Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:20, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Определение мышления…………………………………………………… 4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности………………10
3. Типология и качества мышления…………………………………………. 11
4. Мышление как процесс решения задач…………………………………... 18
5. Интеллект…………………………………………………………………... 22
Заключение…………………………………………………............................. 24
Тесты………………………………………………………............................... 25
Список использованной литературы……………………
Трактовка
мышления как процесса означает, прежде
всего, что сама детерминация мыслительной
деятельности осуществляется тоже как
процесс. Иначе говоря, по ходу решения
задачи человек выявляет все новые и новые,
до того неизвестные ему условия и требования
задачи, которые причинно обусловливают
дальнейшее протекание мышления. Следовательно,
детерминация мышления не дана изначально
как нечто абсолютно готовое и уже законченное,
она именно образуется, постепенно формируется
и развивается ходе решения задачи, т.е.
выступает в виде процесса.
В развернутом мыслительном процессе,
поскольку он всегда направляется на разрешение
какой-нибудь задачи, можно различать
несколько основных этапов или фаз:
первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;
на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;
пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
С позиции
теории функциональных систем Петра
Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы
мыслительного процесса могут быть
сопоставлены с этапами структуры
поведенческого акта. Направленность
процесса мышления определяется доминирующей
мотивацией субъекта. Афферентный синтез
выбирает зону поиска решения проблемы.
Поступающая информация анализируется
и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми
из памяти, содержание которых существенно
определяется доминирующей мотивацией.
Этапу принятия решения соответствует
выбор наиболее вероятной гипотезы для
ее последующей проверки и доказательств.
В акцепторе результатов действия в соответствии
с принятой гипотезой формируются некоторые
представления о том, что прежде всего
следует подтвердить, доказать или опровергнуть.
Эфферентный синтез содержит замыслы
доказательств и проверок. Выполнение
конкретного доказательства, которое
подтверждает справедливость выдвинутого
предположения, эквивалентно этапу осуществления
реального действия. В случае неудачи
активируется ориентировочно-
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа.
Ориентировочные
действия начинаются с анализа условий,
на основе которого возникает главный
элемент мыслительного процесса - гипотеза.
Она возникает на основе полученной информации,
анализа условий и способствует дальнейшему
поиску, направляет движение мысли, в итоге
переходит в план решения.
Исполнительные
действия сводятся в основном к выбору
приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке
решения с исходными условиями задачи.
Если в результате сличения результат
согласуется с исходными условиями, процесс
прекращается. Если нет - процесс решения
продолжается снова и протекает до тех
пор, пока решение не будет окончательно
согласовано с условиями задачи.
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ,
сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация и категоризация.
Анализ
- это мыслительная операция расчленения
сложного объекта на составляющие его
части. Анализ - это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов, свойств,
связей, отношений и т.д.; это расчленение
познаваемого объекта на различные компоненты.
Например, школьник на занятиях кружка
юных техников, пытаясь понять способ
действия какого-либо механизма или машины,
прежде всего, выделяет различные элементы,
детали этого механизма и разбирает его
на отдельные части. Так - в простейшем
случае он анализирует, расчленяет познаваемый
объект.
Синтез - это мыслительная операция,
позволяющая в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. В отличие от анализа синтез
предполагает объединение элементов в
единое целое. Анализ и синтез обычно выступают
в единстве. Они неразрывны, не могут существовать
друг без друга: анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ
и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом
и синтезом отчетливо выступает в таком
познавательном процессе, как сравнение.
Сравнение - это операция, заключающаяся
в сопоставлении предметов и явлений,
их свойств и отношений друг с другом и
в выявлении, таким образом, общности или
различия между ними. Сравнение характеризуется
как более элементарный процесс, с которого,
как правило, начинается познание. В конечном
итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих
предметов или явлений по какому-то общему
признаку. В ходе обобщения в сравниваемых
предметах - в результате их анализа - выделяется
нечто общее. Эти общие для различных объектов
свойства бывают двух видов: общие как
сходные признаки и общие как существенные
признаки.
