Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:11, реферат
Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передач. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.
Введение……………………………………………………………….3-4
1.Общее понятие о мышлении……………………………………....5-6
2. Эволюционные основания формирования мышления………..7-12
3. Мыслительные процессы…………………………………….......13-14
4. Суждение и умозаключение………………………………………...15
5. Виды мышления………………………………………………….16-17
6. Индивидуальные различия в мышлении………………………18-19
Заключение…………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Общее
понятие о мышлении……………………………
2. Эволюционные основания формирования мышления………..7-12
3. Мыслительные
процессы…………………………………….......
4. Суждение
и умозаключение………………………………………..
5. Виды
мышления………………………………………………….
6. Индивидуальные различия в мышлении………………………18-19
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………….21
Введение
Предметы
и явления действительности обладают
такими свойствами и отношениями, которые
можно познать непосредственно, при помощи
ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы,
размещение и перемещение тел в видимом
пространстве), и такими свойствами и отношениями,
которые можно познать лишь опосредованно
и благодаря обобщению, т.е. посредством
мышления. Мышление - это высший познавательный
процесс. - это движение идей, раскрывающее
суть вещей. Его итогом является не образ,
а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное
отражение класса предметов в их наиболее
общих и существенных особенностях) - это
особого рода теоретическая и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
ориентировочно - исследовательского,
преобразовательного и познавательного
характера. Мышление - высшая ступень человеческого
познания. Позволяет получать знание о
таких объектах, свойствах и отношениях
реального мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты на чувственной
ступени познания. Формы и законы мышления
изучаются логикой, механизмы его протекания
психологией и нейрофизиологией. Кибернетика
анализирует мышление в связи с задачами
моделирования некоторых мыслительных
функций. Мышление выступает главным образом
как решение задач, вопросов, проблем,
которые постоянно выдвигаются перед
людьми жизнью. Решение задач всегда должно
дать человеку что-то новое, новые знания.
Поиски решений иногда бывают очень трудными,
поэтому мыслительная деятельность, как
правило, - деятельность активная, требующая
сосредоточённого внимания, терпения.
Реальный процесс мысли - это всегда процесс
не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления
является язык. Мысль становится мыслью
и для себя и для других только через слово
- устное и письменное. Благодаря языку
мысли людей не теряются, а передаются
в виде системы знаний из поколения в поколение.
Однако существуют и дополнительные средства
передачи результатов мышления: световые
и звуковые сигналы, электрические импульсы,
жесты и пр. Современная наука и техника
широко используют условные знаки в качестве
универсального и экономного средства
передач. Облекаясь в словесную форму,
мысль вместе с тем формируется и реализуется
в процессе речи. Движение мысли, уточнение
её, связь мыслей друг с другом и прочее
происходят лишь посредством речевой
деятельности.
Мышление
- это опосредованное и обобщённое
отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними. Первая
особенность мышления - его опосредованный
характер. То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно : одни свойства через другие,
неизвестное - через известное. Мышление
всегда опирается на данные чувственного
опыта - ощущения, восприятия, представления
- и на ранее приобретённые теоретические
знания .Косвенное познание и есть познание
опосредованное.Вторая особенность мышления
- его обобщённость. Обобщение как познание
общего и существенного в объектах действительности
возможно потому, что все свойства этих
объектов связаны друг с другом. Общее
существует и проявляется лишь в отдельном,
в конкретном. Обобщения люди выражают
посредством речи, языка. Словесное обозначение
относится не только к отдельному объекту,
но также и к целой группе сходных объектов.
Обобщённость также присуща и образам
(представлениям и даже восприятиям). Но
там она всегда ограничена наглядностью.
Слово же позволяет обобщать безгранично.
Философские понятия материи, движения,
закона, сущности, явления, качества, количества
и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные
словом. Чувственной основой мышления
являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные
каналы связи организма с окружающим миром
- поступает в мозг информация. Содержание
информации перерабатывается мозгом.
