Мышление как высший познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что наше познание окружающей действительности начинается с ощущения восприятия, и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Цель исследования: исследование понятия мышление и основные методы исследования мышления в психологии.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………...3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс…...……………...5
1.1.Понятие мышление..……...……………………………………….5
1.2. Классификация видов мышления. ………................................6
1.3. Основные формы мышления. Мыслительный процесс…….…10
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня
мышления младших школьников ………………………………….23
2.1. Организация и методы исследования ….………… ……….….23
2.2. Результаты исследования. ……….……………..……………...30
2.3. Рекомендации по развитию мышления
младших школьников……………………………………………….33
Заключение. ……………………………………………………........35
Список литературы. ………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии личности.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     Реалистическое  мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими  законами, а артистическое мышление связано с реализацией желаний  человека (Мельничук, 2001).

     Иногда  используется термин – эгоцентрическое  мышление, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку  зрения другого человека.

     Важным  является различение продуктивного  и репродуктивного мышления, основанного  на степени новизны получаемого  в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать  непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации  образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

     По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себе цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие объекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются (Рубинштейн, 2001). 

      1.3. Основные формы  мышления. Мыслительный  процесс. 

     Всякий  мыслительный процесс совершается  в обобщениях (понятиях), но включает в себе так же образы. Существование  художественного мышления, сравнений  и метафор доказывает, что человек  может мыслить образами. Включаясь  в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные  заменяются (Рубинштейн, 2001).

     Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом  мышления, часто это требует большой  мыслительной работы.

     Первый  признак мыслящего человека –  умение увидеть проблему там, где  она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак, развивающийся работы мысли. Человек  видит тем больше проблем, чем  больше круг его значений. Таким  образом, мышление предполагает наличие  каких-то начальных знаний (Рубинштейн, 2001).

     От  осознания проблемы мысль переходит  к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами.

     Решение задачи предполагает привлечение уже  имеющихся знаний в качестве средств  и методов решения.

     Автоматизированные  схемы действия можно считать  навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

     Мыслительный  процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.) (Рубинштейн, 2001).

     Выделяют 4 стадии решения проблемы:

  • Подготовка
  • Созревание решения
  • Вдохновение
  • Проверка найденного решения

     Структура мыслительного процесса решения  проблемы:

    1. Мотивация (желание решить проблему).

          2. Анализ проблемы (выделение, что дано, что требуется).

     3. Поиск решений:

     3.1. поиск решения на основе одного  известного алгоритма (репродуктивное  мышление)

     3.2. поиск решения на основе выбора  оптимального варианта из множества  известных алгоритмов

     3.3. решение на основе комбинации  отдельных звеньев из различных  алгоритмов

     3.4. поиск принципиально нового решения  (творческое мышление)

     3.4.1. на основе углубленных логичных  рассуждений (анализ, сравнение,  синтез, классификация, умозаключение  и т.п.)

     3.4.2. на основе использования аналогий

     3.4.3. на основе использования эвристических  приемов

     3.4.4. на основе использования эмпирического  метода проб и ошибок

     В случае неудачи:

     3.5. отчаяние, переключение на другую  деятельность – период инкубационного  отдыха созревание идей, озарение, вдохновение мгновенное осознание  решения некоторой проблемы (интуитивное  мышление).

     Факторы, способствующие озарению:

     а) высокая увлеченность проблемой;

     б) вера в успех, в возможность решения  проблемы;

     в) высокая информированность в  проблеме, накопленный опыт.

     г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре  и т.д.)

     4. Логическое обоснование найденной  идеи решения, логичное доказательство  правильности решения.

     5. Реализация решения

     6. Проверка найденного решения.

     7. Коррекция.

     Мыслительная  деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется  сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

     Мышление  в отличие от других процессов  совершается в соответствии с  определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

     а) сравнение

     б) анализ

     в) синтез

     г) абстракция

     д) обобщение

     Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме  того, может стать классификация. Нередко она выступает как  первичная форма теоретического и практического познания.

     Более глубокое проникновение в суть вещей  требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при  помощи анализа и синтеза.

     Анализ-это  расчленение предмета, мысленное  или практическое. Но составляющие его элементы с последующим их сравнением.

     Синтез  – есть построение целого из аналитически заданных частей.

     Анализ  и синтез обычно осуществляются вместе. Способствуют более глубокому познанию действительности.

     Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении  какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом  не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что  он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное (Лебедев, 2003).

     Теоретический, практический, образный и абстрактный  интеллект связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

     Абстракция  – это выделение какой-либо стороны  или аспекта явления, которые  в действительности как самостоятельные  не существуют. Абстрагирование выполняется  для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко  выступает формирование понятий.

     Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы  решения задач. Их использование  и перенос в другие условия  возможные лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

     Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его  с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

     Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения  – понятие – выводится суждение о принадлежности единичных вещей  и явлений определенному классу.

     Абстракция  и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию.

     Познание  совершается в понятиях, суждениях  и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления –  это понятия, суждения, умозаключения.

     Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных  людей, например, у шизофреников, а  также у тех, кто занимает пограничное  положение между нормой

     Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений, выражена словом или группой  слов.

     Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

     В понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь.

     Восприятие  и представление всегда отражает конкретное единичное. Никто из нас  никогда не видел и не может  видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, нельзя представить  себе предмета, абсолютно лишенного  каких-либо индивидуальных признаков. Понятие – более развитая и  всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление, которое наглядно и связанно с  восприятием.

     С другой стороны реальное мышление в  понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление  не существуют друг без друга. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия  с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями мысль, старается привлечь наглядный материал.

     Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления:

  • Суждение
  • Умозаключение
  • Определение понятий
  • Индукция
  • Дедукция

     Суждение  – это основная форма результата мыслительного процесса.

     Суждение  – высказывание, содержащее определенную мысль.

     Рассуждение – это работа мысли над суждением.

     Умозаключение – это серия логически связанных  высказываний, из которых выводится  новое знание.

     Определение понятия рассматривается как  система суждений о некотором  классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

     Индукция  и дедукция – это способы производства умозаключения, отражающие направленность мысли от частного к общему или  наоборот. Индукция предполагает вывод  частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частного.

     Рассуждение является обоснованным, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

     Дедуктивное рассуждение является обоснованным, индуктивным умозаключением.

     Мышление  может происходить на разных условиях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Человек не может мыслить только в понятиях без представления, в  отрыве от наглядности, но так же не может мыслить лишь чувственном  образом без понятия. Поэтому  два уровня мышления взаимосвязано.

     Но  возможен случай, в котором отвлеченное  теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи.

     Некоторые люди прекрасно сплавляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая  при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощным, когда нужно найти выход в  практической ситуации.

Информация о работе Мышление как высший познавательный процесс