Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     Эмоции, вмешиваясь в процесс мышления, изменяют его. Но эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление.

     Аутистическое мышление дает ложное представление  о действительности. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются  не логике и разуму, а аффективным  потребностям.

     Познание  у мыслительного типа существенно  отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип устанавливает  логическую связь между явлениями. Интуитивный тип ориентирован на практически полезное использование  знание вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости.

     Существенными для исследования в области психологии мышления являются вопросы сложности  и абстрактности выдвинутых гипотез, проверки их на основе различных видов  умозаключений, планирования и оценки результатов собственной деятельности, полного, приблизительного, частичного, правильного и неправильного  понимания.

     Идущие  в этом направлении исследования и уже имеющиеся результаты позволяют  оценивать мышление объективными научными методами, хотя загадок и нерешенных проблем остается еще много. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников 

1. Анастази  А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 2000. – 318 с.

2. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 144–146.

3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 2000. – 230 с.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, 2002. – 167 с.

5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Минск: Изд-в «Университетское», 2001. – 212 с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 2000.–350 с. – (Философия риторики. Риторика философии).

7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2001. – 367 с.

8. Годфруа  Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н.Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 2001. – 370 с.

9. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. – Саратов: Изд-во СГУ, 2002. – 292 с.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 356 с. – (Мастера психологии).

11. Загрядский В.П., Егоров А.С. Психофизиология умственного труда. – П.: Наука, 2000. – 110 с.

12. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе /ИП РАН. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 135 с.

13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 2000. – 344 с.

14. Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л.: Наука, 2001. – 118 с.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 575 с.

16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 2002. – 375 с.

17. Мельничук А.С. О роли мышления в формировании структуры языка // Язык и мышление: Сб. статей / АН СССР, Ин-т языкознания; Отв. ред. П. Филин. – М.: Наука, 2001. – 312 с.

18. Панасюк А.Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. – 2002. – Т.13. – №3. – С. 54–65.

19. Пиаже  Ж. Речь и мышление ребенка.  – СПб: СОЮЗ, 2003. – 250 с. – (Психология ребенка).

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 705 с. – (Мастера психологии).

21. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 2001. – 347 с.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 2000.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T.1. / Сост. А.В. Брушлинский, – Спб.: Питер, 2003. – 712 с. – (Мастера психологии).

24. Рубинштейн С.Л. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 2002. Т. 4; БСЭ. 3-е изд. М., 2004. Т. 22;

25. Рубинштейн С.Л. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

26. Рубинштейн С.Л. Советский энциклопедический словарь. М., 2001.

27. Рубинштейн С.Л. Психология. Словарь. М., 2000;

28. Рубинштейн С.Л. Психологический словарь. М., 2006;

29. Рубинштейн С.Л. Большой Энциклопедический словарь. М.; СПб. 2003.

30. Хомский  Н. Язык и мышление. / под ред.  В. Раскина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 122 с. 
 

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс