Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.
Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37
Эмоции, вмешиваясь в процесс мышления, изменяют его. Но эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление.
Аутистическое мышление дает ложное представление о действительности. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям.
Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип устанавливает логическую связь между явлениями. Интуитивный тип ориентирован на практически полезное использование знание вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости.
Существенными
для исследования в области психологии
мышления являются вопросы сложности
и абстрактности выдвинутых гипотез,
проверки их на основе различных видов
умозаключений, планирования и оценки
результатов собственной
Идущие
в этом направлении исследования
и уже имеющиеся результаты позволяют
оценивать мышление объективными научными
методами, хотя загадок и нерешенных
проблем остается еще много.
Список
используемых источников
1. Анастази
А. Психологическое
2. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 144–146.
3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 2000. – 230 с.
4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, 2002. – 167 с.
5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Минск: Изд-в «Университетское», 2001. – 212 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 2000.–350 с. – (Философия риторики. Риторика философии).
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2001. – 367 с.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н.Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 2001. – 370 с.
9. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. – Саратов: Изд-во СГУ, 2002. – 292 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 356 с. – (Мастера психологии).
11. Загрядский В.П., Егоров А.С. Психофизиология умственного труда. – П.: Наука, 2000. – 110 с.
12. Лебедев А.Н.,
Боковиков А.К.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 2000. – 344 с.
14. Леонтьев А.А.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 575 с.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 2002. – 375 с.
17. Мельничук А.С. О роли мышления в формировании структуры языка // Язык и мышление: Сб. статей / АН СССР, Ин-т языкознания; Отв. ред. П. Филин. – М.: Наука, 2001. – 312 с.
18. Панасюк А.Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. – 2002. – Т.13. – №3. – С. 54–65.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб: СОЮЗ, 2003. – 250 с. – (Психология ребенка).
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 705 с. – (Мастера психологии).
21. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 2001. – 347 с.
22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 2000.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T.1. / Сост. А.В. Брушлинский, – Спб.: Питер, 2003. – 712 с. – (Мастера психологии).
24. Рубинштейн С.Л. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 2002. Т. 4; БСЭ. 3-е изд. М., 2004. Т. 22;
25. Рубинштейн С.Л. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.
26. Рубинштейн С.Л. Советский энциклопедический словарь. М., 2001.
27. Рубинштейн С.Л. Психология. Словарь. М., 2000;
28. Рубинштейн С.Л.
29. Рубинштейн С.Л. Большой Энциклопедический словарь. М.; СПб. 2003.
30. Хомский
Н. Язык и мышление. / под ред.
В. Раскина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. –
122 с.
Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс