Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

Сенсорный регистр существует в разных модальностях: зрительный регистр (иконическая память – время хранения – 150 милисекунд), слуховой (эхоическая память), тактильный. Время сенсорного регистра можно  изменить: так, если метку предъявить не сразу, а после паузы, то часть  информации уже забудется – т.е. при задержке метки сенсорный  регистр угасает. Иконический образ  также можно разрушить, предъявив  сразу следующий стимул. 

Итак, все  виды памяти из сенсорного регистра очень  недолговечны. Также в них еще  нет информационного кодирования, нет селекции. Эхоическая память более  долговечна и в ней есть последовательность звуков, а в иконической больше объем, но все стимулы одномоментны.

2 блок  – кратковременная память – маленькая емкость (5-6 единиц), информация хранится интерпретированном виде.  Основной механизм этой памяти - повторение! (ех, № нужного телефона («сенсорные отпечатки» повторять невозможно)). В КП – сколько материал повторяешь – столько он и хранится. Парадоксально, но эта установка на запоминание препятствует переходу материала в ДП.

КП исследовали Петерсоны: предъявлялось ряды из 3-х букв (или 3 слов) – запомнить легко, но если между запоминанием и воспроизведением дать задачу (ех., обратный счет тройками), то воспроизведения не будет! Вывод; КП нечувствительна к величине единиц и носит механический, а не смысловой характер. Однако анализ ошибок показывает, что между сенсорной и КП существует механизм кодирования информации в акустическую (речевую) форму, т.е. основная функция КП – перекодирование информации в логическую, семантическую форму. Как выяснили? Просто все ошибки в КП – акустические (так, увидев воробья, мы мысленно говорим «воробей», т.е. при запоминании все получает имя!). Опыты Шульмана: предъявлял 10 слов и 1 контрольное  (вопрос, содержалось ли оно в списке). Хитрый Шульман в качестве контрольного давал похожее слово или синоним. Синонимы опознавались чаще, отсюда вывод: слова идентифицировались не по форме, а по смыслу! Т.о. информация представлена в КП в смысловой форме, и акустическое кодирование – результат смысловой переработки.  Помимо повторения, как главного механизма КП, служащего для удержания информации и перевода ее в долговременную память, в КП есть еще 2 механизма забывания: интерференция (взаимное влияние информации – влияние новых элементов на старые и наоборот), иугасание (стирание во времени), когда интенсивность отдельных единиц снижается во времени. Это 2 разных механизма! Так, в опытах варьировали количество материала и время его предъявления. Оказалось, что есть оба механизма, просто в течение первых 30-ти секунд единицы  памяти устойчивы к интерференции (если они не превышают объем КП), а после эти единицы очень подвержены интерференции (ех., попытка вспомнить сон). Т.о., не время разрушает КП, а просто сами единицы памяти подвержены воздействию интерференции после определенного времени.

КП состоит  из:

-       структурные компоненты (где хранится информация);

-       процессы регуляции КП.

Структурные компоненты – буферная модель Аткинсона: Буфер повторения (пространство, где «гоняется» информация до ее обработки) ® рабочее пространство (семантическая обработка, структурирование информации + постоянный взаимный обмен информацией с буфером, это преддверие ДП)® ДП      

И буфер и рабочее пространство непостоянны по величине, объем которой меняется в зависимости от задачи. Ипроцессы регуляции КП- это переключение системы памяти в нужный режим.  Регулируются: объем буфера и соотношение числа элементов буфера числу элементов рабочего пространства.. 

 

3 блок  – долговременная память –  очень сложное строение, почти неограниченная емкость, долгое хранение, но введение в эту память требует дополнительных усилий, смысловой переработки  информации. (Ех., вопрос из КП: Какими были последние слова предыдущего предложения?; вопрос из ДП: Что вы ели на обед в прошлое воскресенье?) Клацки: в ДП хранятся все знания, когда-либо полученные человеком – их добываемость зависит от степени упорядоченности памяти.

Существует 2 подраздела ДП:

-  эпизодическая память – основана на временной последовательности событий. Это календарь нашей жизни (здесь особое значение имеет интерференция). Но это нечестный календарь – в зависимости от мотивации, события (и куски информации) могут меняться местами и даже перейти в бессознательное. Новая информация здесь не отменяет старой.

-  семантическая память - на речевой, языковой основе. Это консервированное мышление. Здесь новая информация может подтверждать или опровергать информацию (семантическое поглощение)

 

30 Человеку  как сознательному существу необходимо  сохранение информации в интересах  его практической и теоретической  деятельности, поэтому он начинает  специально, преднамеренно запечатлевать  значимый для него материал. Запечатление  при этом переходит в сознательное  запоминание и выделяется в  сознательную целенаправленную  деятельность.

