Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

Факторы восприятия

Внешние

§ Размер

§ Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

§ Контрастность (противоречие с окружением)

§ Движение

§ Повторяемость

§ Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Три механизма  селективности восприятия: Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Формы и  принципы восприятия

§ Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.

§ Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.

§ Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы  группировки:

§ Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.

§ Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.

§ Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.

§ Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.

§ Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.

§ Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный  образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

Социальное  восприятие

Социальное  восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин  был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные  проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

§ Эффекты стереотипизации:

§ Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

§ Эффекты последовательности:

§ Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

§ Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

§ Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

§ Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

§ Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

§ Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

§ Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

§ Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

§ Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

§ Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

§ Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

§ Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

§ Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

§ Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

§ Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

§ Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Впечатление

Согласно ЭСБЕ: «В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называетсявпечатлительностью».

Формирование  впечатления

Формирование  впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

§ Образцы поведения

§ Абстракции

Управление  впечатлениями

Управление  впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

§ Усиление собственной позиции

§ Усиление позиции собеседника

Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно  данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

1. Представление собеседника в лучшем свете

2. Согласие с мнением собеседника.

3. Самопрезентация

4. Комбинация 1-3

5. Оказание услуг

 

13 Классификация  ощущений - Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. 

 

В зависимости  от Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые  связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные  ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей  группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся  в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивные ощущения (от лат. ”—собственный).

В зависимости  от модальности анализатора различаются  следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются  также контактные и дистантные ощущения.

 

14  Феномены  восприятия. Основные свойства перцептивного  образа.

ФЕНОМЕНЫ  ВОСПРИЯТИЯ (по Оллпорту):

1).     Сенсорное качество. Специфика ощущений зависит от устройства органа чувств. Свойства сенсорных качеств (по Титченеру):

-         Интенсивность

-         Протяженность во времени

-         Протяженность в пространстве

2).     Конфигурация. Мы воспринимаем некую целостную структуру как фигуру на фоне. Свойства, отличающие восприятие фигуры и фона:

?  Фигура – субстанция, объект; фон – нечто аморфное, субстрат.

?  Фигура воспринимается выступающей перед фоном.

?  Контур воспринимается как граница фигуры, хотя на самом деле – граница у них общая.

?  Фигура воспринимается локализованной в пространстве.

3).     Константность – это свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство своих характеристик при изменении условий восприятия. Пр.: какой палец длиннее? (по Леонтьеву)

4).     Системы отсчета (субъективные шкалы). Человек способен непосредственно количественно оценивать свои ощущения. Пр.: показывают несколько дисков, различных по яркости; задача – определить какой из них яркий, какой тусклый, какой средний. Хотя эталона для оценки нет, человек может построить субъективное мнение о яркости.

5).     Предметность. Аспекты:

·         Наши образы реально соотносятся с реально существующими предметами.

·         Наши образы реально соотносятся со значениями (значение – это опыт в отношении этого объекта), присущим данным предметам.

6). Установка. Избирательность и пристрастность. Примеры: 1. Потеряли дорогую        брошь, теперь ищем (избирательность). 2. Плита на кладбище – призрак! 3. Тест Роршаха. 4. Влияние установки в эксперименте «жена или тёща» и «пират и кролик» (по Липеру). 5. Влияние установочной инструкции на восприятие слов (одна группа воспринимает бессмысленные слова как названия птиц, другая – как транспорт).

Двойственная  природа перцептивного образа. Субъектно- и объектноориентированные процессы восприятия.

Перцептивный  образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.

1.       Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.

2.Фигура  Маха. Развернутая книга может  восприниматься двояким образом:

3.       Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.

4.        Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.

5.       Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.

a)       Восприятие видимого мира;

b)       Восприятие видимого поля.

6.       Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.

  

    

  

Дистальный  стимул – объект внешнего мира-  предметное содержание (рука, которой сжимают).         

Проксимальный стимул – непосредственно чувственная  ткань образа.

Физическое  воздействие на органы чувств

(давление  на другую руку, действие руки)

+ структуралистская  теория восприятия и теория  Гельмгольца.

 

15 Ощуще?ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято  считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другиеэквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.Образ - формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.

Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.

Мышление  создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.

НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.

 

Характеристика  ощущения как образа. Модальность  ощущений. В психологии термин «ощущение» относят как к процессу, так  и к его результату. Ощущение как  образ обладает рядом характерных  особенностей, которые отличают его  от других чувственных образов (восприятий, представлений). Процесс возникновения  ощущений подчиняется определенным закономерностям.

 

Анализатор  филогенетически приспособлен к  отражению отдельных специфических  форм движения материи, и данная анализаторная  система не дает знаний о других формах движения. Именно эта особенность  ощущений получила название мономодальности. Она отличает образ ощущения от восприятия, которое по своей природе полимодально, т. е. возникает в результате совместной работы нескольких анализаторных систем. В модальности ощущения выступает  его способность отражать в едином общее — то, что вообще присуще  свету, звуку, запаху и т. д. Итак, в  данном анализаторе возможно возникновение  только одного вида ощущений; так, зрительный анализатор не способен к непосредственному  отражению звуковых или температурных  свойств предметов.

Информация о работе Общая психология