Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Существуют две проблемы понимания невербального общения. Во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях. Это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.

Содержание

Введение. 3
1. Общее понятие о невербальных средствах. Разновидности систем знаков (оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая). 5
2.Проксемика, или «пространственная психология». 12
3. Значение овладения техникой невербальных средств руководителем (предпринимателем). 13
Вывод 22
Использованная литература 24

Работа содержит 1 файл

контрольная Психология.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

    Уверенного  в себе человека с чувством превосходства  над другими выдает закладывание рук за спину с захватом запястья.

    Показателем самодовольства и высокомерия служит положение рук (руки "домиком").

    Жестом  уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и закладывание рук за голову. Это  характерно и для "всезнаек". Многие собеседники раздражаются, когда  кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

    Существует  несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если мы хотим выяснить причину, почему собеседник демонстрирует свое превосходство, мы можем наклониться вперед и сказать что-то вроде: "Я вижу, это вам известно. Не могли бы вы уточнить кое-что?". Затем откинуться на спинку стула и ждать ответа.

    Другой  способ заключается в том, чтобы  заставить такого высокомерного  собеседника сменить свою позу, что  будет способствовать изменению  его отношения. Нужно взять какой-нибудь документ, спросить: "Вы не видели это?", заставив его наклониться вперед. 

    Жесты несогласия 

    Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких  жестов. Делая это, собеседник обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится. Даже если на словах он со всем согласен. Зная это, мы можем постараться изменить ситуацию.

          Руки на груди. Укрытие за какой-либо перегородкой есть естественная

реакция человека, которую он  усваивает  в раннем детстве. Детьми мы прятались

за столами, стульями, мебелью, маминой юбкой. Взрослея, мы научились складывать

руки  у себя на груди и тесно переплетать  их при любых признаках опасности.

Это, в  сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или

нежелательных обстоятельств.

Когда при беседе с глазу на глаз, мы видим, что наш собеседник скрещивает

руки  на груди, следует сделать вывод, что мы сказали что-то, с чем  наш

собеседник  не согласен. В этот момент мы должны постараться выяснить причину

жеста и побудить человека занять более  располагающую позу. Следует помнить:

напряженное внутреннее состояние заставляет человека принять этот жест, а

сохранение  жеста поддерживает внутреннее напряжение. Простой, но эффективный

способ  заставить человека разомкнуть руки – это дать ему в руки ручку, книгу,

любой предмет, в результате чего, он разомкнет  руки. Другим полезным советом

будет наклон вперед, сделанный с открытыми  ладонями, и вопрос: «А что вы

думаете по этому поводу?». Предъявляя ему  свои ладони на обозрение, мы

сообщаем  невербальным способом, что хотели бы от своего партнера открытого и

честного  ответа. 

    Жесты готовности

    Они сигнализируют о желании закончить  разговор. Проявляются подачей корпуса  вперед, при этом руки лежат на коленях  или держатся за края стола. Если любой  из этих жестов появляется во время  разговора, нам следует брать инициативу в свои руки и первыми предложить закончить беседу. Это позволит нам сохранить психологическое преимущество и управлять ситуацией.

    Начальник использует это расстояние Зона социального контакта (от 150 см до 4

    м) для того, чтобы оказывать психологическое воздействие на подчиненного: на такой дистанции начальник, стоящий над сидящей секретаршей, кажется выше ростом, массивнее, и он господствует над значительной частью обозреваемого пространства. Он, таким образом, подчеркивает мысль: "ты работаешь на меня", хотя он и не произносит таких слов.

    Наибольшее  расстояние в зоне "социального  контакта" составляет от двух до четырех метров, У "большого начальника" может быть стол такой длины, который помогает ему отстраняться от своих подчиненных. Он может также оставаться в сидячем положении и взирать на своих подчиненных, не теряя своего социального статуса: люди стоят перед ним в полный рост.

    Рукопожатие.

    В деловом разговоре рукопожатие  играет очень важную роль, как в начале, так и в конце беседы. Но оно используется не только при приветствии. Это еще и символ заключения соглашения. Знак доверия и уважения к партнеру. Таким образом, рукопожатие - очень важное невербальное средство, свидетельствующее о внутреннем состоянии собеседников и их внешней культуре. Рассмотрим наиболее распространенные в деловом мире рукопожатия, каждое из которых имеет вполне определенное значение.

    Жест, когда рука подается вперед прямо, а  кисть служит продолжением линии  руки (при этом руки остаются в одинаковом положении), говорит о том, что  встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

    Рука  подается твердо и в тоже время  как-то ласково-галантно. Мы чувствуем, что она очень подходит к вашей руке. Так подает руку уверенный в себе человек, который знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к нам.

    Если  рука подается твердо, но в рукопожатии  есть что-то застывшее, и нам приходиться  как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах  кусок дерева - с нами здоровается  жесткий человек, знающий, чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других.

    Когда партнер подает руку твердо, но в  том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам  приходиться слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек хочет легкой добычи, и то, что «попало в его руки», не выпустит.

