Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     1. Умения организовать свою работу (организационные);

     2. Умения и знания, связанные с  осуществлением исследования (поисковые);

     3. Умения работать с информацией,  текстом (информационные);

     4. Умения оформить и представить  результат своей работы.

     5. Умения, связанные с анализом  своей деятельности и с оценочной  деятельностью (оценочные).

     Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

1. Методы исследования  наглядно-образного  мышления.

     Существует  множество методик изучения наглядно-образного  мышления. Приведем некоторые из них.

     Определение активности вербального и наглядно-образного  мышления.

     Активность  мышления является одним из самых  важных показателей, свидетельствующих  о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения или наблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята».

     Экспресс  – метод оценки активности мышления с помощью регистрации продуктивности его в заданиях различного типа позволяет  иметь не только количественные показатели, но и оценить такие показатели активности, как показатели его беглости (конвергентное мышление по Гилфорду, 1980) и гибкости (дивергентное мышление). Беглое мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач, в  пределах одного способа решения. Гибкое мышление предполагает регистрацию  его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих  быстрого переключения с одного способа  на другой.

     Допустим, экспериментатор с помощью ручного  секундомера хронометрирует поминутно  выполнение заданий по следующим  инструкциям.

     Первая  инструкция: «Запишите в своих  тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву Р». Количество правильно  записанных испытуемым слов будет соответствовать  показателям вербальной беглости.

     Следующая инструкция оценивает активность испытуемого  по параметру образной беглости.

     Испытуемые  подготавливают матрицу из 6–8 кружочков  небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму  кружочка в рисунок. Содержание инструкции: «Нарисуйте в течение минуты в  этих кружочках те объекты, которые  относятся к классу Флора». Количество правильно нарисованных объектов будет  соответствовать показателям образной беглости.

     Третья  инструкция направлена на выяснение  особенностей гибкости (дивергентности) мышления в вариантах вербального  и образного видов: «В течение  минуты составьте и запишите в  тетрадях предложения из четырех  слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.

     Четвертая инструкция определяет особенности  образной гибкости испытуемых. Экспериментатор  рисует на доске, какой-либо фрагмент без  смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг и т.д. Инструкция для испытуемых «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно  в большее количество законченных  рисунков». Количество правильно выполненных  заданий будет соответствовать  показателям образной беглости.

     Испытуемые  составляют матрицу, рассчитывая на повторяемость задания, в которой  они обобщают полученные результаты.

     Имеющиеся экспериментальные данные позволяют  предполагать, что для возрастной выборки 18–25 лет и среднего уровня образования достаточно стабильными  показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 5 именам, образной беглости – 5 рисункам, вербальной гибкости – 4 предложениям, образной гибкости – 5 рисункам.

     Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно – образного  мышления.

     Наглядно  – образное мышление относится к  числу очень ранних видов.

     Его формирование относится к периоду  от 2–3 лет до 5–6 лет. Ребенок познает  действительность с помощью формирования перцептивных признаков, являющихся обобщенными  и помогающими узнавать новые  объекты, уверенно манипулировать с  известными, классифицировать в определенные группы, т.е. у ребенка интенсивно развивается мышление в доступной  для него форме, более высокой  по сравнению с наглядно – действенным  видом. У взрослого человека наглядно – образное мышление во многом опирается  на свойства понятийного абстрактно – логического мышления. Но в  некоторых случаях, например, при  хорошей развитости правого полушария головного мозга, в некоторых профессиях художника, дизайнера, скульптора – оно остается главным видом и у взрослых (по И.П. Павлову – тип художественного мышления).

     Методика  «двойной стимуляции» (Методика Выготского – Сахарова) была предложена для  изучения соотнесения признаков  двух уровней: сенсорно-перцептивных, которые основаны на сенсорных свойствах  объектов, и вербальных, которые  основаны на абстрактных символических  признаках. В целом по этой методике хорошо прослеживаются, например, с  помощью метода наблюдения, основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

     Для проведения исследования необходимо подготовить  набор, который состоит из 21 стереометрической  фигурки, которые отличаются между  собой по цвету, форме, величине. Фигурам, принадлежащим по совокупности этих признаков, к какому-либо классу, присваивают  условно одинаковые названия, которые  сами по себе ничего не обозначают. Например, на самых больших фигурах делают надписи на одной из граней «лаг», на самых маленьких – «цев», на средних «гур».

     Для регистрации времени решения  задач используют ручной секундомер, регистрации экспериментальных  данных подготавливают протокол.

     Экспериментатор беспорядочно размещает перед испытуемым на столе все фигурки набора с  перевернутыми надписями и предлагает ему взять первую любую фигуру, перевернуть и прочитать обозначение.

     Задача  заключается в подборе при  наименьшем количестве ошибок 5 фигурок  с таким же названием. Экспериментатор  следит за правильностью выполнения задания, фиксирует время решения. Кроме этого, он обращает внимание на аффективно – личностные особенности  испытуемых, проявляющиеся в их реакциях на неуспех, а также на специфические  для данного испытуемого ошибки, которые он допустил в поисках  нужного признака.

     Это – известный еще по исследованиям  вюрцбургских психологов прием изучения мышления с помощью «искусственных понятий», обеспечивающий всех испытуемых равными условиями. В наше время  этим приемом охотно пользуются грузинские психологи в плане изучения влияния  установок на мыслительную деятельность.

     2.Методы  исследования понятийного  мышления.

     Обычно  понятийное мышление связывают с  взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и  самым удобным, но и подчиняющим  себе остальные виды, особенно наглядно – действенное и наглядно –  образное. Понятие определяется как  единица мышления, отражающая общие  и наиболее существенные признаки предметов  и явлений действительности и  выражающаяся в словесной (вербальной) форме (Выготский Л.С, 1981).

     Произведя оценку понятийного мышления с помощью  методики «Сравнение понятий» мы сравниваем понятия между собой. Испытуемый проводит обследование общего поля семантических  признаков, и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый должен сам установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «одно-полевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют  разным семантическим полям.

     Испытуемые  получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к  одному семантическому полю признаков, а 7- к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать  общие существенные признаки для  сравниваемых пар понятий. Можно  регистрировать и время эксперимента.

     Правильные  ответы по 15 однополевым парам оценивают  в баллах, результаты суммируют. Норма  соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном  умении выделять и обобщать признаки понятий (см. Приложение №1).

     Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых видов  является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно  достаточно убедительно показать особенности  аналитической и синтетической  деятельности мозга.

     Например, на карточке нарисованы керосиновая  лампа, электрическая лампочка, свеча  и солнце, где правильный ответ  – «солнце».

     В предлагаемой методике используется наборы достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор  в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящем перед скобками. 

      Применяются методики:

      Методика  для теста1. «Кубик Рубика».

     Эта методика предназначена для диагностики  уровня развития наглядно-действенного мышления.

     Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку  задают разные по степени сложности  практические задачи на работу с ним  и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

     В методику входят девять заданий, вслед  за которыми в скобках указано  количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 минуту. Всего на эксперимент отводится 9 минут. Переходя от решения одной  задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней кубика Рубика.

        Задание 1. На любой грани кубика собрать  столбец или строку из трех квадратов  одного цвета. (0,3 балла).

        Задание 2. На любой грани кубика собрать  два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета. (0,5 балла)

        Задание 3. Собрать полностью одну грань  кубика из квадратов одного и того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя малых квадратиков. (0,7 балла)

        Задание 4. Собрать полностью одну грань  определенного цвета и к ней  еще одну строку или один столбец  из трех малых квадратиков на другой грани кубика. (0,9 балла)

        Задание 5. Собрать полностью одну грань  кубика и в дополнение к ней  еще два столбца или две  строки того же самого цвета на какой-либо другой грани кубика. (1,1 балла)

        Задание 6. Собрать полностью две грани  кубика одного и того же цвета. (1,3 балла)

        Задание 7. Собрать полностью две грани  кубика одного и того же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей  грани кубика. (1,5 балла)

        Задание 8. Собрать полностью две грани  кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета  натретьей грани кубика. (1,7 балла)

        Задание 9. Собрать полностью все три  грани кубика одного и того же цвета. (2,0 балла)

  Методика для теста2. Прогрессивные матрицы Равена.

     Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое  связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями  при решении задач.

     Конкретные  задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного  мышления, в данной методике взяты  из известного теста Равена. Они  представляют собой специальным  образом подобранную выборку  из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.

     Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового  типа: на поиск закономерностей в  расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных  рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей  вставки к этой матрице, соответствующей  ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс