Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

Оно включает мотивационную сферу: потребности, интересы, цели, ценностные

ориентации самореализации личности профессиональные притязания и нацеленность

на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с

высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных

целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего прфессионального

роста.

-         Психологическое - формирование у военнослужащих высокой

психологической устойчивости, готовности к выполнении сложных и ответственных

в новых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения

воинской службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной

жизнедеятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение,

управление и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских

коллективов; умелое воздействие на мотивационную сферу деятельности каждого

военнослужащего; профилактику негативных явлений, снятие психологической

напряженности, преодоление эмоционального упадка, формирование

психологических качеств с учетом особенностей различных личного состава.

Управление мативационной сферой воинской деятельности должно осуществляться

системно, с учетом специфики соответствующих этапов:

-         на этапе выбора профессии;

-         в период обучения в военно-учебном заведении;

-         на этапе первоначального профессионального становления;

-         в период обретения профессиональной зрелости.

Этапам социализации личности офицера, формирования побудительных мотивов его

деятельности соответствуют следующие основные задачи, стоящие перед

субъектами управления: этап поступления - отбор наиболее способных к

обучению, т.е. наиболее предрасположенных; этап обучения - сохранения и

развития военно-профессиональной предрасположенности, формирование военно-

профессиональной направленности, как совокупности основных мотивов

деятельности; этап службы - сохранение и развитие военно-профессиональной

направленности, совершенствование мотивационной сферы деятельности военных

кадров. Отсюда вытекают основные пути повышения эффективности повышения

управления данным процессом, проявляющиеся в совершенствовании:

-         системы формирования контингента кандидатов на поступление в

военно-учебные заведения;

-         компанентов системы профессиональной экспертизы при поступлении

(профессиональный психологической отбор);

-         системы социально-психологического сопровождения в период обучения

и в дальнейшей военной службе.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что осуществленный в

ней анализ может быть использован для дальнейшей разработки проблем

социологии, психологии, профессиологии, связанных с профессионализацией,

служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, военным

обучением, формированием военно-профессиональной направленности. Материалы

исследования могут помочь в выработке концепции управления учебно-

воспитательным процессом в ВУЗах Министерства Обороны РФ, в разработке

документов, регламентирующих степень участия и статус должностных лиц,

органов военного управления в формировании военно-професссиональнальной

направленности военнослужащих.

В дальнейшем работа может быть продолжена в исследовании противоречия между

процессом профессионализации армии, переходом на контрактную систему

комплектования личного состава, которая требует беспрекословного выполнения

требований любого приказа правящей государственной элиты, с одной стороны, а

с другой, - гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности,

предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей деятельности и средств

их реализации.

    

Список литературы. 

1.     Азаров В., Духовность современной армии  //Красная звезда, 2000, 20 июля;

2.     Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки

армии и флота. Материалы научно-практической конференции. /Под ред. Егорова

Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П.-М.:ВПА.1990. - 172 с.;

3.     Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-

М.:Дело-1992.- 927с.;

4.     Андреева Г.Д. Социальная психология. Учебник-М.: МГУ-1988.- 432с.;

5.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996. - 253с.;

6.      Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего

исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области

применения).--М.: Фолиум, 1994.--175с.;

7.     Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала

Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный

потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ

1998г.-340с.;

8.     Военная доктрина, // Красная звезда 2000, 2 апреля;

9.     Волков С.В., Офицеры и русская культура. М.: 1998г. - 187с.;

10. Вопросы воинского воспитания,  Сборник статей,  Москва. Воениздат -

1985г., - 178с.;

11. Григорьев А.А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским

летным трудом. Учебное пособие - Монино: ВВА-1989- 64с.;

12. Громов Ф.  Никогда не жалей о выбранном пути  // Армия.-1993-  №10- с.6;

13. Денисенко П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в

Российском обществе. //Государственно-патриотическая идеология и духовный

потенциал Российской Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998- с.16;

14. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для Вузов.

М.: Юрист. -  1996г. - 493с.;

15. Золотарев О. В. "Армия и культура". М. 1990 г.;

16. Зуев Ю.П.  Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.:

Воениздат, 1986.;

17. История  государства Российского,  Изд-во, "Пламя",1992г.- 410с.;

18. Каверин С.Б. Мотивация труда, М.: изд-во Институт психологии РАН, 1998г.

341с.;

19. Клямкин И.М. Советское и западное: Возможен ли синтез? /Политические

исследования.-1994-№5 с.75-95;

20. Ковалевский В.Ф. Методологические проблемы профессионального

психологического отбора военнослужащих. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-

1972- 29с.;

21. Коваленко С., Служить в таких условиях не желаю //Армия 1991 г. №19 с.18;

22. Концепция национальной безопасности, //Красная звезда 20.01.2000г.;

23. Корсновский А.А. "История русской армии". М.: 92 г.;

24. Крохмалюк А., В Россию верую и в честь // Армия  1991 №22 с.5;

25. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-

М.: ВПА-1986;

26. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения.

Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28;

27. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы  и пути их

решения //Военная мысль 1999г №6  21с.;

28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.;

29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции - М.: Наука, 1971 - 396с.;

30. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//

Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.;

31. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и ВС // Военная

мысль  1999 №4 с.40;

32. Лушников В.П., Воинские традиции России - важнейший источник формирования

патриотических ценностей у военнослужащих. //Государственно-патриотическая

идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-

теоретической конференции М.: Военный университет 1998г.;

33. Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-

1978- 477с.;

34. Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, -

М.: Воениздат, 1994  - 374с.;

35. Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения./

Пер. с полос. - М.: Прогресс,1986;

36. Миронов В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации

/Военная мысль-1993-№2- с.22-26;

37. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М.,

Просвещение, 1994.;

38. О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94

№191-М.:1993;

39. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и

Яноушека Я. М., МГУ, 1987.;

40. Петрий П.В. Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности

воинов России. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал

Российской Армии, Материалы научно-теоретической конф. М.: ВУ 1998г.;

41. Петрий П.В. Духовные ценности.-М. ВУ.-1998. -49с.;

42. Профилактика конфликтов на национальной  основе  (опыт, анализ,

рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.

43. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера, Учебное

пособие-М.: ВУ, 1998- 281с.;

44. Розанов В.А. Психология управления, учебное пособие - М.: ЗАО Бизнес-

школа Интел-Синзен - 1999г. -352с.;

45. Розанова Н.М., Психология, учебное пособие -- М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-

Синзен - 1999г-273c.;

46. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания военно-

профессиональной направленности абитуриентов авиационного училища летчиков

при решении задач профессионального отбора: опыт социологического

исследования в Тамбовском ВВАУЛ /Актуальные проблемы ВВУЗов ВВС. Межвузовский

сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.;

47. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания и оценивания военно-

профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов ТВВАУЛ

/Актуальные проблемы летного обучения. Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.;

48. Серых В. Д. "Воинские ритуалы". М.: -Воениздат, 1986 -387с.

49. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев:

Издательское  Общество "Верзилин и К ЛТД",1991;

50. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев:

Издательское Общество "Верзилин и К ЛТД",1991;

51. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986-

с.247;

52. Суходольский Г.В., Основы психологической теории деятельности, Ленинград,

Изд-во Ленинградского университета 1988г. -341с.;

53. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985,-341с.;

54. Федеральный закон "О статусе Военнослужащих'', -М.: Ось - 89. 1999 ,. 64с.;

55. Философский энциклопедический словарь( Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н.

Информация о работе Мотивация поведения военных