Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

Источники целостности и структурности  восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной  стороны, и в предметной, активной деятельности человека - с другой.

Закон константности  восприятия утверждает, что образ  вещи стремится к постоянству, неизменности. Даже при изменении условий восприятия. Иными словами, восприятие проявляет  свойство константности. Воспринимаемые объекты непрерывно изменяют свой облик, благодаря изменению освещенности, удаленности, цвета и т.д. Но мы воспринимаем объекты, особенно знакомые, как неизменные. Белый дом будет для нас  белым и утром и вечером. Перцептивная система способна и настроена компенсировать изменения условий восприятия. С.Л. Рубинштейн писал: «Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета…практически непрерывно изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты…наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос».

Действительным  источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Исследование  свойств восприятия неизбежно приводит к выводу о его активности, позволяющей  человеку познавать через построение адекватных образов объективного мира.

 

21 Центральный  вопрос психофизики — основные  закономерности зависимости ощущений  от внешних раздражителей. Ее  основы заложили Э.Г. Вебер  и Г. Фехнер.

Основной  вопрос психофизики — вопрос о  порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько  слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная  интенсивность. Такая минимальная  интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность  рецептора выражается величиной, обратно  пропорциональной порогу:

Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных  видов ощущений пороги различны, также  они различны и для различных  людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в  разных условиях и разное время.

Наряду  с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение  Вебер выразил в законе: отношение  добавочного раздражителя к основному  должно быть величиной постоянной:

DУ/у = к,

где у  обозначает раздражение, DУ — его прирост, к — постоянная величина, которая зависит от рецептора.

Оказалось, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порога" величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях  можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как  сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин  — величины раздражителей и величины ощущений, — и вывел закон, что  ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители — в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

Е = К\дУ + С,

где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.

Эта формула  названа психофизическим законом  Фехнера-Вебера.

Пороги  чувствительности сдвигаются в зависимости  от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.

22 Восприятие  пространства

Восприятие  пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие  заключается в том, что оно  опирается на другие системы совместно  работающих анализаторов и может  протекать на разных уровнях. В течение  длительного времени в философии  обсуждался вопрос о том, является "ли восприятие врожденным (как это считали  представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно  связан с аппаратом глазодвигательных  мышц и каждое изменение в вестибулярном  аппарате вызывает рефлекторные изменения  в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой.

Вторым  существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего  глубины, является аппарат бинокулярного  зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение  падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает  незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатка обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К  ним присоединяется и последнее  условие — влияние хорошо закрепленного  прежнего опыта, которое может существенно  воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях —  приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие  пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к  другу. Это требует специального рассмотрения.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей  в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в  пространстве осуществляется легко. Когда  эта дополнительная зрительная опора  устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах  на станциях метро, где имеются два  ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте  человека. Ориентировка в таком асимметричном  пространстве настолько сложна, что  одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения  нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение “ведущей” правой руки, опираясь на которую, человек  и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных  пространственных обозначений (правое-левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Такие явления проявляются в так называемом “зеркальном письме”, которое выступает у многих детей 3-4 лет.

Восприятие  времени

Несмотря  на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени  следует отличать сложные формы  восприятия времени, которые опираются  на вырабатываемые человеком эталоны  оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся  в практике восприятия музыки. Именно в силу этого точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно  повышаться, причем, как показали наблюдения над музыкантами, парашютистами  и летчиками, она может заметно  обостряться благодаря упражнениям, в ходе которых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время  года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта  форма оценки является более сложной  по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования  времени.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные  с различными группами больных. Полученный патологический материал показал связь  переоценок и недооценок временной  длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким  образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности  оценок времени.

Характерной особенностью времени является его  необратимость. Мы можем вернуться  к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение  предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную  точку, от которой ведется счет. В  этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все  точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени  является настоящее, это “теперь”, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее  будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы  непосредственно данного.

Восприятие  движения

Восприятие  движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в  пространстве, то мы воспринимаем его  движение вследствие того, что он выходит  области наилучшего видения и  этим заставляет нас передвигать  глаза или голову, чтобы вновь  фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению  нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти  не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек  на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в  восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может  быть объяснено только движением  глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться  одновременно в противоположные  стороны. В то же время впечатление  движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие  временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих  определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так: называемый стробоскопический эффект, для возникновения  которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными  промежутками времени. Пауза между  смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда  пауза вдвое меньше, изображения  сливаются; в том случае, когда  пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при  котором имеет место стробоскопический  эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом  эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти  аналогичным приемом изображения  движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в  живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Теории  движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит  восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через  которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает  вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

Теории  второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно  специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит  теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Информация о работе Общая психология