Путем
нахождения сходных, одинаковых или
общих свойств и признаков, вещей
субъект обнаруживает тождество и различие
между вещами. Эти сходные, похожие признаки
затем абстрагируются (выделяются, отделяются)
из совокупности других свойств и обозначаются
словом, затем они становятся содержанием
соответствующих представлений человека
об определенной совокупности предметов
или явлений.
Абстрагирование - мыслительная
операция, основанная на отвлечении от
несущественных признаков предметов,
явлений и выделении в них основного, главного.
Абстракция - отвлеченное понятие,
образуемое в результате мысленного отвлечения
от несущественных сторон, свойств предметов
и отношений между ними с целью выявления
существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств
разных уровней позволяет человеку установить
родовидовые отношения в некотором многообразии
предметов и явлений, систематизировать
их и тем самым построить определенную
классификацию.
Классификация - систематизация
соподчиненных понятий какой-либо области
знания или деятельности человека, используемая
для установления связей между этими понятиями
или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации.
Категоризация - операция отнесения
единичного объекта, события, переживания
к некоторому классу, в качестве которого
могут выступать вербальные и невербальные
значения, символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций
мышления и есть суть основных внутренних,
специфических закономерностей мышления.
На их основе только и могут получить объяснение
все внешние проявления мыслительной
деятельности.
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как:
"умственное развитие" и;
"интеллект".
Под
умственным развитием понимается
совокупность, как знаний, умений, так
и умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально-психологического
норматива (СПН). То есть уровень умственного
развития должен отражать наиболее типичные,
общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности,
касающиеся как объема и качества знаний
и умений, так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления.
Интеллект - относительно устойчивая
структура способностей, в основе которых
лежат процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную
оценку ее. Интеллектуальные
качества - качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
Практически диагностика умственного
развития возникла как тестирование интеллекта
и в этом русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже довольно
привычным употреблять показатель по
тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент
интеллектуальности (IQ) - количественный
показатель, указывающий на общий уровень
развития мышления индивида по сравнению
с выборкой, на которой проходила стандартизация
интеллектуального теста.
Заключение
Мышление
является высшим познавательным процессом.
Оно представляет собой форму
творческого отражения
Тесты
Психологическое тестирование все шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия па пути к личной цели.
Методика Мюнстенберга
Назначение и содержание. Тест направлен на избирательность внимания, его концентрации и объема. Рекомендуется для использования при профотборы по специальности, требующие хорошей развитости перечисленных свойств внимания, а также высокой помехоустойчивости. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Испытуемому необходимо быстро просматривать буквенный текст, находить и подчеркивать спрятанные в нем слова. Время выполнения фиксируется.
Оснащение: бланк, карандаш, секундомер, демонстрационный плакат.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время работы 2 мин.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп.
Стимульный материал
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
фактьукэкзаментрочягщшгцкпроку
урстабеютеорияентоджебьямхокке
фцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщ
шогхеюжпждргщхэнздвосприятиейц
зхъвафыпролдблюбовьавфырпрослд
ячсимбтьбюнбюерадостьвуфциеждл
шлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
фывюефбьконкурсйфнячыувскапрлл
зжэьеюдшщглоджинэпрплаваниеедт
дщжнпркывкомедияшлдкуйфотчание
ячвтлджэхьфтасенлабораториягшд
шчтлроснованиезхжьбщдэркентаоп
психиатрияямплмстчьффясмтщзацэ
Оценка
результатов. Оценивается количество
выделенных слов и количество ошибок
считается пропущенное или
Дополнительно подсчитывается показатель успешности выполнения задания по следующей формуле:
A=C-m / C+n,
Где A- показатель успешности выполнения задания,
С – количество подчеркнутых слов,
M – неправильно подчеркнутые слова,
N – пропущенные слова.
Показатель успешности выполнения задания, равный 1,0 считается лучшим. Показатель результата меньше 1,0 говорит о том, что испытуемый не совсем успешно справляется с заданной работой.
Ключ