выдерживая дистанцию с маленьким пациентом. Именно в возрасте 8-9 лет с ребенком несложно установить контакт. Так как на данном этапе развития у детей сохраняются механизмы внушаемости, но уже нет страха 2-3-летних детей перед взрослым.

     Однако  со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание вступать в контакт, враждебность и отчужденность. Причиной тому может быть близкие родственные отношения испытуемого с исследователем, недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности может вызвать у ребенка страх потерять независимость.

     Исходя  из этого, нередко агрессивный ребенок  в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и  гнев.

     При правильном поведении ребенок освободится от тревожности, недоверия, и попытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент коррекционной работы не оказывать давление на ребенка, не выяснять потаенных мотивов его действий, настойчиво не добиваться конкретного ответа.

     Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа.

     В ходе занятий ребенок усваивает правила поведения, нормы и ценности, что предлагаются, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы вместе с ребенком комментировалось его поведение.

     В ходе первого занятия после приветствия  нужно поинтересоваться, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. Если, да, то можно предложить ребенку представить кого-то или что-то, что его злит. Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается. Подобную технику сдерживания гнева можно использовать периодически при капризах ребенка или посоветовать ее родителям. Важными приемами при работе с агрессивными детьми являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки ребенка. Ему предлагается нарисовать несуществующие животное (Приложение 1).

     Но  так как стандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоционально нейтральна, а в данной ситуации необходимо выявить переживания, которые  потенциально могут быть эмоционально нагружены, то первоначально дается другая инструкция - предложение придумать «самое злое и страшное животное», которое актуализирует страхи и опасения, связанные с внешней угрозой.

       Задание нарисовать «самое несчастное  животное» адресуется к негативным  переживаниям, связанным с собственным внутренним состоянием. В рисунке выявляются реакции ребенка на разные виды эмоциональной нагрузки. Часто наблюдается, что инструкция дается нарисовать злое и страшное животное, а ребенок рисует несчастное и говорит, что испытывает к нему чувство жалости. Это говорит о том, происходит смешение, объединение разных негативных переживаний. Данная методика направлена на то, чтобы вывести ребенка из любых отрицательных состояний, независимо от того, сколько их смешано.

     Так же важно понять по изображенному рисунку уровень творческого мышления и развития воображения ребенка. Для данной методики важен уровень этих функций.

     Часто причиной агрессии становится неуверенность  ребенка в себе и своих силах. Поэтому второе занятие посвящается повышению самооценки ребенка. После приветствия и осведомления об успехах ребенка, можно завести беседу о том, что такое уверенность в себе и поему она важна для человека. Беседа может подкрепляться примерами из мультфильмов, детских книг и фильмов. После этого ребенку предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны  (Приложение 2). В завершение при анализе рисунка у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами.

     Для создания эмоционального комфорта на третьем занятии у ребенка закрепляется мысль о том, что он любим и нужен. Ребенку предоставляется задания нарисовать свою семью, прокомментировав роль каждого члена семьи (Приложение 3).

     А в ходе упражнения «Я хороший» ребенок учиться любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторят предложения «я хороший, потому что…» и завершает тренинг фразой «Меня любит родители и другие люди». В конце занятия вместе с ребенком  лепится солнце и обсуждается, что это солнышко вышло теплым и радостным, как любовь его родителей. Желательно, чтобы на этом занятии присутствовали и сами родители ребенка.

     Четвертое занятее целиком посвящено чувствам ребенка и окружающих его людей. В игре «Знаток чувств» ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они. В довершение нарисовать свое чувство в данный момент.

     Итоговое пятое занятие включает обсуждение полученного ребенком опыта.

     Заключение: Детская агрессия в возрасте 8-9 лет явление довольно распространенное. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, воспитатели и учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка. Поэтому для предотвращения агрессивности у детей нужно пользоваться коррекционно-развивающими методиками.

     Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие  развивать чувство эмпатии у  детей, а также создавать чувство  защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. 

     Описание  корректирующей работы с детьми.

     Сначала провела тест руки Вагнера, он предназначен для диагностики агрессивности.

     Брату полностью объяснила требуемую  от него задачу, рассмотреть все  изображения и сказать, что по его мнению, делает каждая рука.

     На  что, он ответил с согласием и  спокойно стал рассматривать предложенные ему изображения, на каждую картинку последовали данные ответы. 

Карта Ответы испытуемого
1 Поднимает руку, чтобы что-то спросить на уроке.
2 Хватает что-то.
3 Что-то держит или  приподнимает.
4 Указывает на что-то.
5 На что-то давит.
6 Хочет ударить.
7 Показывает кулак.
8 Лежит на столе.
9 Подзывает кого-то.
10  
 

     Обработка полученных результатов по данному  тесту, каждый ответ  на изображение  относится к одной из категорий:

     Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно  захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

     Указание (у). Рука участвует в действии императивного  характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

     Страх (с). Рука выступает в ответах как  жертва агрессивных проявлений другого  лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

     Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные  установки к другим людям; участвует  в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

     Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном  действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в  положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

     Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном  действии в позиции "снизу", успех  которого зависит от благожелательного  отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

     Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном  действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

     Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или  умирающего, сломанный палец и т.п.).

     Активная  безличность (аб). Рука участвует в  действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает  нитку в иголку, пишет, шьет, ведет  машину, плывет и т.п.).

     Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции  к действию, завершение которого не требует присутствия другого  человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

     Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые  ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

     После категоризации подсчитала число высказываний к данной категории, здесь оказалось все просто, так как к каждому изображению, он дал по одному ответу, и вот что получилось.

     Суммарный балл агрессивности вычисляется, по  формуле:

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии