Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций
Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
7 Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования,тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Причины вызывающие фрустрацию
Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.
Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:
1) лишения (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;
2) потери (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;
3) конфликт (conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.
Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.
1) Агрессивность
– самый распространенный тип
реакции. Адекватная реакция
Способствуют
возникновению фрустрации: обвинение,
несправедливость, саркастические замечания,
выговоры, ожидание, грубое обращение,
занятое место, получение отказа,
сломанные авторучка или
2) Отступление
и уход – в некоторых случаях
человек реагирует на
o сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (секс -- в творчестве, агрессия -- в спорте);
o рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);
o фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);
3) Регрессия
– трудная задача заменяется
более легкой. Регрессия – это
возврат к шаблону (поведению),
который сформировался
Фрустрация
– расстройство планов, уничтожение
замыслов, т.е. указывается на какую-то
травмирующую ситуацию, при которой
терпится неудача. Фрустрация – состояние,
которое возникает при
Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
Браун, Фарбер: фрустрация – результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. . Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двух потенциалов:
1) репертуар
поведения, определенный
2) избирательные
или отборочные механизмы,
При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать не мотивированной. Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно зависят от его типа.
Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:
1) лишения,
т.е. отсутствие необходимых
2) потери (сгорел дом);
3) конфликт
(человек, который любит
Левитов:
фрустрация – состояние человека,
выражающееся в характерных особенностях
переживаний и поведения и
вызываемое непреодолимыми трудностями,
возникающих на пути к достижению
цели или решению задачи. Имеются
попытки, возвести фрустрации в ранг
совершенно законных явлений, необходимо
возникающих в
Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:
1) толерантность
(терпеливость, выносливость, когда
фрустратор не вызывает
а) спокойствие,
рассудительность, готовность принять
случившееся как жизненный
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
в) бравирование
с подчеркнутым равнодушием, за которым
маскируется тщательно
4) Фиксации – два смысла:
а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.
б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.
5) Эмоциональность.
У шимпанзе эмоциональное
Иногда
фрустраторы создают
-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
-апатия ( один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);
-агрессия и деструкция;
-стереотипия
— тенденция к слепому
-регрессия,
которая понимается либо «как
обращение к поведенческим
Степень
фрустрации (ее вид) зависит от того,
насколько человек был
Два основных направления реакций:
- агрессия,
- отступление.
Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации
Отступление:
физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление – сдерживание себя.
Неосознаваемое отступление – подавление.
Сублимация.
Рационализация – когнитивное оправдание.
Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания).
Фиксация – парализуется вся деятельность.
Регрессия – шаблонная реакция. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями.
Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.
8 Методика рисуночной фрустрации
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот. Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).
9 Самосознание — сознание
Развитие самосознания
Самосознание
не изначальная данность, присущая
человеку, а продукт развития. Однако,
зачаток сознания
Стадии (или этапы) развития самосознания:
§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
§ Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
1) сознание отличия себя от остального мира;
2) сознание
«Я» как активного начала
3) сознание
своих психических свойств,
4) социально-нравственная
самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
§ Самопознание — получение информации о себе.
§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.
§ Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
§ Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
§ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
§ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
В социальных науках
В рамках социальных
наук также используют термины «