Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций
Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции.
Однако и сегодня у человека существуют интермодальные виды чувствительности, например, вибрационная, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане, видимо, является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.
16 К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность.
Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).
Свойство целостности
Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете.
17 Теория Гибсона
Американский ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения своей теории он использовал, так называемую визуальную пропасть (под стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью. Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения.
Другие теории
Другие ученые разработали теории, которые были альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти. По предположениям У. Найсера в процесс восприятия включены схемы, исследования и стимулы.
Схемы восприятия (внутренние репрезентации) направляют персептивное исследование на важные стимулы окружающей среды.
Грегори
смог объяснить иллюзию Мюллера-
Еще одна альтернативная теория связана с попыткой моделирования когнитивных процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия.
18 НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ
влияние прошлого опыта на восприятие. Готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков. Перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций на раздражители. Гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, на которые он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных пространственных отношений. Человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности при восприятии. Перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. С помощью исследований, проведенных на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых было выработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные части, ученые также обнаружили, что активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средой значительно улучшает перцептивное научение
19 Восприятием
называется отражение в
И. М. Сеченов говорил, что предметность выражается в акте объективизации, в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к внутреннему миру.
Б. Г. Ананьев (1907—1972) полагал, что предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Она играет роль в формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия.
Еще одна особенность восприятия - это его целостность. С целостностью восприятия связана его структурность. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.
Следует отметить еще одно свойство восприятия -константность, способность перцептивной системы компенсировать изменения. Поэтому мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.
Важными
источниками константности
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека очень тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит называть его, обобщить его в слове. Следовательно восприятие - активный процесс, где человек производит множество перцептивных действий, чтобы сформировать адекватный образ предмета.
Восприятие зависит от самого воспринимающего субъекта. В восприятии всегда в разной степени играют роль особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, стремления и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Следовательно, чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые способны изменять содержание восприятия.
Все вышесказанное указывает на то, что восприятием можно управлять.
И. П. Павлов полагал, что восприятие (как и ощущение) - рефлекторный процесс. В его основе лежат условные рефлексы.
Подводя
итог, следует выделить, что в
основе сложного процесса построения
образа восприятия лежат системы
внутрианализаторных и
20 Восприятие как деятельность
Рассмотрение
восприятия и его свойств с
позиций теории деятельности дает достаточно
оснований заключить, что восприятие
– процесс активный. В процессе
деятельностного активного
А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности». Этот предметный мир открывается в образе как реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».
В восприятии
проявляется жизненный процесс,
протекающий на разных уровнях организации.
Восприятие нельзя понимать как однонаправленный
процесс – от объекта к субъекту.
Имеет место и обратная связь,
обеспечиваемая активностью, сознательностью
и произвольностью
Восприятие
само можно рассматривать как
деятельность, то есть в качестве процесса,
который побуждается и
Понимание неразрывности восприятия и познания привело исследователей к более активному разделению чувственного и умственного образа. Начало умственному образу, по-видимому, рождающемуся только у человека, дает значение. Тем более велика роль языка, позволяющего описать, зафиксировать, выразить образ. «Значение живет собственной жизнью в независимой от отдельных субъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачивается психическим образом особого порядка. Этот – теперь уже умственный – образ столь неотчуждаем от ткани сознания как и чувственный». «Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».
Деятельность восприятия обнаруживает себя в перцептивных действиях. Действие, согласно теории деятельности, всегда целенаправлено. Перцептивные действия складываются в систему. К ней относятся такие процессы, как опознание, поиск, обнаружение и т.д. Прецептивное действие «протекает в том случае, когда цель задается в конкретных условиях, то есть выступает в качестве задачи. Существует известное правило: когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придется обнаруживать условия, а это трудно, долго и может кончиться неудачей, поэтому если вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается». Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности в постановке и удержании цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегося восприятия.
При анализе перцептивных действий открываются перцептивные операции. Их существует множество. Они входят в структуру не только специальной деятельности восприятия, но и практически любого действия. Например, для того, чтобы осуществлять действия с предметами, необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены в сознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленность объектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечении велика роль головного мозга.
Наиболее полно закономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов». И в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс, невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотр происходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно по наиболее значимым элементам фигуры. В рамках этого течения изучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств, которое изучали гештальтисты, является целостность и структурность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостности всегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.