    С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту  различные значения. Когда наша рука захватывает руку другого человека так, что та оказывается повернутой вниз своей ладонью - это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что мы хотим главенствовать в процессе общения с нашим партнером. В том случае, если перед нами женщина, которая так же подает ладонью вниз, то это, наоборот, означает ожидание поддержки или является провоцирующим намеком на поцелуй руки и своего рода кокетством.

    Когда мы протягиваем руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимой в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому  человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

    Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и  властное рукопожатие, является признаком  неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию  и напомнить о неравенстве.

    Пожатие кончиками пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, что бы держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Более мягкий вариант такого рукопожатия заключается в том, что партнер подает руку, кисть которой отклонена вниз от линии прямой руки.

    При рукопожатии следует обратить внимание на положении корпуса здоровающихся  людей. Если партнер, протягивая нам  руку, подается корпусом вперед, это  свидетельствует о его заинтересованности в общении с нами, расположенности к нам. Если же при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны.

    Рукопожатие с использованием обеих рук (иногда его называют «перчаткой») встречается  довольно часто. Смысл заключается  в демонстрации того, что его инициатор  честен и ему можно доверять. При  таком рукопожатии мы берем руку партнера правой рукой и дополнительно охватываем ее левой. Другая форма этого жеста: пожимая руку партнера своей правой рукой, похлопываем еще и левой. Для передачи переполненности чувств используется левая рука, которая сверху кладется на правую руку. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладется рука. Если рука кладется на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если рука кладется на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находиться на предплечье.

    Рукопожатие с использованием обоих рук применимо  только по отношению к близким  друзьям и хорошим знакомым людям. Применять этот жест к партнерам и клиентам не следует, ибо они в подобной ситуации чувствуют себя крайне неудобно. Тем не менее, многие политические деятели упорствуют в его использовании. Достаточно вспомнить телерепортажи о встречах политиков и руководителей нашего недалекого прошлого, да и настоящего.

    Существует  также несколько рукопожатий  неформального общения. Прежде всего, это жест, когда рука подается сбоку широким движением. Если он характерен для данного человека, то это говорит о стремлении к навязыванию себя или о простоватости характера. Если такой жест в целом не типичен для данного человека, то это показатель (иногда демонстративный) близости отношений.

    Чтобы получить исчерпывающую информацию о человеке по его рукопожатию, нужно  также учитывать его интенсивность  и длительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих  рук может свидетельствовать  о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения - он как будто попал в капкан.

    Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатия у иностранцах. Например, при встрече с бизнесменами из Азии не надо сжимать им ладонь слишком  сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно

    Средства  повышения делового статуса

    В процессе ведения делового разговора  собеседники и партнеры обращают внимание на окружающую их обстановку. Поэтому предпринимателю, принимающему посетителей небезразлично, как выглядит его офис, являющийся своего рода его визитной карточкой.

    Подобно тому, как правильная и доказательная деловая речь и умение психологически верно держать себя в процессе всего делового разговора соответствуют представлениям об образе преуспевающего бизнесмена, так и умело оборудованный и хорошо оформленный интерьер рабочего офиса способствует повышению делового статуса его хозяина.

    Что нужно сделать, чтобы не допускать  просчетов, касающихся интерьера офиса? Перечислим основные моменты, которые  позволяют их избежать:

    1. Переполненный стол производит отталкивающее впечатление. Поэтому будем опрятны и никогда не станем раскладывать вокруг лишние бумаги и посторонние предметы.

    2. Нам стоит постараться не обедать за рабочим столом. Если нет другого выхода, убедимся, что поблизости нет никого из клиентов или посетителей, которые могли бы это видеть, а после еды непременно все уберём (особенно крошки).

    3. Если мы привыкли пить кофе за рабочим столом, воспользуемся чашкой или стаканом, а не одноразовыми картонными или пластиковыми стаканчиками.

    4. Попробуем взглянуть на свое рабочее место глазами постороннего человека, а потом ответим на вопрос: захотел бы я прийти к человеку, работающему в таком офисе, а если захотел бы, то что бы этот офис мог сказать мне о своем хозяине?

    5. Постараемся воспринимать наш офис как свой дом независимо от его размеров и продумаем все мелочи с точки зрения хорошего тона, так, как мы обдумывали бы обстановку и убранство собственного жилища.

    6. Удостоверимся, что любой, даже самый незначительный, предмет в нашем офисе выбран так, чтобы подчеркнуть наш имидж. Не нужно перегружать свой кабинет вещами ради простой прихоти или из-за того, что нам хочется избавиться от надоевших дома безделушек.

    7. Проследим, чтобы в нашем офисе всегда было чисто и приятно, точно так же, как мы следите за нашей одеждой.

    8. Если нам для работы обязательно нужны горы бумаг, устроим аккуратную, прибранную приемную для посетителей, а текущую работу будем делать в другой комнате. Если же офис у нас слишком маленький или нам выделен лишь стол в большом помещении, заведём себе выдвижной «мусорный» ящик, куда будем прятать все бумаги, как только к нам кто-нибудь придет, либо воспользуемся ширмой, загораживающей то, что не должны видеть посторонние.

Информация о работе Невербальные средства общения