Центральным в проблеме запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного  и непроизвольного запоминания, которое составляет прямую цель действия субъекта, и запоминания, которое  совершается непреднамеренно в  ходе деятельности, ставящей себе другую цель. Повседневные наблюдения свидетельствуют, что основная часть запоминаемого  нами в жизни запоминается непроизвольно, без определенного намерения. Многое из того, что мы не стремились запомнить, запоминаем так, что никогда не сможем забыть.

Анализ  условий, при которых непроизвольное запоминание, включенное в определенную деятельность, оказывается наиболее эффективным, открывает зависимость  запоминания от деятельности, в ходе которой оно происходит. Запоминается то, что составляет цель нашего действия. Поэтому, если нужный материал включают в целевое содержание данного  действия, он может непроизвольно  запомниться лучше, чем если цель сдвинута на само запоминание (при произвольной его форме). А то, что вообще не включено в целевое содержание действия (при непроизвольном запоминании), запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном на данный материал. Все зависит в основном от организации и направленности действия субъекта, в ходе которого и совершается запоминание.

Непреднамеренное  непроизвольное запоминание может  не быть случайным, его можно косвенно, опосредованно регулировать. В педагогическом плане встает в результате этого  задача организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался  учащимися и тогда, когда они  работают с этим материалом, а не только его запоминают. Это много  плодотворнее, чем постоянно требовать  от них произвольного запоминания, при котором запоминание становится их основной деятельностью.

 

31 Совершенствование  памяти 

 

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически  не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные  предметы и цвета равен 3, на числа  и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д. 

 

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию  процессов памяти путем воздействия  на функциональное состояние мозга: химический и физический. 

 

Химический  подход, который включает использование  фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные  результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе. 

 

Можно принять  и адаптегоны. К ним относятся  корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они  помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту - приспособиться к пониженному  атмосферному давлению, литейщику - к  высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее  поправиться после операции. Одним  словом, они "следят" за сохранением  внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности  обучения и запоминания. Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает  силы, т.к. организм быстро усваивает  дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к  биохимическому механизму памяти. 

 

Экстракт  жень-шеня резко усиливает синтез РНК в организме. 

 

Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил. 

 

Большие надежды возлагают на гаммалон и  неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно  участвуют в улучшении передачи нервных импульсов. 

 

Ухудшают  память: кокаин, метизергид, препараты  резерпина и аменазина (хлорпромазина). 

 

Второй  подход к изучению и регулированию  процессов памяти - физический. Заключается  он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и  на фазы памяти вообще. 

 

Важнейшим направлением в физическом подходе  является электрическая стимуляция мозговых структур. 

 

Оптические  методы управления памятью выгоднее. 

 

Существует  еще одна возможность целенаправленного  воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового  эффекта. 

 

Влияние курения. Первоначально в малых  дозах, он расширяет кровеносные  сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль  течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и  при длительном употреблении никотин  сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного  дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает  ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения  табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга. 

 

Алкоголики  часто жалуются на забывчивость. Под  удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью  вспоминают давно происходившие  события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности. 

 

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и  всегда в "форме". Их нужно постоянно  тренировать, ежедневно выделяя  для этого час или хотя бы 20-25 минут. 

 

Лучше всего  функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание  снова улучшается и, если человек  не очень устал, к 19 часам достигает  высокого уровня. 

 

Подбирая  литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с  этой целью какой - нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит. 

 

Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через  некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации, не отправлять ее в дальние "кладовые памяти", а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память. 

 

Рекомендации  по улучшению памяти. 

 

Группы  слов можно запоминать, создавая в  сознании соответствующие сцены. Чем  они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями  с их неповторимым ароматом. Если требуется  запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить  слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить  перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все  предметы перед подъездами в порядке  их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко  восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова  с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет  смысл. Чтобы запомнить фамилию  нового знакомого, нужно связать  ее с какой - либо характерной его  чертой. Например: фамилию Розов  с розовым цветом его лица и  т.п. 

 

32  Я  – концепция – это обобщенное  представление человека о самом  себе, система его установок относительно  собственной личности.

Я – концепцию  можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ  жизни. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.

Термин  «Я-концепция» можно расшифровать таким образом: «Я»- это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея.

Cамооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка  представляет собой центральное  образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию  личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет  в том, что самооценка не есть нечто  данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Информация о работе Общая психология