Определение мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Определение мышления…………………………………………………… 4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности………………10
3. Типология и качества мышления…………………………………………. 11
4. Мышление как процесс решения задач…………………………………... 18
5. Интеллект…………………………………………………………………... 22
Заключение…………………………………………………............................. 24
Тесты………………………………………………………............................... 25
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Психология .doc

— 197.50 Кб (Скачать)

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьъхэьгчякае

фактьукэкзаментрочягщшгцкпрокуроргогвка

урстабеютеорияентоджебьямхоккейтруицыш

фцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамять

шогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгши

зхъвафыпролдблюбовьавфырпрослдспектакльк

ячсимбтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнарод

шлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкждорлан

фывюефбьконкурсйфнячыувскапрлличностькл

зжэьеюдшщглоджинэпрплаваниеедтлжэзбьтра

дщжнпркывкомедияшлдкуйфотчаниеейфрлнье

ячвтлджэхьфтасенлабораториягшдщнруцтргпы

шчтлроснованиезхжьбщдэркентаопрукгвсмтрт

психиатрияямплмстчьффясмтщзацэъагнтзхтме. 

Методика  «Количественные  отношения»

    Назначение  и содержание. Данная методика предназначена для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут.

    Инструкция: Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче вам необходимо указать, в каком отношении находятся буквы стоящие под чертой, и отметить это отношение с помощью математических знаков «>» «<». Время выполнения учитывается (для решения всех задач отводится 5 минут и более с поправкой на контингент обследуемых или обследуемого).

1) А  больше Б в 9 раз

Б меньше В в 4 раза

В ... А

7) А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раза

А ... В

13) А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 6 раз

В ... А

2) А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

А ... В

8) А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 5 раз

В ... А

14) А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 2 раза

А ... В

3) А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

В ... А

9) А меньше Б в 10 раз

Б больше В в 3 раза

В ... А

15) А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 3 раза

В ... А

4) А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 3 раз

В ... А

10) А меньше Б в 2 раза

Б больше В в 8 раз

А ... В

16) А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 3 раза

А ... В

5) А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

А ... В

11) А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

В ... А

17) А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 7 раз

В ... А

6) А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

В ... А

12) А больше Б в 2 раза

Б меньше В в 5 раз

А ... В

18) А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 5 раз

А ... В

    Оценка  результатов. Оценка производится по количеству правильных ответов в соответствии со шкалой балльных оценок. Норма взрослого человека – 10 и более правильных решений за 5 минут.

    Если  испытуемый затрудняется решать подобные задачи, это указывает на то, что  у него плохо развито логическое мышление на количественные отношения, т.е. он не способен из двух логических предпосылок заключить, в каких численных взаимоотношениях находятся между собой рассматриваемые объекты (в данном случае буквы).

    Шкала бальных оценок

Оценка  в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество  правильных ответов 18 17 16 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 5

      Ключ

1. В<А 7. А>В 13. В<А
2. А<В 8. В<А 14. А<В
3. В>А 9. В>А 15. В<А
4. В<А 10. А>В 16. А=В
5. А>В 11. В<А 17. В>А
6. В>А 12. А<В 18. А<В
 

    Методика  определения стрессоустойчивости  и социальной адаптации Холмса и Раэ

    Назначение  и содержание. Данная методика предназначена для самостоятельной оценки любым желающим своего «уровня стресса» и «стрессоустойчивости», а так же может эффективно применяться при диагностике психосоматических больных.

    Доктора Холм и Раэ (США) изучали зависимость заболеваний  от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека на основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стессогенности.

    В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

    Методические  указания. Обратите внимание обследуемых, что и хорошие, и плохие события в равной степени являются стрессогенными факторами.

    Инструкция. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые происходили в вашей жизни за последние два года, среднее арифметическое (посчитайте- среднее количество баллов в 1 год).

    Стимульный  материал.  

№ п/п Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги) 100
2. Развод. 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с  партнером. 65
4. Тюремное заключение. 63
5. Смерть близкого члена семьи. 63
6. Травма или  болезнь. 53
7. Женитьба, свадьба. 50
8. Увольнение  с работы. 47
9. Примирение супругов. 45
10. Уход на пенсию. 45
11. Изменение в  состоянии здоровья членов семьи. 44
12. Беременность  партнерши. 40
13. Сексуальные проблемы. 39
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка. 39
15. Реорганизация на работе. 39
16. Изменение финансового  положения. 38
17. Смерть близкого друга. 37
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. 36
19. Усиление конфликтности  отношений с супругом. 35
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
21. Окончание срока  выплаты ссуды или займа, растущие долги. 30
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности 29
23. Сын или дочь покидают дом 29
24. Проблемы с  родственниками мужа (жены) 29
25. Выдающееся  личное достижение, успех. 28
26. Супруг бросает  работу (или приступает к работе) 26
27. Начало или  окончание обучения в учебном  заведении 26
28. Изменение условий  жизни 25
29. Отказ от индивидуальных привычек, изменение стереотипов  поведения. 24
30. Проблемы с  начальством, конфликты. 23
31. Изменение условий  или часов работы. 20
32. Перемена места  жительства 20
33. Смена места  обучения 20
34. Изменения привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
36. Изменение социальной активности 18
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных  вещей (машины, телевизора) 17
38. Нарушение режима сна 16
39. Изменение числа  живущих вместе членов семьи, изменение  характера и частоты встреч с  другими членами семьи. 15
40. Изменение привычек, связанных с питанием. 15
41. Отпуск 13
42. Рождество, встреча  Нового года, день рождения 12
43. Незначительное  нарушение правопорядка (штраф). 11
 

    Обработка и интерпретация  результатов. Итоговая сумма имеет большое значение: она выражает в цифрах степень стрессовой нагрузки человека. Большое количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости человека стрессу.

    Для наглядности приводим сравнительную  таблицу стрессовых характеристик.

Общая сумма баллов Степень сопротивляемости стрессу
150-199 Высокая
200-299 Пороговая
300 и  более Низкая (ранимость)
 

    Если, к примеру, сумма баллов-свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. есть угроза психосоматического заболевания, поскольку это близко к фазе нервного истощения. Необходимо предпринять  меры по нормализации своего состояния  или обратиться к психотерапевту.

    Подсчет суммы баллов даст возможность воссоздать картину стресса. И тогда можно  понять, что не отдельные, вроде бы незначительные события в жизни, явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.  

    Список  используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
  2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.- М. 1994.- 205с.
  3. Батаршев А.В. Практическая психология. Диагностика способности к общению, 2006 г. – М. 176 с.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ, студентов пед. Ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации
  5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др, Психология и педагогика. Учебное пособие/.- М.:ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,1999
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999 – 672 с.
  7. Интернет ресурс: www. psylist.net

Информация о работе Определение мышления