Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Существуют две проблемы понимания невербального общения. Во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях. Это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.

Содержание

Введение. 3
1. Общее понятие о невербальных средствах. Разновидности систем знаков (оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая). 5
2.Проксемика, или «пространственная психология». 12
3. Значение овладения техникой невербальных средств руководителем (предпринимателем). 13
Вывод 22
Использованная литература 24

Работа содержит 1 файл

контрольная Психология.doc

— 210.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«»

Факультет «Менеджер»

      Кафедра социально-гуманитарных наук 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

                                                                                                                              «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 

Тема: 17.  Невербальные средства общения 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2-го курса з/о

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2012 

Оглавление  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Поскольку человек - существо социальное, сфера общения

занимает  очень важную роль  в его жизни. Своих целей человек достигает,

кооперируясь  с другими людьми. Но очень часто  при попытке договориться,

происходят  сбои: недоговоренность, непонимание, неспособность объяснить,

понять, принять мнение другого человека. Нарушения в сфере общения, делают

человека  очень несчастным.

    Одним из способов минимизировать эти непонимания  является  овладение  всеми

средствами  общения. Одним из таких средств являются   невербальные способы

коммуникации. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

    Поскольку невербальная коммуникация относится  к довербальному,

первичному  языку (человек, как в прочем и  человечество, овладевает сначала

довербальными средствами общения – ребенок  начинает говорить в 2 года, а до

этого общается языком жестов).  Следовательно, невербальные сигналы

спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

    Овладение невербальными средствами общения создает основу для овладения

вербальным  языком.

    Существуют  две проблемы понимания невербального общения. Во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях.  Это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет. Во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

    С проблемой происхождения связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения: биологическая эволюция, культура.

    Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Почему же невербальные сигналы  так важны в общении?

    • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному

    (визуальному)  каналу;

    • невербальные сигналы позволяют  понять истинные чувства и мысли  собеседника;

    • наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого

впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия

невербальных  факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться,

стиля одежды и т.д.

    Огромное  значение невербальных сигналов в деловом  общении подтверждается

экспериментальными  исследованиями, которые гласят, что  слова (которым мы

придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38%

значения  несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

    Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о

темпераменте  человека, его эмоциональном состоянии  в данной ситуации, его

«Я»-образе и самооценке, его личностных свойствах  и качествах, его

коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт,

поддерживает  его и выходит из него), его социальном статусе, его

принадлежности  к определенной группе или субкультуре.

    Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу.

Она включает сведения о: желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная

близость или отдаленность); характере, или типе, отношений

(доминирование—зависимость,  расположение—нерасположение); динамике

взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить

отношения»  и т. д.).

    В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой

ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения

о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или

стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

    Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

1. Общее понятие о невербальных средствах. Разновидности систем знаков (оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая).

 

    В общение людей оказываются закономерно  включены эмоции общающихся. Это эмоциональное  отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех,  слезы, которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова. Как мы уже отметили, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% - через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.. 

    Данный  вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) паралингвистическую, 3) экстралингвистическую. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

    Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований кинесика, которая имеет дело с этими проблемами. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций)

    относят и выражение лица, и мимику, и  жестикуляцию, и позы, и визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо

    коммуникативную функцию. 

    Выражение лица (мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.    

    Основные  человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К. Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции. 13   

    И. Атватер отмечает, что обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим  образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные  над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев  — брови опущены вниз, морщины  на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение  — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль  — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ  приподняты и обычно отведены назад.  

Жесты

    В число невербальных физических способов коммуникации входят жесты. Как правило, жесты используются в целях иллюстрации, подчёркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они не могут быть изолированы от вербальной коммуникации. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях. С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты необходимы в тех случаях, когда невозможна вербализация (например, по причине языкового барьера и проблем со слухом). Кроме того, жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми. И, наконец, совершенно иное впечатление производят “жесты” тех людей, которые страдают от заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями и жестами.

Информация о работе Невербальные средства общения