Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:20, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Определение мышления…………………………………………………… 4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности………………10
3. Типология и качества мышления…………………………………………. 11
4. Мышление как процесс решения задач…………………………………... 18
5. Интеллект…………………………………………………………………... 22
Заключение…………………………………………………............................. 24
Тесты………………………………………………………............................... 25
Список использованной литературы……………………
- мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
- лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
- мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
- носит опосредствованный характер;
- всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
- исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
- в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
- связано
с практической деятельностью человека.
В психологической
науке различают такие
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости
от типа абстракции и обобщений, лежащих
в основе понятия бывают эмпирическими
или теоретическими. Эмпирическое
понятия фиксирует одинаковые предметы
в каждом отдельном классе предметов на
основе сравнения. Специфическим содержанием
теоретического понятия выступает
объективная связь всеобщего и единичного
(целостного и отличного). Понятия формируются
в общественно-историческом опыте. Человек
усваивает систему понятий в процессе
жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях,
которые всегда выражаются в словесной
форме - устной или письменной, вслух или
про себя. Суждение - основная форма
мышления, в процессе которой утверждаются
или отрицаются связи между предметами
и явлениями действительности. Суждение
- это отражение связей между предметами
и явлениями действительности или между
их свойствами и признаками. Например,
суждение: "Металлы при нагревании расширяются"
- выражает связь между изменениями температуры
и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными
способами:
В
первом случае мы видим, например, стол
коричневого цвета и высказываем простейшее
суждение: "Этот стол коричневый".
Во втором случае с помощью рассуждения
из одних суждений выводят, получают другие
(или другое) суждения. Например, Дмитрий
Иванович Менделеев на основании открытого
им периодического закона чисто теоретически,
лишь с помощью умозаключений вывел и
предсказал некоторые свойства еще неизвестных
в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
Истинные
суждения - это объективно верные
суждения. Ложные
суждения - это суждения не соответствующие
объективной реальности. Суждения бывают
общими, частными и единичными. В общих
суждениях что-либо утверждается
(или отрицается) относительно всех предметов
данной группы, данного класса, например:
"Все рыбы дышат жабрами". В частных
суждениях утверждение или отрицание
относится уже не ко всем, а лишь к некоторым
предметам, например: "Некоторые студенты
- отличники". В единичных
суждениях - только к одному, например:
"Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение - это выведение
из одного или нескольких суждений нового
суждения. Исходные суждения, из которых
выводится, извлекается другое суждение,
называют посылками умозаключения. Простейшей
и типичной формой вывода на основе частной
и общей посылок является силлогизм. Примером
силлогизма может служить следующее рассуждение:
"Все металлы - электропроводны. Олово
- металл. Следовательно, олово - электропроводно".
Различают умозаключение:
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1) По генезису развития различают мышление:
Наглядно-действенное
мышление - вид мышления, опирающийся
на непосредственное восприятие предметов
в процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности
и являющийся основой для формирования
более сложных видов мышления.
Наглядно-образное
мышление - вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы. При
наглядно-образном мышлении ситуация
преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое
мышление - вид мышления, осуществляемый
при помощи логических операций с понятиями.
При словесно-логическом мышлении оперируя
логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности
и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой
реальности.
Абстрактно-логическое
(отвлеченное) мышление - вид мышления,
основанный на выделении существенных
свойств и связей предмета и отвлечении
от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое и абстрактно-логическое
мышление являются последовательными
этапами развития мышления в филогенезе
и в онтогенезе.
2) По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое
мышление - мышление на основе теоретических
рассуждений и умозаключений. Практическое
мышление - мышление на основе суждений
и умозаключений, основанных на решении
практических задач.
Теоретическое мышление - это познание
законов и правил. Основная задача практического
мышления - разработка средств практического
преобразования действительности: постановка
цели, создание плана, проекта, схемы.
3) По степени развернутости различают
мышление:
Дискурсивное
(аналитическое) мышление - мышление,
опосредованное логикой рассуждений,
а не восприятия. Аналитическое мышление
развернуто во времени, имеет четко выраженные
этапы, представлено в сознании самого
мыслящего человека. Интуитивное
мышление - мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и явлений
объективного мира. Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания,
отсутствием четко выраженных этапов,
является минимально осознанным.
4) По степени новизны и оригинальности
различают мышление:
Репродуктивное
мышление - мышление на основе образов
и представлений, почерпнутых из каких-то
определенных источников. Продуктивное
мышление - мышление на основе творческого
воображения.
5) По средствам мышления различают
мышление:
Наглядное
мышление - мышление на основе образов
и представлений предметов. Вербальное
мышление - мышление, оперирующее отвлеченными
знаковыми структурами.
Установлено, что
для полноценной мыслительной работы
одним людям необходимо видеть или представлять
предметы, другие предпочитают оперировать
отвлеченными знаковыми структурами.
6) По функциям различают мышление:
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д.
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.