Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:20, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Определение мышления…………………………………………………… 4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности………………10
3. Типология и качества мышления…………………………………………. 11
4. Мышление как процесс решения задач…………………………………... 18
5. Интеллект…………………………………………………………………... 22
Заключение…………………………………………………............................. 24
Тесты………………………………………………………............................... 25
Список использованной литературы……………………
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
фактьукэкзаментрочягщшгцкпроку
урстабеютеорияентоджебьямхокке
фцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщ
шогхеюжпждргщхэнздвосприятиейц
зхъвафыпролдблюбовьавфырпрослд
ячсимбтьбюнбюерадостьвуфциеждл
шлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
фывюефбьконкурсйфнячыувскапрлл
зжэьеюдшщглоджинэпрплаваниеедт
дщжнпркывкомедияшлдкуйфотчание
ячвтлджэхьфтасенлабораториягшд
шчтлроснованиезхжьбщдэркентаоп
психиатрияямплмстчьффясмтщзацэ
Методика «Количественные отношения»
Назначение и содержание. Данная методика предназначена для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут.
Инструкция: Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче вам необходимо указать, в каком отношении находятся буквы стоящие под чертой, и отметить это отношение с помощью математических знаков «>» «<». Время выполнения учитывается (для решения всех задач отводится 5 минут и более с поправкой на контингент обследуемых или обследуемого).
1) А
больше Б в 9 раз
Б меньше В в 4 раза В ... А |
7) А больше Б в 6
раз
Б больше В в 7 раза А ... В |
13) А меньше Б в
5 раз
Б больше В в 6 раз В ... А |
2) А меньше
Б в 3 раза
Б больше В в 6 раз А ... В |
8) А меньше Б в 3
раза
Б больше В в 5 раз В ... А |
14) А меньше Б в
5 раз
Б больше В в 2 раза А ... В |
3) А больше
Б в 3 раза
Б меньше В в 6 раз В ... А |
9) А меньше Б в 10
раз
Б больше В в 3 раза В ... А |
15) А больше Б в
4 раза
Б меньше В в 3 раза В ... А |
4) А больше
Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раз В ... А |
10) А меньше Б в
2 раза
Б больше В в 8 раз А ... В |
16) А меньше Б в
3 раза
Б больше В в 3 раза А ... В |
5) А меньше
Б в 3 раза
Б больше В в 6 раз А ... В |
11) А меньше Б в
3 раза
Б больше В в 4 раза В ... А |
17) А больше Б в
4 раза
Б меньше В в 7 раз В ... А |
6) А больше
Б в 9 раз
Б меньше В в 12 раз В ... А |
12) А больше Б в
2 раза
Б меньше В в 5 раз А ... В |
18) А больше Б в
3 раза
Б меньше В в 5 раз А ... В |
Оценка результатов. Оценка производится по количеству правильных ответов в соответствии со шкалой балльных оценок. Норма взрослого человека – 10 и более правильных решений за 5 минут.
Если испытуемый затрудняется решать подобные задачи, это указывает на то, что у него плохо развито логическое мышление на количественные отношения, т.е. он не способен из двух логических предпосылок заключить, в каких численных взаимоотношениях находятся между собой рассматриваемые объекты (в данном случае буквы).
Шкала бальных оценок
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество правильных ответов | 18 | 17 | 16 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 5 |
Ключ
1. | В<А | 7. | А>В | 13. | В<А |
2. | А<В | 8. | В<А | 14. | А<В |
3. | В>А | 9. | В>А | 15. | В<А |
4. | В<А | 10. | А>В | 16. | А=В |
5. | А>В | 11. | В<А | 17. | В>А |
6. | В>А | 12. | А<В | 18. | А<В |
Методика
определения
Назначение и содержание. Данная методика предназначена для самостоятельной оценки любым желающим своего «уровня стресса» и «стрессоустойчивости», а так же может эффективно применяться при диагностике психосоматических больных.
Доктора Холм и Раэ (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека на основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Методические указания. Обратите внимание обследуемых, что и хорошие, и плохие события в равной степени являются стрессогенными факторами.
Инструкция. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые происходили в вашей жизни за последние два года, среднее арифметическое (посчитайте- среднее количество баллов в 1 год).
Стимульный
материал.
№ п/п | Жизненные события | Баллы |
1. | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2. | Развод. | 73 |
3. | Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. | 65 |
4. | Тюремное заключение. | 63 |
5. | Смерть близкого члена семьи. | 63 |
6. | Травма или болезнь. | 53 |
7. | Женитьба, свадьба. | 50 |
8. | Увольнение с работы. | 47 |
9. | Примирение супругов. | 45 |
10. | Уход на пенсию. | 45 |
11. | Изменение в состоянии здоровья членов семьи. | 44 |
12. | Беременность партнерши. | 40 |
13. | Сексуальные проблемы. | 39 |
14. | Появление нового члена семьи, рождение ребенка. | 39 |
15. | Реорганизация на работе. | 39 |
16. | Изменение финансового положения. | 38 |
17. | Смерть близкого друга. | 37 |
18. | Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. | 36 |
19. | Усиление конфликтности отношений с супругом. | 35 |
20. | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. | Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. | 30 |
22. | Изменение должности,
повышение служебной |
29 |
23. | Сын или дочь покидают дом | 29 |
24. | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25. | Выдающееся личное достижение, успех. | 28 |
26. | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27. | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28. | Изменение условий жизни | 25 |
29. | Отказ от индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. | 24 |
30. | Проблемы с начальством, конфликты. | 23 |
31. | Изменение условий или часов работы. | 20 |
32. | Перемена места жительства | 20 |
33. | Смена места обучения | 20 |
34. | Изменения привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
35. | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36. | Изменение социальной активности | 18 |
37. | Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) | 17 |
38. | Нарушение режима сна | 16 |
39. | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. | 15 |
40. | Изменение привычек, связанных с питанием. | 15 |
41. | Отпуск | 13 |
42. | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
43. | Незначительное нарушение правопорядка (штраф). | 11 |
Обработка и интерпретация результатов. Итоговая сумма имеет большое значение: она выражает в цифрах степень стрессовой нагрузки человека. Большое количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости человека стрессу.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 | Высокая |
200-299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
Если, к примеру, сумма баллов-свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. есть угроза психосоматического заболевания, поскольку это близко к фазе нервного истощения. Необходимо предпринять меры по нормализации своего состояния или обратиться к психотерапевту.
Подсчет
суммы баллов даст возможность воссоздать
картину стресса. И тогда можно
понять, что не отдельные, вроде бы незначительные
события в жизни, явились причиной возникновения
стрессовой ситуации, а их комплексное
воздействие.
Список используемой литературы