Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     На  выполнение всех десяти заданий ребенку  отводится 10 минут. По истечении этого  времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно  решенных матриц, а также общая  сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

     Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а  вторая – на правильный ответ: 1–7, 2–6, 3–6, 4–1, 5–2, 6–5, 7–6, 8–1, 9–3, 10–5. 

     2.2. Результаты исследования. 

     Результаты  исследования, проведенного по методике «Кубик Рубика» представлены в таблице  №1:

     Таблица 1.

     Показатели  уровня развития наглядно-действенного мышления.

№ п\п Ф. И. учащегося Задание Общий результат (балл) Уровень развития наглядно-дей  ственного мышления
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Пиунов Андрей + + + + + + + - - 6,3 высокий
2 Зубов Андрей + + + + + - - - - 3,5 средний
3 Паршина Ирина + + + + + - - - - 3,5 средний
4 Бабаков Дима + + + + - - - - - 2,4 средний
5 Еремин Павел + + + - - - - - - 1,5 средний
6 Богданов Денис + + + + + + + + - 8 высокий
7 Тихомиров Денис + + + + + - - - - 3,5 средний
8 Егоров Александр + + - - - - - - - 0,8 низкий
9 Каширин Саша + + + + + + + + - 8 высокий
10 Курбанов Шариф + + - - - - - - - 0,8 низкий
 

Данная  таблица показывает, что оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:

            10 баллов – очень  высокий уровень,

            4,8 – 8,0 баллов  – высокий уровень, 

            1,5 – 3,5 баллов  – средний уровень,

            0,8 баллов – низкий  уровень.

      Из  таблицы видно, что большая часть  детей (5 человек) имеет средний уровень  наглядно-действенного мышления, 3 человека имеет высокий уровень развития и 2 человека – низкий уровень. 

      Результаты  исследования по методике «Матрицы Равенна» представлены в таблице №2.

Таблица 2.

Показатели  правильно решенных задач.

№ п\п Ф. И. учащегося Задание Правильно решенных задач (баллы)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Пиунов Андрей + + - - + + - + + - 6
2 Зубов Андрей + - - - + + + + - - 5
3 Паршина Ирина - + + + - - + + + - 6
4 Бабаков Дима + - + - + + - + - + 6
5 Еремин Павел - - + + - + + + - - 5
6 Богданов Денис + + + + + - + + + + 9
7 Тихомиров Денис + + + - + + + - + + 8
8 Егоров Александр + - - - + - - + - - 3
9 Каширин Саша + + + - + + + - + + 8
10 Курбанов Шариф - + - - - + + - - - 3
 

Данная  таблица показывает, что оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:         

     10 баллов – очень высокий;

     8 – 9 баллов – высокий;

     4 – 7 баллов – средний;

     2 – 3 балла – низкий;

     0 – 1 балл – очень низкий.

      Как видно из таблицы 3 ребенка имеют  высокий уровень развития наглядно-образного  мышления, 5  детей – средний  уровень развития и 2 ребенка –  низкий уровень развития. как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок.

      Так, например, о недостаточно высоком  уровне развития наглядно-образного  мышления у обследуемых детей  говорят результаты анализа данных по матрицам Равена и работы с кубиком  Рубика, которые выполнено ниже возрастных нормативов.

      Учитывая, что образное мышление играет важную роль, педагогу необходимо обратить пристальное  внимание на этот факт. По нашему мнению, следует выстраивать деятельность учащихся на уроках таким образом, чтобы  стимулировать развитие образного  мышления школьников.

      Выводы  по исследованию:

Таким образом, была проведена диагностика  уровней развития различных видов  мышления. Проведённый анализ результатов  исследования показал, что у испытуемых средний уровень развития наглядно-образного  мышления и наглядно-действенного мышления. Подобранные методики являются диагностичными в плане изучения мышления детей  младшего школьного возраста; необходимо развивать все 2 вида мышления младших  школьников: и наглядно-действенное, и наглядно-образное. 

     2.3. Рекомендации по развитию  мышления

     младших школьников. 

     Все без исключения виды мышления необходимо развивать, начиная с дошкольного  возраста. Упражнения, которые применяются  при этом, можно использовать и  в младшем школьном возрасте, только в более сложной форме.

     Можно предложить целый ряд развивающих  заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том  числе его творческой стороны.

     К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий со спичками, с палочками (выложить фигуру из определённого  числа спичек, переложить одну из них  с тем, чтобы получить другое изображение; соединить несколько точек одной  линией, не отрывая руки и др.).

     Приведём  простейшие задания со спичками:

  1. составить 2 равных треугольника из 5 спичек;
  2. составить 2 равных квадрата из 7 спичек;
  3. составить 3 равных треугольника из 7 спичек.

     Упражнения  со спичками помогут также развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только 1 разрез ножницами (по прямой линии).

     Наряду  с этим можно использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развить  функцию мышления путём усложнения условий задания (развивающие игры приведены в приложении 4).

     Большое значение имеет развитие словесно-логического  мышления. Умение мыслить, выполнять  умозаключения без наглядной  опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие  успешного усвоения учебного материала.

     Главная цель работы по развитию логического  отвлечённого мышления состоит в  том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые  предлагаются в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием  этих суждений, не привлекая других знаний.

     С целью совершенствования мыслительных операций рассматриваются задачи логического  характера:

     умение  делать заключение из двух суждений, в  которых указываются соотношения  между первым и вторым объектами, вторым и третьим с использованием свойства транзитивности некоторых  отношений;

     совершенствование умений сравнивать числа, выражения, текстовые  задачи, глубоко осознавая смысл  операции сравнения, продолжается работа по формированию умений делать обобщения  и т.д. Для этого предлагаются задания:

  1. Отыскивание недостающей фигуры.
  2. Установление закономерности и продолжение ряда состоящего из геометрических фигур.
  3. Выполнение заданий на классификацию предметов, чисел, выражений.

     Также можно вводить нестандартные  задачи, которые требуют повышенного  внимания к анализу условия и  построения цепочки взаимосвязанных  логических рассуждений.

     В области развития образного мышления усилия учителя должны быть сосредоточены  на формировании у детей умения создавать  в голове различные образы, т.е. визуализировать (примеры упражнений на развитие образного  мышления приведены в приложении 5). 
 
 
 
 

Заключение 

     Целью нашей работы было изучить понятие  мышление, виды мышления ,основные методы исследования мышления в психологии и провести экспериментальное  исследование.

     Мы  рассмотрели, что человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет  его понять. Понять – это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них.

     С развитием общества мышление эволюционирует, и все более переходит к  обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются  абстракции, числа, пространства и времени.

     Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому  основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к  интеллектуальным и другим способностям человека, все названые виды мышления не уступают друг другу.

     Мыслительный  процесс является сознательным и  целенаправленным, оперирует понятиями  и образами и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.)

     Мыслительная  деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Характеризуется  сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

     Абстракция  и обобщение являются двумя сторонами  единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к  познанию.

     Познание  совершается в понятиях и умозаключениях, поэтому основными формами логического  процесса являются понятия, суждения, умозаключения.

     Индивидуальный  стиль мышления влияет на способы  решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс