Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций
Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Факторы восприятия
Внешние
§ Размер
§ Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
§ Контрастность (противоречие с окружением)
§ Движение
§ Повторяемость
§ Новизна и узнаваемость
Внутренние
Установка
восприятия — ожидание увидеть то, что
должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и
Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
Три механизма
селективности восприятия:
Формы и принципы восприятия
§ Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
§ Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
§ Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
§ Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
§ Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
§ Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
§ Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
§ Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
§ Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Результат восприятия
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
Социальное восприятие
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.
К механизмам
социальной перцепции относят: рефлексию,
Эффекты восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
§ Эффекты стереотипизации:
§ Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
§ Эффекты последовательности:
§ Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
§ Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
§ Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
§ Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
§ Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
§ Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
§ Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
§ Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
§ Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
§ Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
§ Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
§ Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
§ Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
§ Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
§ Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
§ Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
Атрибуция
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под каузальной
атрибуцией понимают интерпретацию поведения
партнера по общению путем выдвижения
предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях,
причинах поведения, качествах личности с
последующим их приписыванием партнеру.
Каузальная атрибуция тем больше определяет
социальную перцепцию (восприятие), чем
больше дефицит информации о партнере
по общению. Результаты приписывания могут
стать материалом для формирования социальных стереотипов.
Стереотипизация восприятия приводит
к двум различным следствиям. Во-первых,
к упрощению познания другого человека
(людей). Во-вторых, к формированию предубеждений
по отношению к представителям различных социальных
групп (профессиональных, социо-экономических,
Впечатление
Согласно ЭСБЕ: «В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называетсявпечатлительностью».
Формирование впечатления
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.
Впечатления составляют:
§ Образцы поведения
§ Абстракции
Управление впечатлениями
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
§ Усиление собственной позиции
§ Усиление позиции собеседника
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:
1. Представление собеседника в лучшем свете
2. Согласие с мнением собеседника.
3. Самопрезентация
4. Комбинация 1-3
5. Оказание услуг
13 Классификация ощущений - Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.
В зависимости от Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивные ощущения (от лат. ”—собственный).
В зависимости
от модальности анализатора
14 Феномены
восприятия. Основные свойства
ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ (по Оллпорту):
1). Сенсорное качество. Специфика ощущений зависит от устройства органа чувств. Свойства сенсорных качеств (по Титченеру):
- Интенсивность
- Протяженность во времени
- Протяженность в пространстве
2). Конфигурация. Мы воспринимаем некую целостную структуру как фигуру на фоне. Свойства, отличающие восприятие фигуры и фона:
? Фигура – субстанция, объект; фон – нечто аморфное, субстрат.
? Фигура воспринимается выступающей перед фоном.
? Контур воспринимается как граница фигуры, хотя на самом деле – граница у них общая.
? Фигура воспринимается локализованной в пространстве.
3). Константность – это свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство своих характеристик при изменении условий восприятия. Пр.: какой палец длиннее? (по Леонтьеву)
4). Системы отсчета (субъективные шкалы). Человек способен непосредственно количественно оценивать свои ощущения. Пр.: показывают несколько дисков, различных по яркости; задача – определить какой из них яркий, какой тусклый, какой средний. Хотя эталона для оценки нет, человек может построить субъективное мнение о яркости.
5). Предметность. Аспекты:
· Наши образы реально соотносятся с реально существующими предметами.
· Наши образы реально соотносятся со значениями (значение – это опыт в отношении этого объекта), присущим данным предметам.
6). Установка. Избирательность и пристрастность. Примеры: 1. Потеряли дорогую брошь, теперь ищем (избирательность). 2. Плита на кладбище – призрак! 3. Тест Роршаха. 4. Влияние установки в эксперименте «жена или тёща» и «пират и кролик» (по Липеру). 5. Влияние установочной инструкции на восприятие слов (одна группа воспринимает бессмысленные слова как названия птиц, другая – как транспорт).
Двойственная природа перцептивного образа. Субъектно- и объектноориентированные процессы восприятия.
Перцептивный образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.
1. Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.
2.Фигура
Маха. Развернутая книга может
восприниматься двояким
3. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.
4. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.
5. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.
a) Восприятие видимого мира;
b) Восприятие видимого поля.
6. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.
Дистальный стимул – объект внешнего мира- предметное содержание (рука, которой сжимают).
Проксимальный стимул – непосредственно чувственная ткань образа.
Физическое воздействие на органы чувств
(давление на другую руку, действие руки)
+ структуралистская теория восприятия и теория Гельмгольца.
15 Ощуще?ние, чувственный
опыт — простейший психический
В советско-российской
психологической школе принято
считать ощущение и чувство синонимами,
однако это не всегда верно для других
психологических школ. Другиеэквиваленты термину «
Искусство — процесс и
Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
Характеристика ощущения как образа. Модальность ощущений. В психологии термин «ощущение» относят как к процессу, так и к его результату. Ощущение как образ обладает рядом характерных особенностей, которые отличают его от других чувственных образов (восприятий, представлений). Процесс возникновения ощущений подчиняется определенным закономерностям.
Анализатор
филогенетически приспособлен к
отражению отдельных