Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Понятие мышления…………………………………………………………..4

Виды мышления……………………………………………………………..10

Интеллект……………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Мышление Microsoft Word.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

«ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ»  
 
 
 
 
 

Психология  и педагогика

контрольная работа

по  теме 6 (мет. 2004 г.) 

Мышление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: 

     студент 31 группы  экономического факультета

   заочного  отделения (6 лет)

   Петров  А.В. 
 
 
 

Тверь, Сахарово - 2010

   План 
 
 

   Введение………………………………………………………………………3

   Понятие мышления…………………………………………………………..4

   Виды  мышления……………………………………………………………..10

   Интеллект……………………………………………………………………12

   Заключение…………………………………………………………………..15

   Список  литературы………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 
 
 

   С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей.

   Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

   В различных  направлениях  науки  ученые неоднократно предпринимали  попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

   Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для  обозначения соответствующей научной  дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

   Я рассмотрел тему «мышление» в трех частях.

   В первой части рассказывается о самом понятии мышления. Рассматривается мыслительный процесс, различные операции, с помощью которых мышление идет к разрешению задачи. А также речь пойдет о формах, уровнях, качествах, стилях и различных аспектах мышления.

   Во  второй части я перечислил и рассказал об основных видах мышления.

   А в третьей части я раскрыл  понятие интеллект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

   Понятие мышления 
 

   Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

   Задача  мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

   Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда  и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

   А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

   С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к  обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

   Мышление  — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.

   По  С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

   Всякий  мыслительный процесс совершается  в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

   Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

   Первый  признак мыслящего человека —  умение увидеть проблему там, где  она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

   От  осознания проблемы мысль переходит  к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

   В большинстве случаев для решения  задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

   Применение правила включает две мыслительные операции:

   1) определить, какое именно правило привлечь для решения;

   2) применение общего правила к частным условиям задачи.

   Автоматизированные  схемы действия можно считать  навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

   При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по этому вопросу.

   Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения).

   К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

   Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

   Анализ  — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

   Синтез  — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

   Анализ  и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к  механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

   Абстракция  — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

   Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

   Познание  совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятие, суждение, умозаключение.

   Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

   Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит еще Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков друг на друга он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений, однако это неверно. Во-первых, понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т. к. связано с восприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь. «Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно!» Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление.

   С другой стороны, реальное мышление в  понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

   Суждение — является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение — это форма мышления, то отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение — это работа мысли над суждением.

   Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Информация о работе Мышление