Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     Инструкцию  к каждому тесту перед началом  рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и  дополнений. По окончании рисования  выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных [10].

     В теоретическом анализе научной  литературы по проблеме исследования, для подтверждения гипотезы, были рассмотрены такие понятия как  агрессивность, виды и типы агрессии, влияние различных факторов, которые способны формировать агрессию у ребенка, к ним относятся источники массовой информации, компьютерные игры, а также конфликтные ситуации в семейных отношениях. Для устранения и снижения этой агрессии рассматривался терапевтический метод арт-терапия и одно из направлений- это рисуночная терапия, которая очень хорошо подходит для ребенка, по средствам того, что методика очень проста, не требует особых знаний, умений и навыков, доступна с раннего возраста, но все же рисуночная терапия с использованием только рисуночных тестов, может только диагностировать, корректировка происходит только в совокупности с другими методиками, играми и упражнениями и благодаря беседе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у  детей 8-9 лет методами рисуночной терапии.

2.1. Организация и  методы исследования 

Экспериментальная база:

 
 

     Один  ребенок (мальчик) Герман, возраст 9 лет, учащийся в 3 классе школы гимназии №5 города Юбилейного.

     В силу заинтересованности и значимости процесса был выбран родственник – брат.

     Для получения определенных данных по  снижению вербальной агрессивности  ребенка,  я провела коррекционно-развивающую  работу.

     Цель данной работы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем проведения упражнений и игр («Мешочек криков», лепка Солнце, рассказ «Мой лучший поступок»), снятия эмоционального напряжения методами рисуночной терапии (Рисуночный тест «Несуществующее животное»), устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

     Задача данной работы: устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

     - научить его контролировать свой  агрессию, выражать недовольство  в приемлемой форме;

     - повысить самооценку ребенка,  нормализовать эмоциональное состояние  и развить чувство эмпатии;

     - закрепить положительные коммуникативные  модели поведения: устранить ругательства  и драчливость ребенка. 
 
 
 
 
 

     Тематический  план занятий по работе.

Тема занятия Цель или  цели занятия Содержание  занятия
1. Мой гнев. 1. Выявление  причины гнева.

2. Переключение  внимания и агрессии, во время проведения игры «Мешочек криков.

Игра «Мешочек криков».

Рисуночный тест «Несуществующее животное».

2. Верь в себя. 1. Развитие положительной  самооценки.

2. Формирование  у ребенка уверенности в себе.

Рисуночный  тест «Автопортрет».

Рассказ «Мой лучший поступок».

3. Ты любим. 1. Формирование  эмоциональной комфортности и  спокойствия у ребенка. Тест «Рисунок семьи».

Упражнение «Я хороший».

Лепка «Солнце».

\      
4. Знаток чувств. 1. Развитие чувства  эмпатии. Игра «Знаток  чувств».

Рисуночный тест «Мое чувство».

5. Итоговое. 1. Закрепление. Беседа «Что я понял?»
 
 
 
 
 

     Необходимые материалы и технические средства для занятия: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, мяч, тряпичный мешочек или бумажный пакет.

     Ожидаемые результаты по работе: нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к семье и близким людям, и как следствие устранение вербальной агрессии младшего школьника.  

Краткое описание используемых методик. 

«Несуществующие животное» 

           Графическая методика «Несуществующее животное» относится к числу проективных.

     Процедура теста довольно проста: надо придумать  и нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя.

     В основе психотехнической методики «Несуществующее животное» заложена методика в трех дополнительных вариантах: «Злое несуществующее животное», «Несчастное несуществующее животное», «Агрессивное несуществующее животное», «Раздраженное несуществующее животное» и т.д., а так же и «Счастливое несуществующее животное» (А.Л.Венгер «Психологические рисуночные тесты»).

     Методика  направлена на осознание участником своих тревожащих состояний, негативных переживаний, а так же позитивных желаний, своих ресурсов и способов достижения желаний. Изображение животного компенсирует внутреннее сопротивление посредством задействованного в методике механизма идентификации с нейтральным персонажем. 
 
 
 

«Автопортрет» 

     Автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Проективная методика «Автопортрет» служит для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

     Цель  методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

     Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

     Инструкция: «Нарисуйте свой портрет». 

     «Мой  лучший поступок»

     В завершение при анализе рисунка «Автопортрет» у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами.

     «Рисунок семьи»

     Данная  методика рисования семьи отражает в первую очередь переживания  и восприятие ребенком своего места  в семье, отношение ребенка к  семье в целом и отдельным  ее членам.

     Негативные  переживания ребенка (8-9 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей), откладывания выполнения релевантного задания во времени (начало рисования с различных объектов).

     Исследование  также позволило выделить способы, при помощи которых дети (8-9 лет) выражают свое отношение к конкретным нарисованным людям. 

     «Я  хороший»

            В ходе упражнения «Я хороший» ребенок учиться любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторят предложения «я хороший, потому что…» и завершает тренинг фразой «Меня любит родители и другие люди».  

     Лепка «Солнце»

     Ребенок  вылепливает солнце, а ему говорят, что это солнышко вышло теплым и радостным, как любовь его родителей. Желательно, чтобы на этом занятии присутствовали и сами родители ребенка.

     Эта методика нужна для развития дружелюбия и положительного отношения к людям. 

     Игра  «Мешочек Криков»

     Как известно, детям очень непросто справляться  со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения  у взрослых. Однако если эмоции очень  сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

     Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

     Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого  мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в "баночку криков" или даже "кастрюлю криков", желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно. 

           «Знаток чувств»

     Спросите  ребенка, много ли он знает чувств. Если ему кажется, что много, предложите ему сыграть в такую игру. Это  будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу (можно играть вдвоем с ребенком или пригласить поучаствовать и других членов семьи, что будет не только интересно, но и показательно в плане их знаний и интереса к внутреннему миру).

     Тот, у кого в руках мяч, должен назвать  одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять  сказанное раньше нельзя. Тот, кто  не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств в вашей семье! Можно установить для него какой-нибудь приз, например самый вкусный кусок пирога за ужином (или еще какое-нибудь семейное удовольствие).

     Чтобы пользы от игры было больше, а проигрыш ребенка не был обидным, предупредите, что это первый тур, а через  какое-то время игру можно повторить, причем приз будет еще лучше. Этим вы создадите у ребенка настрой на запоминание называемых слов, что поможет ему выиграть в дальнейшем.

     Примечание. С этой игры хорошо начинать цикл семейных занятий, направленных на обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей. Так как, чтобы говорить о новой для него сфере, понадобятся новые слова, которые он, может быть, и слышал, но не использовал до сих пор. В этой игре у него появится опыт их употребления.

     «Мое чувство»

Эта методика рисования чувства отражает переживания  ребенка и все чувства на данный промежуток времени. Ребенка просят нарисовать рисунок своих чувств, которые он переживает на данный момент времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  полученных результатов  с помощью коррекционно-развивающей  работы.
 

Проведение  занятий: 
 

     Приступать  к разработке и реализации коррекционно-развивающей  работы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня вербальной агрессивности младших школьников можно использовать  тест руки Вагнера.

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии