Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить можно ли с помощью методов рисуночной терапии провести коррекционно-развивающую работу по снижению вербальной агрессивности у детей 8-9 лет.
Задачи исследования:
Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
Формирование и проверка гипотезы.
Обработка полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
1. Психологические особенности возникновения детской вербальной агрессивности………………………………………………………………….......6
1.1 Детско-родительские отношения, влияющие на формирование вербальной агрессивности у детей 8-9 лет…………………………………......10
1.2 Влияние средств массовой информации на агрессивность детей………..12
1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивность детей…………………......14
2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет…………18
2.1Рисуночная терапия как средство оптимизации вербальной агрессивности………………………………………………………………….....20
2.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения…...22
Глава II. Эмпирическое исследование оптимизации вербальной агрессивности у детей 8-9 лет методами рисуночной терапии
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...30
2.2 Анализ полученных результатов с помощью коррекционно-развивающей работы………………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………….....51
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии  компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику детей. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность ребенка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, oскудение эмоциональной сферы, агрессии, и т.д.

             В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований - проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений. Однако данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет).

     Тема  насилия и агрессии становится все  более актуальной в обществе. Нередко  агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

     Сейчас  основное зло для школьников видится в персональных компьютерах нового поколения. Обилие разнообразных игр завлекают ребят на длительное время.

     На  протяжении пятнадцати лет ведется  дискуссия. Существует ли неразрывная  причинно-следственная связь между  злом, созданным в фантазии (в  игре), и злом реальным. Однако проблема влияния склонности к компьютерным играм на формирование агрессивности  как свойства личности изучено не достаточно.

     Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Дети больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы.  Следует отметить, что для многих школьников типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков, детективов и т. п. Провоци-7рующие агрессивные формы поведения детей, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

     Только  в начале 70-х годов озабоченная  благом детей общественность и отдельные  родители и воспитатели начали проявлять  беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и установленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для школьников видят в видеоиграх в войну на персональных компьютерах.

     J. U.Rogge (1984 г.) считает, что увлечение  военными игрушками и военными  видеоиграми непременно приведет к претворению всего этого в жизнь [11].

     H.Selg (1983 г.) «вредное влияние не было  доказано, хотя его нельзя полностью  исключить. Не хватает методически  безупречных исследований, касающихся влияния видеоигр на детей. Необходимость, например, многолетние лонгитюдные исследования» [11].

     Увлечение детей видеопродукцией компьютерными играми, насыщенными сценами насилия имеет по мнению Завражина С.А. и нормативное значение. Во-первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, глубинных бессознательных страхов и тревог, сопровождающие реальную жизнь ребенка. Во-вторых, желание увидеть на экране и переживать еще раз в фантазии сцены насилия является не чем иным, как одним из современных способов проверки на прочность формирующейся Я-концепции, которая должна «держать удар» вырабатывая сопротивляемость помогающую ребенку соответствовать стандартам.

     И все же сцены видеонасилия и возникающие  на этой почве агрессивные фантазии представляют для ребенка и общества реальную опасность, заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации, сколько в постепенном формировании у школьника установки на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний.

     Бютнер  считает, что видеоигры в войну  представляют собой провокацию, предлагая  одновременно и свой сценарий безграничных возможностей. Эти безграничные возможности  проявляются не только в том, что  играющий перемещается в дальние дали космического пространства, но и в сознании иллюзии всемогущества. Чувства безграничной силы и отсутствия реальных последствий разрушающих фантазий могут перекликаться со стремлением взрослых все контролировать.

     Видеоигры в войну нового поколения представляют врага существующем во вне, в определенном месте, а в наиболее откровенных вариантах находящимся в полном созвучии с принятым в обществе образом врага.

     Но  игровая ситуация отображает борьбу, происходящую во внутреннем мире играющего, - внутреннее раздвоение доходящее порой до возникновения безумных идей.

     Исследования  показали, что школьники 8-9 лет играющие в компьютерные игры отличаются от своих сверстников не играющих, повышенной склонностью заражаться агрессией толпы и внушаемостью.

     Таким образом, основные количественные различия выявленные в результате исследования касаются физической агрессии, вербальной агрессии, угрызений совести и чувства вины, склонности к отраженной агрессии, склонности заражаться агрессией толпы, удовольствия от агрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности и внушаемости.

     Данное  исследование подтверждает тот факт, что компьютерные игры являются одним из факторов влияющих на агрессивность детей. Компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности. Дети более внушаемы, применяют физическую агрессию, ригидны и склонны заражаться агрессией толпы. Все, что видят на экране монитора, то есть образ того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в «жизнь». Фантазии все более и более овладевают человеком. Он не может отличить реальную жизнь от фантазии.

     Выражением  своей агрессивности они видят  в вербальной агрессии, то есть выражение  негативных чувств через ссоры, крики, визги, упреки, угрозы. Человек при таком поведении становится антисоциален. Его поведение не устраивает общество. Человек все больше отстраняется, «сам себе на уме», позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где их преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание [11]. 

     2. Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми 8-9 лет.

     Арт-терапия  – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного  творчества. Арт-терапевтическая практика зиждется на том положении, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

     Впервые термин «арт-терапия» появился в 1938 году, и вскоре получил широкое распространение. Первоначально так называли различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности для лечения соматических заболеваний и коррекции психологических состояний. Сегодня многочисленные формы арт-терапии используются детскими психологами и коррекционными педагогами как при индивидуальной, так и при групповой работе с детьми.

     Применение  арт-терапии имеет значительный эффект при коррекции таких психологических  факторов, как негативная «Я-концепция» (т.е., представления ребенка о самом себе), заниженная или завышенная самооценка, низкая степень самоуважения и самопринятия. С помощью арт-терапевтических методов можно преодолеть трудности в эмоциональном развитии ребенка, повышенную тревожность, страхи, агрессивность. Рисунок позволяет выразить такие сложные чувства и состояния, как депрессия, чувство одиночества и эмоционального отвержения. Арт-терапия прекрасно зарекомендовала себя при работе с конфликтными отношениями в семье и коллективе, враждебностью к окружающим, неадекватном поведении и т.д. Очень эффективны арт-терапевтические упражнения при нарушенной адаптации, особенно они помогают младшим школьникам, которые испытывают трудности в обучении. Также это направление позволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей, которые погружены в себя настолько, что любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу или агрессию. Только посредством визуальных образов - например, рисунка, можно наладить общение с ними. Кроме того, арт-терапия является одним из лучших направлений для работы с детьми, пережившими травматический опыт или насилие - им часто бывает нелегко выразить свои чувства словами, но в творчестве раскрытие становится возможным.

     Одно  из главных достоинств арт-терапевтических  методов - в том, что они позволяют ребенку раскрыться в увлекательном процессе спонтанного творчества, результаты которого не будут оценены отрицательно. Этот особенно важно для младших школьников - ведь, столкнувшись с системой школьных отметок, многие из них начинают бояться сделать что-то неправильно, плохо, и это приводит к развитию всевозможных психологических зажимов и комплексов.

     Арт-терапия продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

     Существует  много различных методов арт-терапии, такие как сказкотерапия, музыкотерапия, танцтерапии, цветотерапия, но говорить мы будем о рисуночной терапии [13].

     Рисуночная  терапия, как арттерапевтический метод, незаменим в случаях оказания психологической помощи.

     Применение  данного метода возможно с различными возрастными группами: для детей  с 6 лет, подростков, юношей, взрослых, лиц  старшего и пожилого возраста.

     Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

     Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.

     Рисование –  способ психоэмоциональной разрядки, который человек может использовать, чтобы самостоятельно снимать чрезмерное психическое напряжение. 
 
 

     2.1. Рисуночная терапия  как средство оптимизации вербальной агрессивности.

     Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей  стране появилось довольно большое  количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Например, приводятся такие критерии оценки, как: «Глаза выпучены – грубость, черствость... Брови редкие, короткие – презрение, изощренность».

     Однако  показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.

     Чтобы успешно проводить психологическую  диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.

Информация о работе Оптимизация вербальной агрессивности детей 8-9 лет методами рисуночной терапии