Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий.

Содержание

Введение 3
1 Определение мышления 4
2 Классификации видов мышления 6
3 История изучения 10
4 Содержание мыслительного процесса 19
5 Индивидуальные особенности мышления 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение

 

     В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач  поставленной психологами. Это обусловлено  изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий.

     Задача  мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

     Отличие мышления от остальных психических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых  находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер.

     Исследованиями  мышления в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии. 

     1 Определение мышления

 

     Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»1.

     Слово «мышление» происходит от слов «мыслить», «мысль»; -шл- происходит из праславянского -sli̯-. С английского языка слово «thinking», «thought» (мышление) можно перевести на русский и как «думать». Если говорить простым языком, слово «мыслить» используется для обозначения различных многочисленных видов деятельности, связанных с психологией. Часто это слово означает акт осознания чего-либо, в особенности если это что-то находится за пределами непосредственного восприятия. Множество других умственных действий – некоторые из которых сливаются друг с другом – могут быть обозначены этим словом. К примеру, оценивать, воображать, планировать и помнить.

     Применение  понятия мыслительных процессов  к другим объектам и явлениям помимо человека может быть рассмотрено как антропоморфизм, хотя эта позиция оспаривается некоторыми учеными. 

     Понятие мышления используется и изучается  различными науками, поскольку оно  охватывает практически все виды действий и взаимодействий человека. Среди таких наук выделяют биологию, философию, социологию и психологию.

     В самом общем виде в психологии мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.2 Однако в психологии существует множество других определений. Например, мышление можно определить как высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются и сегодня.

     Мышление  — высшая ступень человеческого  познания, процесс отражения в  мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее).

     Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого  мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:

     1. Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.

     2. Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.

     3. Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.

     4. Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.

     5. Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.

     6. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

     7.  Процесс, связан с практической деятельностью человека.

     Безусловно, все вышеперечисленные признаки связаны между собой. Наиболее четко  же их можно отследить при классификации  видов мышления. 

     2 Классификации видов  мышления

 

     Существует  множество классификаций мышления. Серди них можно выделить следующие.

     Классификация по психическим процессам

     1. Наглядно-действенное. Данная форма мышления связана с манипулированием предметной сферой. Основной задачей вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

     2. Наглядно-образное. Отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются)3.

     3. Абстрактно-логическое. Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных4.

     Классификация по результатам мышления

     1. Творческое. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

     2. Репродуктивное. Специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.

     Классификация по уровню психических  процессов

     1. Аналитическое (дискурсивное). Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

     2. Интуитивное. Основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

     Богданов  И.В. приводит следующие основания  для классификации мышления по видам5:

     1. Генезис развития. Выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое мышление.

     Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

     2. Характер решаемых задач – теоретическое и практическое.

     Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

     Практическое  – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы  последовательности действий. Материалом, который использует человек при  практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

     Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному  связаны с практикой... Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»6.

     3. Степень развернутости – дискурсивное, интуитивное.

     4. Степень новизны и оригинальности  – репродуктивное, творческое.

Информация о работе Мышление