Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

Восприятие  движения является, по Вертгеймеру, специфическим  переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются 2 последовательных восприятия объекта  в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание  движения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление лишь об определенных положениях предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точке зрения Вертгеймера, восприятие движения может быть даже без восприятия предмета, который движется.

С позиций  гештальтпсихологии было проведено  несколько специальных работ  о восприятии движения. Исследователи  поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

 

23 Константность  восприятия - свойство    воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Предметность  восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

 

24 Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память  есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить  как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования  жизненного опыта. 

 

 

25 Закономерности  памяти

Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания.

Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и  является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память  — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего  понимания человека необходимо как  можно больше знать о нашей  памяти.

Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более  или менее точным, предметов или  явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления  воображения — это представление  о предметах, которые в таких  сочетаниях или в таком виде никогда  нами не воспринимались. Представления  воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние  служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения  новые представления.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные  в действительности, связываются  и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с  ним; запомнить что-то — значит связать  то, что требуется запомнить, с  чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической  точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени  или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании  буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает  два явления, имеющие сходные  черты: при упоминании одного из них  вспоминается другое.

Ассоциация  по контрасту связывает два противоположных  явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — ассоциации по смыслу; в них  связываются два явления, которые  и в действительности постоянно  связаны: часть и целое, род и  вид, причина и следствие. Эти  связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования  временной связи требуется повторное  совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется  повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает  с одного раза, если в коре больших  полушарий мозга возник сильный  очаг возбуждения, облегчающий образование  временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется  запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка  сохранения.

Сохранение  — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между  ними заключается в том, что узнавание  имеет место при повторной  встрече с объектом, при повторном  его восприятии. Воспроизведение  же происходит в отсутствие объекта.

 

Известные факты памяти:

1. С детства  ребенку говорят: «Вспоминай, думай  головой». А где находится наша  память? 

 

В древности  высказывалось предположение, что  процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к  выводу, что памятные сведения оседают  в костях черепа. Древнегреческий  философ Сократ полагал, что в  голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая  информация. Сегодня известно, что  за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную – гиппокамп.

 

2. Ученые  считают, что нейроны, число  которых с возрастом уменьшается,  способны ухудшить качество работы  нашего мозга и нервной системы.  Значит ухудшение памяти предопределено? Не совсем так. С учетом многочисленных  связей, которые существуют в  головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы. Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны.

 

3. Еще  в начале прошлого века считалось,  что человек появляется на  свет с мозгом, чистым, как лист  бумаги. Современные исследования  показывают, что память эмбриона формируется уже через двадцать недель после зачатия. 

 

4. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.

 

5. Согласно  последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей. 

 

6. Профессия  оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется  у артистов (благодаря постоянным  тренировкам – заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все  отделы мозга) и пчеловодов (если  они употребляютпродукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами,  способствующими улучшению памяти).

 

7. Феномен «дежавю» – когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», – связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.

 

8. Считается,  что, соблюдая диету, мы «очищаем  организм», улучшаем его возможности.  Ученые выяснили, чтооднообразная,  скудная пища не способствует  быстрой работе памяти.

 

9. Исследования  показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица. 

 

10. Американские  ученые в опытах на мышах  доказали, что чем быстрее животные забывают старую  ненужную информацию( надеюсь, вы понимаете, что есть информация, которую нужно помнить всегда!), тем лучше воспринимают новую. 

 

11. У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра( запоминается лучше то, что помогает развивать человеческое) , а у сов – с 8 до 12 вечера( запоминается то, что предназначено развивать технологический прогресс).

26 Виды  памяти:

1. Непроизвольная  память (информация запоминается  сама собой без специального  заучивания, а в ходе выполнения  деятельности, в ходе работы над  информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная  память (информация запоминается  целенаправленно с помощью специальных  приемов). Эффективность произвольной  памяти зависит:

1. От  целей запоминания (насколько  прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы  сдать экзамен, то вскоре после  экзамена многое забудется, если  цель — выучить надолго, для  будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От  приемов заучивания. Приемы заучивания  бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это  память, основанная на повторении материала  без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов  информации, пересказ своими слова-

ми —  работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых  связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

На процессы памяти пытаются воздействовать также  фармакологическими и физическими  факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), на создание и формирование энграмм — веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас  изучение фармакологических средств, влияющих на намять, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот — пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно  гипотезе о физической структуре  памяти, в основе феномена памяти лежит  пространственно-временной паттерн  биоэлектрической активности нервных  популяций — дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью  более адекватно воздействие  на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния  на мозг различными физическими факторами  — электрическими и акустическими.   

 Аномалии  памяти - нарушение памяти разной природы и степени тяжести.  

 К  аномалиям относят не только  ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение: Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.).Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю». Другой аномалией памяти является амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествующих какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку и), при сохранении памяти о более далеких событиях. Особый тип аномалий памяти являетсягипермнезия — обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

 

27 научение, то-есть относительно стойкое  изменение поведения, возникающее  в pезультате опыта. Оно основывается на механизмах памяти, под котоpой понимают способность оpганизма к пpиобpетению и использованию опыта. Есть пpостые фоpмы научения, котоpые осуществляются непpоизвольно (автоматически) и есть более сложные, связанные с участием мыслительных пpоцессов в обpаботке инфоpмации.

МАЛЫЕ СИСТЕМЫ  НЕЙРОНОВ

Огpомное количество нейpонов в мозгу (1010) и еще большее количество синапсов чpезвычайно затpудняют поиск доказательств тому, что способность чувствовать, думать, обучаться и помнить опpеделяется стpого оpганизованными сетями синаптических взаимодействий между нейpонами головного мозга. В связи с этим чpезвычайно полезными оказались относительно пpостые модели, пpедставляющие собой нейpонную сеть из небольшого количества клеток.  Эpик Кэндел (Candel E.) вместе с коллегами из Гаpваpдской научной школы избpал в качестве объекта исследования моpского моллюска Aplysia californica,  в неpвной системе котоpого всего лишь 18 тысяч нейpонов. В абдоминальном ганглии аплизии удалось установить pоль каждого нейpона и обозначить их (напpимеp,  R1, L1, R15 и т. д., где R и L - пеpвые буквы слов right и left, т. е. спpава и слева, а цифpа означает позицию нейpона). У изученных нейpонов был установлен тип медиатоpа, величина МП и амплитуда ПД, особенности тока ионов чеpез мембpану. Такая малая система нейpонов пpедставляет собой естественную модель сложно оpганизованного мозга.

Информация о работе Общая психология