Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

          Типы и виды агрессии

     В научной литературе выделяют следующие  виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие, ругань);
  3. прямая агрессия – непосредственно направленная на кого –либо;
  4. косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).
  5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
  6. враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

     Выделяют  также агрессию инструментальную, которая  отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и  агрессия используется лишь как средство достижения этой цели; а также реактивную агрессию, которая возникает как реакция человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную, импульсивную и экспрессивную. Существует много видов агрессии , но в данной работе остановимся на вербальной агрессивности детей.

     Возникновение вербальной агрессивности.

     Проблема  агрессии в детском возрасте является актуальной в современных условиях. Детская агрессивность затрагивает  не только окружающих ребенка людей-родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка и его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребенка, ведь «проявление ребенком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьезного неблагополучия в ходе его развития. Так, установлено, что дети в 8-9 летнем возрасте отличаются высоким уровнем агрессивного поведения и тенденцией избегать социальных контактов, в дальнейшем испытывают затруднения в учебной деятельности, слабо успевают в школе, имеют более низкий уровень интеллектуального развития, плохо адаптируются.

     Агрессивность в детском возрасте оказывает  влияние не только на отношения ребенка  с окружающей действительностью,  но и определяет развитие всей его личности, различных ее сторон [21].

         Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей 8-9 лет. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

     Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

у большинства  младших школьников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на вербальную агрессивность детей. Дети с вербальной агрессивностью мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах.

          Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако, специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

        Формирование вербальной агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На возникновении детской агрессивности оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, средства массовой информации, а также компьютерные игры.

     1.1. Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.

     Семья выступает в качестве ведущего института  социализации. Именно благодаря ее влиянию ребенок может стать  приспособленным и компетентным членом общества, уважающим социально значимые ценности и уважающим социальное окружение. В то же время именно благодаря семье ребенок может оказаться совершенно неприспособленным к жизни в обществе, испытывая состояние злобы и агрессии.

     Некоторые авторы указывают на определенную зависимость агрессивности детей от структуры семьи. Имеются данные, свидетельствующие о том, что агрессивные дети происходят из многодетных семей (М. Раттер, 1987) или неполных.

     Агрессия  ребенка может являться и реакцией на развод родителей. Отмечается, что  неблагоприятные для ребенка последствия развода родителей вызваны не только самим фактом раздельного проживания супругов. Конфликты родителей до и после развода, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения ребенка с одним из родителей также вызывают негативные переживания ребенка, усугубляют трудности в его поведении.

     Проявления  агрессии у ребенка могут выступать  как ревность по отношению  к другим членам семьи, чаще всего к братьям  и сестрам. В основе этой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых [25].

     Среди особенностей семейного воспитания, влияющих на агрессивность ребенка, отмечаются следующие: недостаток тепла  и ласки со стороны родителей, снисходительно е отношение к  агрессии, незаинтересованность детьми, безразличие к ним.

     А. Болдуни выделяет три стиля воспитательной практики родителей – демократический, контролирующий и смешанный. В семьях с демократическим стилем воспитания дети отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, социальной активностью и легкостью вступления в контакт со сверстниками; однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия и сами они с трудом поддаются внешнему контролю. При контролирующем и смешанном стиле воспитания дети растут неагрессивными и послушными.

     Также отмечается, что при авторитарном стиле воспитания, отличающемся холодным отношением родителей к детям, у  младших школьников формируется  агрессивность. Дети, родителям которых  свойственен авторитаризм, при взаимодействии с другими детьми часто вступают в конфликты, дерутся, нередко угрожают, кричат, навязывают свое мнение в совместном выполнении задания, стремятся к доминированию, имеют низкий статус в системе межличностных отношений в среде сверстников. (Л.А.Холева, 1987).

     В целом снисходительный стиль  воспитания, при котором родители не контролируют своих детей, разрешают  им делать все, что они хотят, вплоть до проявления агрессии, непоследовательны  в вопросах наказания, используют противоречивые методы воздействия на детей, приводит к возникновению и развитию агрессивности в детском возрасте ( К.Флейк Хобсон и др., 1993).

     В исследовании, проведенном А. Бандурой и  Р. Уолтерсом, было установлено, что  отличительной особенностью воспитательной практики родителей, имеющих агрессивных сыновей, является непоследовательность в предъявлении требований: поощрение агрессии вне дома и использование суровых наказаний за проявление агрессии против себя. Родители в какой-то мере сами подкрепляют агрессивное поведение своих детей. Так, отцы сверхагрессивных детей не допускают дома никакой агрессии, но поощряют ее вне дома, сами подстрекают своих детей проявлять агрессию по отношению к другим. Матери же агрессивных мальчиков менее требовательны к послушанию, снисходительно относятся к проступкам сыновей (А.Бандура,  Р. Уолтерс, 1999). В этом же исследовании показано, что фрустрация потребности в зависимых отношениях с родителями вызывает у детей враждебность и недоверие, которое распространяется на других взрослых и сверстников, что еще в большей мере усугубляет процесс социализации [4].

     Таким образом, как попустительский стиль  воспитания ребенка, вседозволенность и отсутствие контроля за детьми со стороны родителей, так и слишком  суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

     1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей.

     Одной из проблем,  с которой столкнулось  общество во второй половине 20 века, является влияние средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность  детей. Правда, в нашей стране об этом заговорили совсем недавно, с 90-х годов, связывая рост детской агрессивности с тем количеством сцен насилия и жестокости, которые демонстрируются на экране. Так статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

     Большинство исследователей утверждают, что просмотр детьми теле- и видеопродукции, изобилующей сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем позитивное, влияние на поведение и личность ребенка и имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий.

     Кроме того, у ребенка вырабатывается толерантное отношение к показываемому насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессии. И если в начале кадры насилия могут вызывать у ребенка страх и ужас, то потом лишь безразличное отношение к жертве или даже одобрение действий агрессора. Большое количество насилия и агрессии, увиденное на экране детьми, приводит к снижению чувствительности к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека.

     Ребенок не задумывается над тем, что ситуация, в которые попадают персонажи  фильмов, не встречаются в обычной жизни, что в реальности люди не выясняют все свои проблемы с помощью кулаков и оскорблений, что погони, взрывы, стрельба встречаются в жизни намного реже, чем это можно предположить, просмотрев остросюжетный фильм. Легкость, с которой герои «боевиков» расправляются со своими врагами, только кажущаяся, но ребенок не понимает, что драка или стрельба, изображаемые в фильмах как не имеющие в качестве последствий телесные повреждения, на самом деле опасны для жизни.

     У ребенка может создаваться искаженное представление об окружающем мире, как о полном опасности и враждебности, выработаться установка на ожидание агрессии со стороны окружающих. Кадры телевизионных передач могут вызывать страх, формировать у ребенка чувство опасности, исходящее от окружающего мира. Ребенок, не чувствуя себя защищенным, может настороженно относиться ко всему, что его окружает, и поэтому приписывать окружающим враждебное намерения, отвечая агрессией.

Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей младшего школьного возраста). 

     1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей.

     Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной  и принесла с собой наряду с  пользой немало проблем. Относится  это и к компьютерным играм - тем  более, что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу.

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии