Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:41, курс лекций

Описание работы

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Работа содержит 1 файл

Общая психология.docx

— 167.42 Кб (Скачать)

§ по субъекту потребностей:

§ групповые

§ индивидуальные

§ коллективные

§ общественные

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

§ с культурным уровнем и личностью индивида

§ с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный  драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма

Средствами  удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью  удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

Совокупность  действий, направленных на оптимальное  удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

Удовлетворению  материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).

Первичным эмоциональным проявлением потребности  человека является влечение

Социальным  процессом сокращения и/или лишения  возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов  или групп является депривация

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.

 

 

Классификации потребностей человека

Существует  множество классификаций потребностей.

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение  в связи с теми целями, которые  достигаются по мере удовлетворения потребности

§ биологические,

§ трудовые,

§ познания,

§ общения,

§ отдыха;

Американский  психолог У. Мак Дугалл полагал, что  в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие  ощущения и мотивируют человека к  определенной деятельности.

По объекту

§ физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)

§ материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)

§ социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)

§ духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)

§ этические,

§ эстетические,

§ другие;

По функциональной роли

§ доминирующие/второстепенные,

§ центральные/периферические,

§ устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует  деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

§ врожденные,

§ простые приобретенные и

§ сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

§ индивидуальные,

§ групповые,

§ коллективные,

§ общественные.

=

По видам  поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность  высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом списывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решаться через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

 

 

3 Мотив (от лат. movere -- приводить в движение, толкать) -- это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта и определяет направление его действия. По словам А. Н. Леонтьева, мотив -- это опредмеченная потребность. В самом состоянии потребности предмет, способный удовлетворить эту потребность, не отражен, не зафиксирован. Но, когда такой предмет обнаруживается, психика отражает его и образ этого предмета может стать мотивом поведения. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо обосновываем свое поведение, что получило название мотивировки действий.

 

Стимул  и мотивация.

Есть  разные определения. Считается что  стимул, это внешнее воздействие направленное на то, чтобы человек что-то совершил, а мотивация - это внутреннее побуждение его к совершению каких-либо действий. Т.е. когда мы извне хотим что-то заставить сделать, то это стимулирование, а когда у человека внутри возникает потребность - это мотивация. Однако я использую другое понятие. Для меня стимулирование - это когда мы побуждаем сотрудника повторить достигнутое достижение, а мотивация, когда мы побуждаем его добиться то, что еще не было им достигнуто или мы не знаем может ли он этого достичь. Банальный пример. Если сотрудник выполнил план на 110%, то предлагая премию за повтор этого достижения мы его тем самым стимулируем, а вот если мы предложим премию за выполнения плана на 115%, то вот это уже мотивация, т.к. мы не знаем, а может ли он это достичь 

 

 

4 Познавательные  мотивы — мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения.

Социальные  мотивы – желание быть полезным, участвовать в жизни общества.

У здоровой и сформировавшейся личности ценности упорядочены, человек знает, что  на данном этапе жизни для него самое важное (самоценность), а что  является ценностью второго уровня или ценностью служебной: средством  достижения ценностей более высокого порядка.

При наличии  личностного здоровья, готовности к  развитию направленность личности определяется приоритетами между тремя главными направлениями развития, тремя основными  кругами ценностей:

· Личная жизнь и отношения,

· Дело, бизнес, работа,

· Собственное развитие

 

Виды  мотивации:

1. Внешняя  мотивация - обусловленная внешними  обстоятельствами. Например, сосед  купил новый автомобиль, у вас  рождается мотивация заработать  достаточно денег и тоже купить  новый автомобиль.  

2. Внутренняя  мотивация - связанная не с  внешними обстоятельствами, а возникшая  внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск  на Кипр. Причем ваша внутренняя  мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

3. Положительная  мотивация - основанная на положительных  стимулах. Например, буду хорошо  работать получу премию.

4. Отрицательная - основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работать получу выговор и штраф.

5. Устойчивая  мотивация - которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

6. Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

 

5 Направленность  личности

Личность  есть то, куда она стремится. Человек  начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования.

Хотите  понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его  настоящие стремления.

Направленность  личности часто описывают словами "преобладающие интересы и стремления", "иерархия мотивов", иногда - личная идеология.

Направленность  личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и  огородом.

Направленность  личности - это то, что человеку внутренне, действительно дорого, к чему он на самом деле стремится.

Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще важнее отношения, мужчинам - дело.

Основные  характеристики

Основные  характеристики направленности личности - это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение  и отношения, на дело). Интегральная характеристерика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.?

Сбои  в направленности личности: защита

Личность  может стремиться к развитию, к  гомеостазу или к защите. Главное  то, что здоровая личность всегда куда-то стремится, мир видится интересным дружественным. Когда ситуация меняется, когда мир окажется враждебным или  тем более страшным, когда главным  в жизни человека оказывается  защититься от этого мира, структура  личности перестает быть здоровой. Когда направлением направленности становится не мир, а защита от мира, личность свою направленность, устремленность - теряет. Уже не до направленности, ни до чего, выжить бы... Личность оказывается - проблемной, больной. См.?

Чем определяется направленность личности

Направленность  личности задается как его телом (психобиологией), так и привычками, и живой его душой (эмоциями и  чувствами), и его умом: взглядами  и философией его жизни. Люди часто  думают, что они сами определяют свою внутреннюю направленность, но это  не всегда является правдой: ум часто  лишь обосновывает то, чего требует  душа или тело. См.?

 

Жизненная перспектива - Целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни. 

 

 

6 ценностные  ориентации отражают одновременно индивидуальный и общественный характер деятельности человека, на основе которых осуществляется удовлетворение его потребностей в различных сферах. В этой связи можно утверждать, что ценностные ориентации личности представляют собой сложную многоуровневую иерархическую систему, а, следовательно, выполняют важные функции регуляторов социального поведения индивидов.

Проведенный теоретический анализ позволил нам  выделить 5 функций ценностных ориентаций: целеполагания, оценки, мотивации, саморегуляции, и контроля.

1. Функция  целеполагания. Н.Ф. Наумова считает ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия [4]. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

2. Оценочная функция. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям жизни на основе личного опыта. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Ценностно-ориентировочная  оценка обогащает представления  и понятия студентов о людях  и о себе, предоставляет им возможность  сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с  требованиями общества. Следовательно, оценочная функция выступает  в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей  активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

3. Мотивационная функция. По мнению Ф.Е. Василюк, ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой. Поэтому ученый справедливо полагает, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [2]. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях:

- принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей;

- усилении (или снижении) их значимости;

- удержании (или потере) этих ценностей во времени [1].

4. Функция саморегуляции в ценностных ориентациях личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта [3].

Ценностные  ориентации обеспечивают саморегуляцию  деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [там же, с. 16].

5. Контролирующая функция, отслеживающая уровни освоения ценностных ориентаций личностью в конкретных социокультурных условиях развития общества.

Информация о работе Общая психология