Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

и  ценностей воина выступает осознание каждым военнослужащим своей значимости

как личности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и

превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах воина.

Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны

и отражают только в общих чертах основные моменты этого диалектического

процесса.

Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности

военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи

восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более

глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия

различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс

осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи формирование

направленности воинов может выступать сознательной, специально организуемой

деятельностью различных органов, институтов государства и его Вооруженных Сил

по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих образование

устойчивых, зрелых потребностей, интересов и  ценностей как

общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного

функционирования в армейской среде.

На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской    деятельности

военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.

Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и во

взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют

непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны

жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании

таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский

долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других,

играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен

быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира

военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической

деятельности. Содержание мотивов деятельности  военнослужащих изначально

формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется

в социальных качествах и объективируется в деятельности.

Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы имеют

рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и вытекающие

из нее особенности функционирования мотивационной сферы деятельности

военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало

в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы

развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-

практическим, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными

Силами России и каждым воином.

Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих

представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи

восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее глубокому

познания к более глубокому осмыслению сущности духовности, переход

мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных условий и

факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как

совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных

процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные

стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ

состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования

мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих

мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти

этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами.

Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент, курсант,

молодой офицер и т.д.).

Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих требует

многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций

их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и

российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только

в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции

формирования профессиональной направленности военнослужащих проявлялись

многозначно и не всегда с положительным результатом, что не могло не

сказаться на зрелости духовных качеств личности воина. И сегодня у части

воинов имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов

объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет

указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России,

выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также новых идеалов, -

важнейшая задача всех причастных к воспитанию воинов командиров,

педагогических работников, представителей средств массовой информации,

коллективов ученых и исследователей.

    

Заключение. 

В ходе дипломной работы были достигнуты определенные теоретические результаты

и выработаны некоторые практические рекомендации.

В условиях резкого ухудшения объективных основ воинской деятельности

(кризисная ситуация в социально-экономической сфере, разрушение духовных

скреп общества, проблемы в собственно-военной области и т.д.) актуализируется

значение субъективного фактора. Перед обществом, руководителями всех уровней

стоит задача по сохранению Вооруженных Сил и военных кадров. Престиж

воинской  службы в условиях современной России возможен лишь путем реализации

комплекса мер и средств:

-                 материально-финансовых - высокое денежное довольствие,

создание комфортных социально-бытовых условий, продовольственное, вещевое и

иное обеспечение военнослужащих и т.д.;

-                 идеологических - формирование в обществе уважения к

военнослужащим, насаждение и пропаганда идеи служения Отечеству и

соответствующих видов ценностей и т.д.; особая роль при этом отводится

средствам массовой информации;

-                 психологических - культивирование высокой мотивационной

сферы воинской деятельности, представляющей собой совокупность определенных

потребностей, интересов, стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных

ориентиров;

-                 политических - создание высокопрофессиональной армии,

являющейся по своему духу подлинно народной, готовой надежно защищать

интересы  и безопасность Отечества;

-                 собственно-социальных - закрепление и поддержание особого

социального статуса военнослужащих, т.е. придание им особых прав и

обязанностей, ответственности за страну и государство; использование армии в

качестве социального «лифта» для подъема и вхождения в высшие слои общества,

формирование ее из представлений элитных экономических, политических,

социальных групп и др.

Реализация системы побудительных мотивов в процессе воинской службы,

основывается на  формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по-

настоящему заинтересованного отношения к воинской службе, обеспечении его

готовности к достойному выполнению военного долга; на развитие и

удовлетворение у различных категорий военнослужащих потребностей, интересов,

целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда; на улучшение качества

их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного

государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и

физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и

переподготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную

жизнь в условиях воинской деятельности; на использование ее воспитательного

потенциала в целях развития  у военнослужащих  достойных смысложизненных

ориентиров.

Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского воспитания,

ориентированного  на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов

в воинской службе и достойного выполнения воинского долга, является

предоставление воинам возможностей для реализации их важнейших потребностей и

интересов с учетом сил и средств, которыми располагает для этого общество и

его воинская организация. Тем самым действенность и конечный результат

воинского воспитания обеспечивается не только командирам и органами военного

управления, но и обществом в целом, всей системой соответствующих

государственных интересов.

Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально-

значительными ценностями, возвышенными  мотивами и идеалами, которые должны

быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава,

выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность

конституционному строю, военной присяге, добросовестность и

самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность,

коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к

преодолению трудностей, аскетизм.

Государство обязано обеспечить реализацию базовых, материальных потребностей

военнослужащих, достойный уровень их жизни, как фундамент, на котором

выстраиваются духовные потребности, интересы, идеалы и ценности. Вернуть

офицеру, военнослужащему чувство собственного достоинства, авторитет и

уважение в обществе, высокую духовность, которые были присуще в прежние

времена человеку в мундире Российской Армии, - одна из важнейших задач

формирования личности в обновленных Вооруженных Силах.

В этом деле особо выделяются следующие направления:

-         профессионально-деятельностное - формулирование добросовестного и

ответственного отношения к воинскому труду, связанному со служением

Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств

в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Информация о работе Мотивация поведения военных