Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     В практических ситуациях, могут оказаться  неспособными решить элементарную теоретическую  проблему. Для объяснения этого нужно  подчеркнуть различия между последовательностью  мыслительных операций в одном и  другом случае.

     В непосредственно – действенной  ситуации можно сначала уяснить  лишь начальный этап решения, обозначить необходимые первоначальные действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации, и выявляются попутные изменения, которые  до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действия, выполняемое  на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно  вносит.

     Такая мыслительная операция предъявляет  и свои специфические требования. Это наблюдательность внимание к  отдельным деталям, а также способность  быстро переходить от размышления к  действию и обратно.

     Личностный  аспект мышления составляют мотивация  и способности человека, т.е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д. в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности его умственные способности.

     Не  операции порождают мышлении, а процесс  мышления порождает операции, которые  затем в него включаются. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются  в этом процессе, а не привносятся  в него извне уже в законченном  виде.

     Мотивация мышления бывает двух типов:

     – специфическая познавательная;

     – неспецифическая.

     В первом случае побудителями мыслительной деятельности являются мотивы, стремление узнать что-то новое. Во втором случае мышление начинается под влиянием внешних  причин. Например, школьник может начать решать задачу не из желания узнать что-то новое, а лишь потому, что взрослые обещают ему за это специальное  вознаграждение.

     Всякая  мотивация обращена в будущее  – на достижение будущего желаемого  результата, выступающего в качестве цели.

     Любое мышление тоже обращено в будущее, поскольку  оно есть прогнозирование вначале  неизвестного и потому искомого решения  задачи и проблемы. Этим определяется значительная связь между мышлением  и мотивацией.

     Мышление  как прогнозирование – это  всегда неразрывное единство процессуального  и личностного, прежде всего мотивационного, аспектов (Лебедев, 2003).

     Индивидуальные  различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в  следующих качествах мышления:

     – широта

     – глубина

     – самостоятельность мышления

     – гибкость мысли

     – критичность ума

     Широта  мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская частностей, необходимых для дела. Глубина  мышления выражается в умении проникать  в сущность сложенных вопросов. Качеством, противоположенным глубине мышления, является поверхность суждений, когда  человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

     Самостоятельность мышления характеризуется умением  человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли  выражает в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом  приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действие при  изменении обстановки.

     Быстрота  ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

     Торопливость  ума проявляется в том, что  человек не продумав всесторонние вопросы, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

     Определенная  замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом  нервной системы – малой ее подвижностью.

     Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять  все выдвигаемые положения и  выводы.

     Выделяют  индивидуальные стили мышления (Л.А. Громов, А.А. Алексеев):

     – синтетический

     – идеалистический

     – прагматический

     – аналитический

     – реалистический

     Синтетический стиль мышления проявляется в  том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположенные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Такие люди любят строить теории, и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих  рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить  противоречие и попытаться найти  принципиально новое решение, они  склонны видеть мир постоянно  меняющимся и любят перемены часто  ради самих перемен.

     Идеалистический стиль мышления проявляется в  склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

     Особенность Идеалистов – повышенный интерес  к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они  учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, воспринимают разнообразные идеи и предложения. Успешно решают такие проблемы, где  важными факторами являются эмоции, чувства, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить.

     Прагматический  стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех  материалов и информации, которые  легко доступны, стремясь как можно  быстрее получить конкретный результат, практический выигрыш.

     Прагматики  хорошо чувствуют спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используют в свою пользу сложившиеся  обстоятельства, проявляя гибкость и  адаптивность.

     Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое  и всестороннее рассмотрение вопроса  или проблемы, склонен к логической, методичной тщательной манере решение  проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный  план и стараются собрать как  можно больше информации объективных  фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир  логичным, рациональным, упорядоченным  и предсказуемым.

     Реалистичный  стиль мышления ориентирован только на признание факторов, и реальным является только то, что можно непосредственно  почувствовать, лично увидеть или  услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на правление, коррекцию ситуаций, в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, хотят это нечто исправить.

     Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы  решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

     Хотя  логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором  действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его эмоции. Рубинштейн по этому поводу писал: «подчиняясь  деспотическому господству слепого  человечества, мысль начинает порой  регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с  объективной реальностью, следует  «принципу удовольствия» вопреки  принципу реальности».

     Эмоции  способны не только искажать, но и стимулировать  мышления. Известно, что чувства  придают мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь  же невозможна, как без логии, знаний, умений, навыков.

     Вопрос  только в том, сколько чувства  сильно, не переходит ли оно пределы  оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

     В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком  решения трудной задачи, здесь  они выполняют эвристическую  и регулятивную функции.

     Эвристическая функция эмоций заключается в  выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторые зоны оптимального поиска, в пределах которой находится  искомое решение.

     Регулятивная  функция эмоций в мышлении проявляется  в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том  случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный  ход мысли ошибочен.

     При нахождении принципа решения или  при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у  человека появляется состояние эмоционального подъема. Состояние эмоциональной активации и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

     Один  из видов необычного мышления называется аутизмом. Мысли человека при артистическом  мышлении подчиняются не логике и  разуму, а аффективным потребностям, следует за ними, отражают их силу, динамика.

     Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем  достигается благодаря тому, что  для ассоциаций, соответствующих  потребностям, открывается свободное, неограниченное рамками строгой  логики дорога. Те из ассоциаций, которые  противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие  им получают простор даже в том  случае, если порождают логические несоответствия.

     Во  многих отношениях артистическое мышление противоположно реалистичному.

     Реалистическое  мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным.

     Аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а  аффекту.

     Целью операции реалистического мышления является создание правильной картины  мира, нахождение истины.

     Нахождение  истины перед артистическим мышлением  не стоит, его направленность – удовлетворение потребности, снятие вызванного эмоционального напряжения. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

     Однако  аутизм, считал Э. Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает излишнее напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление позитивной цели.

     Есть  индивидуально своеобразные типы мышления.

     К. Юнг выделил следующие типы людей по характеру мышления:

     а) Интуитивный тип.

     Характеризуется преобладанием эмоций над логикой  и доминированием правого полушария  головного мозга над левым.

     б) Мыслительный тип.

     Ему свойственно рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, верх логики над интуицией и чувством.

     Критерием истинности для интуитивного типа выступают  ощущения правильности и практика.

     Критерием правильности для мыслительного  типа является эксперимент и логическая безупречность вывода.

     Познания  у мыслительного типа существенно  отличается от познания интуитивного типа.

     Мыслительный  тип обычно интересуется знанием  как таковым, ищет и устанавливает  логическую связь между явлениями. Интуитивный же тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний не зависимо от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, – вот его жизненное кредо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Экспериментальное исследование

     мышления  младших школьников 

     2.1 Организация и  методы исследования. 

       Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся (В. И. Андреев, С.П. Арсенова, Г.А. Дзида, А.Г. Иодко, В.В. Успенский и др.), организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также принятое нами определение исследовательской деятельности младших школьников, позволило выделить пять групп исследовательских умений младших школьников [6, с.70]:

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс