Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

 

7  Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования,тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Причины вызывающие фрустрацию

 

Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и  даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую  защитную мотивацию, направленную на преодоление  возникшего препятствия.

Выделяют  три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения  (privation) – отсутствие необходимых  средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери (deprivation) – утрата предметов или  объектов, ранее удовлетворяющих  потребности;

3) конфликт (conflict) – одновременное существование  двух несовместимых друг с  другом побуждений, амбивалентных  чувств или отношений.

Типы  фрустрационных реакций

 

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность  – самый распространенный тип  реакции. Адекватная реакция на  появление препятствия состоит  в том, чтобы преодолеть или  обойти его, если это возможно. Агрессия – по сути является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект (предмет), выступающий в виде замещения (что попало "под горячую руку"). Агрессия – это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия..

Способствуют  возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление  и уход – в некоторых случаях  человек реагирует на фрустрацию  уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим (ретировка перед лицом сильного противника) или психологическим (признание человеком своей неправоты): а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление (когда между противоположными тенденциями возникает острый конфликт). Часто человек "уходит" от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

o сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (секс -- в творчестве, агрессия -- в спорте);

o рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);

o фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);

3) Регрессия  – трудная задача заменяется  более легкой. Регрессия – это  возврат к шаблону (поведению), который сформировался значительно  раньше (возможно, в детстве) и  что когда-то позволяло удовлетворить  потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к  более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация  – расстройство планов, уничтожение  замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой  терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель - реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в  тех случаях, когда организм встречает  более или менее непреодолимые  препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Браун, Фарбер: фрустрация – результата таких условий, при которых ожидаемая реакция  или предупреждается, или затормаживается. . Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двух потенциалов:

1) репертуар  поведения, определенный наследственностью,  условиями развития и жизненным  опытом;

2) избирательные  или отборочные механизмы, которые  делятся на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации.

При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать  не мотивированной. Психические состояния  вызываемые фрустратором несомненно зависят от его типа.

Розенцвейг  выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения,  т.е. отсутствие необходимых средств  достижения цели или удовлетворения  потребности (внешнее лишение:  человек голоден, а пищи достать  не может, внутреннее лишение  – человек чувствует влечение  к женщине и вместе с тем  сознает, что сам настолько  непривлекателен, что не может  рассчитывать на взаимность);

2) потери (сгорел дом);

3) конфликт (человек, который любит женщину,  остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы соблазнить ее, но …).

Левитов: фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и  вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению цели или решению задачи. Имеются  попытки, возвести фрустрации в ранг совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности  организма и личности.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при  действии фрустраторов, хотя и они  проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность  (терпеливость, выносливость, когда  фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности: 

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять  случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных  импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым  маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность  можно воспитать.

4) Фиксации  – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким  образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность  агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно  является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность  к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

5) Эмоциональность.  У шимпанзе эмоциональное поведение  возникает после того, как все  другие реакции приспособления  к ситуации не дают эффекта. 

Иногда  фрустраторы создают психологическое  состояние внешнего или внутреннего  конфликта. Фрустрация имеет место  только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается  из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные  колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях  оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными  для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых  черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного  поведения:

-двигательное  возбуждение — бесцельные и  неупорядоченные реакции;

-апатия  ( один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);

-агрессия  и деструкция;

-стереотипия  — тенденция к слепому повторению  фиксированного поведения;

-регрессия,  которая понимается либо «как  обращение к поведенческим моделям,  доминировавшим в более ранние  периоды жизни индивида», либо  как «примитивизация» поведения  или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен  к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

- агрессия,

- отступление. 

Агрессия  – одно из ярко выраженных стенических  и активных явлений фрустрации

Отступление:

физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление – сдерживание себя.

Неосознаваемое  отступление – подавление.

 Сублимация.

Рационализация  – когнитивное оправдание.

Фантазия  – иллюзия выхода из ситуации (мечтания).

Фиксация  – парализуется вся деятельность.

Регрессия – шаблонная реакция. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией  приемов, позволяющих справляться  с затруднениями.

Эти приемы можно рассматривать как формы  адаптации.

 

8 Методика  рисуночной фрустрации 

Методика  предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

С помощью  методики можно исследовать такие  реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот. Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).

 

9 Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Развитие  самосознания

Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты  самосознания

Компоненты  самосознания по В. С. Мерлину:

1) сознание  отличия себя от остального  мира;

2) сознание  «Я» как активного начала субъекта  деятельности;

3) сознание  своих психических свойств, эмоциональные  самооценки;

4) социально-нравственная  самооценка, самоуважение, которое  формируется на основе накопленного  опыта общения и деятельности.

Все эти  элементы связаны друг с другом функционально  и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Значение  самосознания

§ Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

§ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

§ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

Информация о работе Общая психология