Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций
Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Сенсорный регистр существует в разных модальностях: зрительный регистр (иконическая память – время хранения – 150 милисекунд), слуховой (эхоическая память), тактильный. Время сенсорного регистра можно изменить: так, если метку предъявить не сразу, а после паузы, то часть информации уже забудется – т.е. при задержке метки сенсорный регистр угасает. Иконический образ также можно разрушить, предъявив сразу следующий стимул.
Итак, все
виды памяти из сенсорного регистра очень
недолговечны. Также в них еще
нет информационного
2 блок – кратковременная память – маленькая емкость (5-6 единиц), информация хранится интерпретированном виде. Основной механизм этой памяти - повторение! (ех, № нужного телефона («сенсорные отпечатки» повторять невозможно)). В КП – сколько материал повторяешь – столько он и хранится. Парадоксально, но эта установка на запоминание препятствует переходу материала в ДП.
КП исследовали Петерсоны:
предъявлялось ряды из 3-х букв (или 3 слов)
– запомнить легко, но если между запоминанием
и воспроизведением дать задачу (ех., обратный
счет тройками), то воспроизведения не
будет! Вывод; КП нечувствительна к величине
единиц и носит механический, а не смысловой
характер. Однако анализ ошибок показывает,
что между сенсорной и КП существует механизм
кодирования информации в акустическую
(речевую) форму, т.е. основная функция
КП – перекодирование информации в логическую,
семантическую форму. Как выяснили? Просто
все ошибки в КП – акустические (так, увидев
воробья, мы мысленно говорим «воробей»,
т.е. при запоминании все получает имя!). Опыты
Шульмана: предъявлял 10 слов и 1 контрольное (вопрос,
содержалось ли оно в списке). Хитрый Шульман
в качестве контрольного давал похожее
слово или синоним. Синонимы опознавались
чаще, отсюда вывод: слова идентифицировались
не по форме, а по смыслу! Т.о. информация
представлена в КП в смысловой форме, и
акустическое кодирование – результат
смысловой переработки. Помимо повторения,
как главного механизма КП, служащего
для удержания информации и перевода ее
в долговременную память, в КП есть еще 2
механизма забывания: интерференция (
КП состоит из:
- структурные компоненты (где хранится информация);
- процессы регуляции КП.
Структурные компоненты – буферная модель Аткинсона: Буфер повторения (пространство, где «гоняется» информация до ее обработки) ® рабочее пространство (семантическая обработка, структурирование информации + постоянный взаимный обмен информацией с буфером, это преддверие ДП)® ДП
И буфер и рабочее пространство непостоянны по величине, объем которой меняется в зависимости от задачи. Ипроцессы регуляции КП- это переключение системы памяти в нужный режим. Регулируются: объем буфера и соотношение числа элементов буфера числу элементов рабочего пространства..
3 блок
– долговременная память –
Существует 2 подраздела ДП:
- эпизодическая память – основана на временной последовательности событий. Это календарь нашей жизни (здесь особое значение имеет интерференция). Но это нечестный календарь – в зависимости от мотивации, события (и куски информации) могут меняться местами и даже перейти в бессознательное. Новая информация здесь не отменяет старой.
- семантическая память - на речевой, языковой основе. Это консервированное мышление. Здесь новая информация может подтверждать или опровергать информацию (семантическое поглощение)
30 Человеку
как сознательному существу
Центральным
в проблеме запоминания является
вопрос о взаимоотношении
Анализ условий, при которых непроизвольное запоминание, включенное в определенную деятельность, оказывается наиболее эффективным, открывает зависимость запоминания от деятельности, в ходе которой оно происходит. Запоминается то, что составляет цель нашего действия. Поэтому, если нужный материал включают в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если цель сдвинута на само запоминание (при произвольной его форме). А то, что вообще не включено в целевое содержание действия (при непроизвольном запоминании), запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном на данный материал. Все зависит в основном от организации и направленности действия субъекта, в ходе которого и совершается запоминание.
Непреднамеренное
непроизвольное запоминание может
не быть случайным, его можно косвенно,
опосредованно регулировать. В педагогическом
плане встает в результате этого
задача организовать учебную деятельность
так, чтобы существенный материал запоминался
учащимися и тогда, когда они
работают с этим материалом, а не
только его запоминают. Это много
плодотворнее, чем постоянно требовать
от них произвольного запоминания,
при котором запоминание
31 Совершенствование памяти
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический
подход, который включает использование
фармакологических средств, известен
с незапамятных времен. Эти средства;
чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин,
фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин,
пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные
результаты от использования
Можно принять
и адаптегоны. К ним относятся
корень Жень-Шеня, препараты из китайского
лимонника и элеутерококка. Действие
адаптогенов весьма разнообразно. Человеку,
занимающемуся физическим трудом, они
помогают справиться с физическим перенапряжением,
альпинисту - приспособиться к пониженному
атмосферному давлению, литейщику - к
высокой температуре и
Экстракт жень-шеня резко усиливает синтез РНК в организме.
Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил.
Большие надежды возлагают на гаммалон и неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.
Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).
Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.
Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.
Оптические методы управления памятью выгоднее.
Существует
еще одна возможность целенаправленного
воздействия на функции памяти -
с помощью фокусированного
Влияние
курения. Первоначально в малых
дозах, он расширяет кровеносные
сосуды и действует возбуждающе.
Курильщик ощущает прилив энергии,
лучше себя чувствует, его мысль
течет быстрее. Но все это длится
недолго. В больших дозах и
при длительном употреблении никотин
сужает сосуды. Под влиянием никотина
и других составных частей табачного
дыма (вовсе не безобидных) умственная
деятельность постепенно ослабевает.
У большинства курильщиков
Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.
Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.
Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой - нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит.
Используйте
по возможности все способы
Рекомендации по улучшению памяти.
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.
32 Я
– концепция – это обобщенное
представление человека о
Я – концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.
Термин «Я-концепция» можно расшифровать таким образом: «Я»- это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея.
Cамооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.