Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 15:15, контрольная работа
В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий.
Введение 3
1 Определение мышления 4
2 Классификации видов мышления 6
3 История изучения 10
4 Содержание мыслительного процесса 19
5 Индивидуальные особенности мышления 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Содержание
В
настоящее время исследования мышления
является одной из первостепенных задач
поставленной психологами. Это обусловлено
изначальным постулированием
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер.
Исследованиями
мышления в настоящее время заняты
представители разных наук: психологии,
биологии, медицины, генетики, кибернетики,
логики и ряда других. В каждой из
этих наук существуют свои вопросы, в силу
которых они обращаются к проблемам мышления,
своя система понятий и, соответственно,
свои теории мышления. Но все эти науки,
вместе взятые, расширяют наши знания
о мышлении человека, взаимно дополняют
друг друга, позволяют глубже заглянуть
в это, одно из самых важных и загадочных
явлений человеческой психологии.
Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»1.
Слово «мышление» происходит от слов «мыслить», «мысль»; -шл- происходит из праславянского -sli̯-. С английского языка слово «thinking», «thought» (мышление) можно перевести на русский и как «думать». Если говорить простым языком, слово «мыслить» используется для обозначения различных многочисленных видов деятельности, связанных с психологией. Часто это слово означает акт осознания чего-либо, в особенности если это что-то находится за пределами непосредственного восприятия. Множество других умственных действий – некоторые из которых сливаются друг с другом – могут быть обозначены этим словом. К примеру, оценивать, воображать, планировать и помнить.
Применение понятия мыслительных процессов к другим объектам и явлениям помимо человека может быть рассмотрено как антропоморфизм, хотя эта позиция оспаривается некоторыми учеными.
Понятие мышления используется и изучается различными науками, поскольку оно охватывает практически все виды действий и взаимодействий человека. Среди таких наук выделяют биологию, философию, социологию и психологию.
В
самом общем виде в психологии
мышление — процесс моделирования систематических
отношений окружающего мира на основе
безусловных положений.2 Однако
в психологии существует множество других
определений. Например, мышление можно
определить как высший этап обработки информации
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее).
Установление
всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств
однородной группы явлений, понимание
сущности конкретного явления как
разновидности определенного
1. Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.
2. Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.
3. Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.
4. Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.
5. Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.
6. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.
7. Процесс, связан с практической деятельностью человека.
Безусловно,
все вышеперечисленные признаки
связаны между собой. Наиболее четко
же их можно отследить при
Существует
множество классификаций
Классификация по психическим процессам
1. Наглядно-действенное. Данная форма мышления связана с манипулированием предметной сферой. Основной задачей вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.
2. Наглядно-образное. Отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются)3.
3. Абстрактно-логическое. Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных4.
Классификация по результатам мышления
1. Творческое. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
2. Репродуктивное. Специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.
Классификация по уровню психических процессов
1. Аналитическое (дискурсивное). Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.
2. Интуитивное. Основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Богданов И.В. приводит следующие основания для классификации мышления по видам5:
1. Генезис развития. Выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое мышление.
Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.
2. Характер решаемых задач – теоретическое и практическое.
Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Разница
между теоретическим и
3.
Степень развернутости –
4.
Степень новизны и