Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным Силам - характер

воинской среды и воинской службы; в-третьих, влияние духовной культуры

общества, уровень развития общественного сознания, способы его связи и

взаимодействия с сознанием военнослужащего; протекающие в данный момент

духовные процессы и т.д. Субъективными факторами по своей природе являются,

прежде всего, система воспитательной работы, уровень управления развитием

воина, самовоспитание и другие. Формирование профессиональной направленности

воинов зависит и от других субъективных факторов: культурной развитости

личности воина, се способностей к усвоению ценностей духовной культуры,

критически осмысливать ситуации, а также от качества нравственного сознания

личности, ее ценностных ориентаций и волевых качеств.

Процесс формирования духовных ценностей воина является непрерывным и

характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных

параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности

военнослужащих формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее

системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и

негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние оказывают

также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный в семье,

школе, учебном заведении, трудовом коллективе.

Специфика формирования духовных ценностей военнослужащих российской армии в

современных условиях, противоречивость данного процесса связана с рядом

негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные объединения

и средства массовой информации допускают искажение фактов реального положения

идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес военного руководства,

абсолютизируют отдельные негативные явления, распространяя их на всю армию и

флот, явно или скрытно призывают молодежь уклоняться от службы в рядах

Вооруженных Сил. В результате резко упал престиж воинской службы. Выполнять

свой конституционный долг по защите Отечества стремятся очень немногие. Так,

по результатам опроса допризывной молодежи в краевом военкомате г.

Краснодара в мае 1996 г. более 64% опрошенных выразили нежелание служить в

армии, почти 80% не верят в возможность возникновения войны [42].

Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы из

противоречивого формирования мотивов воинской деятельности. Действительно,

выделение групп противоречий анализируемого процесса требует их классификации

для использования в практической деятельности субъектов управления. При этом

необходимо учитывать, что "живые противоречия" во много раз богаче,

разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются нашим сознанием. Но

нужно не только констатировать наличие противоречий в процессе формирования

профессиональной направленности воинов, но и анализировать их, объяснять

происхождение и тенденции вызревания, искать наиболее оптимальные и

своевременные способы их разрешения.

Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов

протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых,

основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между

содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их

обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий

формирования мотивации военнослужащих к одному из них, пусть даже основному,

как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации та иди иная

группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на определенном

этапе формирования профессиональной направленности воинов не только

внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно

важно иметь в виду субъектам управления.

Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает переход

мотивационной сферы деятельности воинов к новому качеству. Противоречия

могут быть налицо, но положительного развития на этом уровне не будет.

Противоречия должны разрешаться оптимальными способами и позитивно. Иными

словами, развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление.

Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов  деятельности

духовных ценностей воинов выступает для субъектов управления как цель или

объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта (зрелые, устойчивые

потребности, интересы) становятся средством достижения новой цели.

Диалектика цели и средства - одна из сторон процесса развития побудительных

мотивов. Следует отметить: способы разрешения противоречий могут быть самыми

разными, но при их выборе необходимо, чтобы, во-первых, соблюдалась строгая

субординация в зависимости от зрелости противоречив, их роли и места в жизни

воинских коллективов; во-вторых, учитывалась специфика армейской среды в

разрешении проблем воинов; в-третьих, имелось в виду, что единого, всеобщего

универсального способа преодоления противоречий нет. Иногда на практике к

таким "абсолютным" способам относят повышение требовательности к подчиненным,

успешное решение вопросов быта и досуга, организацию соревнования и т.д. Как

показывают исследования, все перечисленные меры действительно способствуют

решению возникающих в воинских коллективах проблем, но ни одна из них не

может претендовать на звание "универсальной". Только комплексное их

применение с акцентами на те меры, которые наиболее действенны в конкретной

ситуации, могут привести к реальному разрешению противоречий.

Анализ противоречий процесса формирования мотивации  военнослужащих

российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы.

1.Активность личности воина во всех сферах жизни войск создает реальные

предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования

устойчивых, зрелых духовных ценностей военнослужащих современной российской

армии.

2. Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов дает

возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие

противоречия.

3. Процесс преодоления противоречий формирования профессиональной

направленности военнослужащих  должен быть управляемым. Необходимость

управляющего воздействия тем выше, чем острее противоречие, особенно

внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в большей степени

реализацией творческих потенциалов воинов, их социальной активностью, на

развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов управления.

4. Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на процессы

преодоления противоречий в духовном мире личности воина, что требует

разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих воинов,

централизация управления жизни армии и флота.

5. Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов,

воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности

воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется

особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и

"объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов,

формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к

необоснованным требованиям и претензиям к военнослужащим в решении задач,

стоящих перед ними. Успешное выполнение их зависит далеко не от деятельности

субъекта - воина российской армии, и как следствие возникает

самоуспокоенность управленческих кадров, деятельностью которых во многом

определяется развитость социальной среды формирования духовных ценностей

личности военнослужащего.

Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии в

современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между собой

этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные выше

аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.

Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных

регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

требованиями воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому, что

он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в

значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их

соответствия реальным воинским отношениям и деятельности.

Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности

воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально

существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов, играющих значимую

роль в жизнедеятельности воина; а также поиск духовных ценностей,

необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к специфике

строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен

быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской деятельности.

Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность военных кадров по

духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию

должна строиться с учетом всего позитивного опыта, накопленного в

отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в

критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически

переносить на современную действительность (в том числе и деятельность

российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не

отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и российского

общества.

Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть

выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных требований

общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны других

военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения мотивации  для

воинской деятельности и воина в современных условиях - формирование

доминирующих смысложизненных ориентаций.

Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих

действий по формированию профессиональной направленности военнослужащих.

Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности

военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет

факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов

Информация о работе Мотивация поведения военных