Наиболее сложной (логической) формой
переработки информации является деятельность
мышления. Решая мыслительные задачи,
которые перед человеком ставит жизнь,
он размышляет, делает выводы и тем самым
познаёт сущность вещей и явлений, открывает
законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир. Мышление не только теснейшим
образом связано с ощущениями и восприятиями,
но оно формируется на основе их. Переход
от ощущения к мысли - сложный процесс,
который состоит прежде всего в выделении
и обособлении предмета или признака его,
в отвлечении от конкретного, единичного
и установлении существенного, общего
для многих предметов. Мышление выступает
главным образом как решение задач, вопросов,
проблем, которые постоянно выдвигаются
перед людьми жизнью. Решение задач всегда
должно дать человеку что-то новое, новые
знания. Поиски решений иногда бывают
очень трудными, поэтому мыслительная
деятельность, как правило, - деятельность
активная, требующая сосредоточённого
внимания, терпения. Реальный процесс
мысли - это всегда процесс не только познавательный,
но и эмоционально-волевой.
Структура
эволюционного процесса чрезвычайно
сложна, она включает множество параллельно
развивающихся эволюционных стволов
и их многократное разветвление. Арогенез,
или ароморфная эволюция, представляют
собой ведущее направление
Характерной
особенностью психической ориентации
человека в мире, основанной на мыслительной
деятельности, является способность
к опережающему отражению (П.К.Анохин).
Принцип предвосхищения событий
стал основополагающим в создании и
закреплении специализированных структур
организма, которые более адекватно,
целесообразно приспосабливали
его к среде на основе сингальности
и временных связей. Не менее важную
особенность высшей нервной деятельности
человека представляет явление обратной
афферентации. Первобытный человек,
употребив впервые примитивные
орудия, свое отношение к ним строил
на основе оценки полезного эффекта
от их применения. Не оценив полученного
эффекта (обратная афферентация), человек
не знал бы как их изменять. Только у
человека, с его мышлением, адекватное
отражение опосредуется общественно-политическим
опытом и коммуникативной практикой
- и получает свое выражение в
форме планомерности действий, целеполагания,
оценки, научного предвидения. Человеческое
мышление раскрывает новые способности
мозга “опережать действительность”
более адекватным образом, чем это
достигается при помощи других психических
механизмов.Надо полагать, что эпиморфный
характер носят и процессы саморегулирования
в отделах головного мозга. Регулирование
и отражение являются наиболее близкими
по своей природе свойствами мозговой
деятельности человека. Существует иерархическая
(вертикальная) схема регулирования,
обеспечивающая конралатареальные
механизмы индивидуального
Современные
исследования нейрофизиологических механизмов
познавательной деятельности человека
указывают на реальность различия физиологического
обеспечения конкретно-
3. Мыслительные процессы
Мыслительная
деятельность человека представляет собой
решение разнообразных
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение
- это установление сходства и различия
предметов и явлений. Сравнение основано
на анализе. Прежде чем сравнивать объекты,
необходимо выделить один или несколько
признаков их, по которым будет произведено
сравнение. Сравнение может быть односторонним,
или неполным, и многосторонним, или более
полным. Сравнение, как анализ и синтез,
может быть разных уровней - поверхностное
и более глубокое. В этом случае мысль
человека идёт от внешних признаков сходства
и различия к внутренним, от видимого к
скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация
- процесс, обратный абстрагированию
и неразрывно связанный с ним.
Конкретизация есть возвращение
мысли от общего и абстрактного к
конкретному с целью раскрытия
содержания.Мыслительная деятельность
всегда направлена на получение какого-либо
результата. Человек анализирует
предметы, сравнивает их, абстрагирует
отдельные свойства с тем, чтобы
выявить общее в них, чтобы
раскрыть закономерности, управляющие
их развитием, чтобы овладеть ими.Обобщение,
таким образом, есть выделение в
предметах и явлениях общего, которое
выражается в виде понятия, закона,
правила, формулы и т.п.