Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Белгородский  Государственный Университет 
 
 
 

Кафедра управления персоналом 
 

Мышление  как высший познавательный процесс. 
 
 
 
 

Курсовую  работу по дисциплине «Психология личности» выполнила студентка дневного отделения группы 110902

специальности «Управления персоналом»

Шлютова Анастасия Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель

Ассистент Шукчус  Л. В.

Оценка:______  
 
 
 
 
 
 

Белгород 2010

     Содержание

 

     Введение. ……………………………………………………………...3

     Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5

     1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5

         1.2. Классификация видов мышления. ………................................6

          1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10

      Глава 2. Экспериментальное исследование уровня

      мышления  младших школьников ………………………………….23

    2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23

    2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30

     2.3. Рекомендации по развитию  мышления 

     младших школьников……………………………………………….33

     Заключение. ……………………………………………………........35

     Список  литературы. ………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

     Мышление  – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого  отражения и преобразования человеком  действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить  человек начинает тогда, когда у  него появляется потребность что-то понять.

     Для того чтобы шагать в ногу со временем, человеку необходимы конкретные знания, которые складываются из определенных психических процессов. Одним из них является мышление. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы субъектов, целенаправленности на близкие и дальние цели, снижения или искажения уровней обобщенности признаков, критичности мышления. Мышление относительно поздно стало предметом психологического исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода – самонаблюдения. Сейчас психология располагает целым комплексом объективных научных методов – от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тестирования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий, их моделирования. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка.

     Цель  исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

     Объект  исследования: мышление, как познавательный процесс.

     Предмет исследования: методы исследования мышления в психологии.

     Структура работы. Работа состоит из введения, основной части разделенной на главы и параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.

     Приложение  содержит сводные данные, таблицы, тесты, которые были использованы для диагностики необходимых параметров и критериев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Мышление как познавательный процесс

 
    1. Понятие мышление.
 

     Отличие мышления от других психологических  процессов состоит в том, что  оно почти всегда связано с  наличием проблемой ситуации, задачи, которую нужно решить (Анастази, 2000.) Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания (Рубинштейн, 2001). В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей (Выготский, 2000).

     На  практике мышление как отдельный  психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в  восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

     Высшие  формы этих процессов обязательно  связаны с мышлением, и степень  его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития (Дружинин, 2002).

     Мышление  – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим  результатом мышления может выступить  понятие – обобщенное отражение  класса предметов в их наиболее общих  и существенных особенностях (Лебедев, 2003).

     Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда  и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный  (Годфруа, 2001). Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды – человеческого общества.

     Исторически изменялись формы мышления человека. Это изменение связано с общей  культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами, и не мыслимо в отрыве от предмета исчисления, на просьбу сосчитать  следует вопрос: «Что считать?». Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит  дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит  «теологический» характер.

     С развитием общества мышление эволюционирующим и все более переходим к  обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени.

     Теоретическое понятие мышления – это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в  уме, непосредственно не имея дело с  опытом, получаемым при помощи органов  чувств. Он обсуждает и ищет решение  задачи с начала и до конца в  уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными  другими людьми, выраженными в  понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических  исследований (Годфруа, 2001). 

      1.2 Классификация видов мышления. 

     Выделяют  следующие виды мышления: теоретическое  образное, теоретическое понятийное, наглядно – образное, наглядно –  действенное, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное.

     Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из понятия, или творчески создаются

     воображением (Дружинин, 2002). Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются, чтобы человек в результате манипулирования ими не смог непосредственно усмотреть решение интересующие его задачи.

     Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое  понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они не плохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретические понятия мышление дают хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или иного вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле (Загрядский, 2000).

     Отличительной особенностью наглядно образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящего человека окружающей действительности, и без него совершаться не может. При наглядно-образном мышлении человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

     Данная  форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

     Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта (Левитов, 2000).

     Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями.

     Различают теоретическое и практическое, интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

     Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой боле высокий уровень развития, чем образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов  мышления сам по себе может развиваться  относительно независимо от остальных. Например, у высококвалифицированных  рабочих наглядно – действенное  мышление может быть гораздо более  развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента (Левитов, 2000).

     И теоретическое и практическое мышление взаимосвязано с практикой. Но в  случае практического мышления эта  связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение  практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой  здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы (Леонтьев, 2001).

     Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона Д. Менделеевым.

     Основная  задача практического мышления –  подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана проекта, схемы.

     Эмпирическое  мышление – характер обобщений в  одном случае научные понятия, а  в другом – житейские, ситуационные обобщения. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко  выраженные этапы, в значительной степени  представлено в сознании самого мыслящего  человека.

     Интуитивное мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс