Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

Различные модальности ощущений, так резко  друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции.

 

Однако  и сегодня у человека существуют интермодальные виды чувствительности, например, вибрационная, которая связывает  тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане, видимо, является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

 

16 К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность.

Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).

Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается в ряде феноменов. Например, когда неполнота, выпадение или искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, или когда мы группируем разрозненные детали так, что они образуют осмысленное целое.

Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете.

 

17 Теория  Гибсона

Американский  ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного  восприятия, согласно которой нам  кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения  своей теории он использовал, так  называемую визуальную пропасть (под  стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью. Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения.

Другие  теории

Другие  ученые разработали теории, которые  были альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти. По предположениям У. Найсера в процесс восприятия включены схемы, исследования и стимулы.

Схемы восприятия (внутренние репрезентации) направляют персептивное исследование на важные стимулы окружающей среды.

Грегори смог объяснить иллюзию Мюллера-Лайера,представляя левую линию как внутренний угол комнаты, а правую — как наружный угол здания, т.е. ребро на левом изображении удаляется от нас, поэтому линия кажется длиннее. Грегори считал, что в этой иллюзии нам мешает константность восприятия.

Еще одна альтернативная теория связана с  попыткой моделирования когнитивных  процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем  предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя  лишь часть всего сложного процесса восприятия.

 

18 НАУЧЕНИЕ  ПЕРЦЕПТИВНОЕ

влияние прошлого опыта на восприятие. Готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и  эта готовность в значительной степени  зависит от его перцептивных навыков. Перцептивные навыки непосредственно  включены в выработку более эффективных  реакций на раздражители. Гештальтпсихологи  полагают, что научение позволяет  человеку замечать стимулы, на которые  он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных  пространственных отношений. Человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти  виды допущений существенны для  снижения неопределенности при восприятии. Перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. С помощью исследований, проведенных  на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых  было выработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные  части, ученые также обнаружили, что  активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средой значительно улучшает перцептивное научение

 

19 Восприятием  называется отражение в сознании  человека предметов или явлений  при их непосредственном воздействии  на органы чувств. Восприятие  отражает предмет в целом, в  совокупности его свойств. Самые  важные черты восприятия - предметность, целостность, структурность, осмысленность.  Проблемы врожденного и приобретенного  в восприятии излагаются в  трудах многих психологов.

И. М. Сеченов  говорил, что предметность выражается в акте объективизации, в отнесении  сведений, получаемых из внешнего мира, к внутреннему миру.

Б. Г. Ананьев (1907—1972) полагал, что предметность как  качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Она играет роль в формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия.

Еще одна особенность восприятия - это его  целостность. С целостностью восприятия связана его структурность. Источники  целостности и структурности  восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Следует отметить еще одно свойство восприятия -константность, способность перцептивной системы компенсировать изменения. Поэтому мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.

Важными источниками константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Свойство константности объясняется  тем, что восприятие представляет собой  саморегулирующееся действие с механизмом обратной связи, подстраивающееся к  особенностям воспринимаемого объекта.

Перцептивные  образы всегда имеют определенное смысловое  значение. Восприятие у человека очень  тесно связано с мышлением. Сознательно  воспринимать предмет - значит называть его, обобщить его в слове. Следовательно восприятие - активный процесс, где человек производит множество перцептивных действий, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Восприятие  зависит от самого воспринимающего  субъекта. В восприятии всегда в  разной степени играют роль особенности  личности воспринимающего, его отношение  к воспринимаемому, потребности, интересы, стремления и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Следовательно, чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые способны изменять содержание восприятия.

Все вышесказанное  указывает на то, что восприятием  можно управлять.

И. П. Павлов полагал, что восприятие (как и  ощущение) - рефлекторный процесс. В  его основе лежат условные рефлексы.

Подводя итог, следует выделить, что в  основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы  внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих хорошие условия  выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

 

20  Восприятие  как деятельность

Рассмотрение  восприятия и его свойств с  позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения  объективно существующей среды выстраивается  и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом  восприятия как познания. Так как  именно в образах, чувственных и  умственных проявляется результат  восприятия. «Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности».

А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ  есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности». Этот предметный мир открывается в образе как  реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в  «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных  образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря  чувственному содержанию сознания мир  выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и  объект его деятельности».

В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место и обратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью  и произвольностью деятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность в предметном окружающем мире. И восприятие также предметно, как и воспринимаемый мир. Одно из важнейших свойств восприятия – это его предметность. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира». Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то довольно быстро он адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. А у тех испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их самостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаружено не было». Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.

Восприятие  само можно рассматривать как  деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, который конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений». Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является и загадкой восприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: « Разумность глаза -до сих пор во многом загадочная для науки - в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимых вещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологически важные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступны органам чувств, но известны разуму».

Понимание неразрывности восприятия и познания привело исследователей к более  активному разделению чувственного и умственного образа. Начало умственному  образу, по-видимому, рождающемуся только у человека, дает значение. Тем более  велика роль языка, позволяющего описать, зафиксировать, выразить образ. «Значение  живет собственной жизнью в независимой  от отдельных субъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачивается психическим  образом особого порядка. Этот –  теперь уже умственный – образ  столь неотчуждаем от ткани сознания как и чувственный». «Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».

Деятельность  восприятия обнаруживает себя в перцептивных действиях. Действие, согласно теории деятельности, всегда целенаправлено. Перцептивные действия складываются в  систему. К ней относятся такие  процессы, как опознание, поиск, обнаружение  и т.д. Прецептивное действие «протекает в том случае, когда цель задается в конкретных условиях, то есть выступает  в качестве задачи. Существует известное правило: когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придется обнаруживать условия, а это трудно, долго и может кончиться неудачей, поэтому если вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается». Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности в постановке и удержании цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегося восприятия.

При анализе  перцептивных действий открываются  перцептивные операции. Их существует множество. Они входят в структуру  не только специальной деятельности восприятия, но и практически любого действия. Например, для того, чтобы  осуществлять действия с предметами, необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены в сознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленность  объектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими  функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечении велика роль головного мозга.

Наиболее  полно закономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов». И в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс, невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотр происходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно по наиболее значимым элементам фигуры. В рамках этого течения изучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств, которое изучали гештальтисты, является целостность и структурность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостности всегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Информация о работе Общая психология