Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:32, доклад

Описание работы

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)

Работа содержит 1 файл

мышление.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.[1] Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)

В различных  концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:

  • Наглядно-действенное мышление
  • Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
  • Наглядно-образное мышление

Нагля́дно-о́бразное  мышле́ние - совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Ошибка: Наглядно образное мышление и воображение - разные процессы. Наглядно образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение - это воссоздание нужного образа из образной памяти.

  • За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга (Межполушарная асимметрия).

Ошибка: За образное мышление отвечает не то или  другое полушарие, а  первая сигнальная система, которая располагается  в обоих полушариях и работает по сигналу "образ". Учение Павлова о  сигнальных системах.* Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.

  • Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже с приобретением навыков общения человек постепенно переходит на абстрактную(словесную).

Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится  в процессе роста  и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17 - 18 годам  у девушек и  к 19 - 20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому  сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально  организованного  человеческого мозга. Без этого человек  ущербен. Активно  развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно  связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала "пройти" её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.

  • Скорость нагля́дно-о́бразной памяти = 60 +- 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 +- 2 бит/сек)[источник не указан 187 дней]

Именно  поэтому органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет  быстро и качественно  усваивать любой  материал. Это путь к мыслящему, творческому  мозгу. Около 30% учащихся с 4го по 6й класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25% - преимущественно последовательно-логическим, 45% используют оба полушария.

  • Понятийное мышление
  • Интуитивное мышление
  • Теоретическое мышление
  • Групповое мышление
  • Визуальное мышление
  • Визуальное мышление (от лат. visualis — зрительный) — Тип мышления.
  • Творческие решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.
  • Количественное мышление
  • Абстрактное мышление

Абстра́кция или абстра́кт(от лат. abstractio — «отвлечение») — 1) Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование. 2) Теоретическое обобщение как результат абстрагирования - вытекает из процесса осмысления, одного из его моментов абстрагирования целого, дифференциации отдельных его сторон, присущих свойств, в самостоятельные объекты, в отношении определенных предметов познания. Абстракция есть процесс мысленной изоляции, хирургического вмешательства в целое, отделение частного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, свойств и отношений. Абстракция разрывает, расчленяет, омертвляет, огрубляет или сводит к примитиву при этом, формируя целостную, схематизированную (двухмерную) реальность, в отдельно взятой «А.», субъект которой отличается от реального целого. Абстракция как результат процесса абстрагирования – понятий (истина, гипотеза, теория), категорий (качество, количество), является проникновением человеческой мысли вглубь предмета, – от явления до сути. Являясь способом перехода обработанных наблюдений, от общих представлений в понятия, она таким способом обеспечивает изучение отдельных сторон целого, в чистом виде, таким образом, проникая в их суть. Односторонность абстракции, снимается развитием познания в целом, где она представляет собой момент познания, который исчезает в процессе отображения конкретной реальности, в общей взаимосвязи и развитии целого. Материалистическая диалектика рассматривает абстракцию в неразрывной взаимосвязи с анализом и синтезом, обобщением и т. п. категории абстрактного, являются отображением конкретного в мышлении. Метафизическая абсолютизация абстракций, с объективным превращением ее в реальную сущность, является одним из гносеологических корней идеализма. Правомерность тех или иных абстракций, их истинность в конечном результате, проверяется на практике. Логика рассматривает конкретные виды и способы абстракций: изолирующая, обобщающая, ассоциативная абстракция, абстракция бесконечности и т. д. 3) Что-л., утратившее определенность, конкретность, реальность. 4) разг. Произведение абстрактного искусства.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»;
  • Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.

Абстракция зарождается  в плане действия. Абстракция в  действии возникает в практике, поскольку  действие неизбежно отвлекается  от целого ряда свойств предметов, выделяя  в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.

  • Конкретное мышление
  • Речевое мышление
  • Эмоциональное мышление
  • Логическое мышление
  • Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
  • Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.
  • Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Приложения  логики в психологии

  • Когнитивная наука
  • Когнитивная психология
  • Логика открытий

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

  • Творческое мышление

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это  описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе[3] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

Информация о работе Мышление